Автор: Карасёва Наталья Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №27 имени А.В.Суворова"
Населённый пункт: Ростов на Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Игровая деятельность, как средство социализации дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
“Игровая деятельность, как средство социализации
дошкольников”
Одним из важнейших критериев адаптации личности в обществе является социализация,
которая подразумевает динамические изменения, происходящие в развитии личности в
течение определенного периода, содействуя процессам освоения и усвоения
подрастающим поколением ценностей и норм, социально-адекватных форм поведения и
др. Социализация также определяет пути индивидуального развития ребенка . Создание
условий для успешного развития эмоционально-волевой, двигательной, познавательной
сферы, а так же развития позитивных качеств личности каждого ребенка и его
оздоровление служит главной целью специального коррекционного образования в
дошкольных образовательных организациях. Специальное коррекционное
образование дошкольников направлено на: коррекцию нарушений развития детей с ОВЗ,
оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы;
разностороннее их развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и
особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Современный этап
развития системы специального образования предполагает включение детей с особыми
образовательными потребностями в группы массовой направленности. Так, практикуется
включение детей с речевыми нарушениями в интегрированные группы детского сада.
Вполне очевидно, что актуальной проблемой является поиск путей и приемов успешной
социализации данной группы детей. Дошкольный возраст
характеризуется сензитивным периодом для интенсивного моторного, интеллектуального,
эмоционального становления, а так же для развития коммуникативных умений. Чем
раньше произойдет включение ребенка с нарушениями речи в группу здоровых
сверстников, тем больше шансов на то, что он разовьет жизненно важное умение
адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, что вместе взятое будет
способствовать формированию социальной уверенности, заложить основы социального
здоровья. Влияние общения на психическое развитие ребенка широко представлено в
работах М.И. Лисиной. Экспериментальные исследования, проведенные под ее
руководством, показали, что именно в процессе общения развивается внутренний план
действий, сфера его эмоциональных переживаний, познавательная активность детей,
произвольность и воля, самооценка и самосознание. Теоретический анализ позволяет
констатировать, что при изучении детей с речевыми нарушениями в исследованиях
различных авторов достаточно полно изучена сфера познавательной деятельности. Что же
касается особенностей и проблем эмоционального развития дошкольников с нарушениями
речи и их социализации в условиях интегрированной группы, то мы можем отметить, что
специальных исследований было проведено сравнительно немного (О.В. Украинец и др.).
Между тем большинство исследователей обращают внимание на то, что дефицит
эмоциональных контактов дошкольников с речевыми нарушениями со сверстниками с
нормальным уровнем речевого развития и взрослыми не может не затруднять или
оказывать негативное влияние на ход личностного становления. Общеизвестно, что
особенности возрастного развития определяют существенные аспекты социализации
дошкольников. К ней относится игровая деятельность, через которую ребѐнок
воспроизводит систему социальных отношений в обществе. С точки зрения Д.Б
Эльконина, игра – это способ освоения социальной действительности, в котором
выражается связь ребѐнка с обществом, кроме того, игра является средством освоения
социальных ролей, ценностей и моделей поведения. Высокий уровень развития игры и
сюжетно-ролевой игры, в частности, делает процесс социализации эффективным
. Научные труды Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой и других ученых показали, что
игра социальна по своим мотивам, структуре и функциям, оказывая значительное
воздействие на социальное и нравственное развитие личности дошкольника. В ней
ребенок воспроизводит содержание окружающего его социального мира, существующих в
нем этических норм и правил. Как указывал А.Н. Острогорский, игра – наиболее
доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего
мира впечатлений, знаний, т.е подлинная социальная практика жизни в
обществе сверстников . Под руководством взрослых игра способствует раскрытию
возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке его к обучению в школе, а в
дальнейшем и для взрослой самостоятельной жизни. Так как именно в дошкольном
возрасте закладываются основы социальной зрелости, определяется направление
успешной социализации в обществе. По мнению Т.Ю. Марковой основными функциями
игры являются: обучающая, развлекательная, коммуникативная, воспитательная,
развивающая, релаксационная и психологическая. На протяжении всего дошкольного
возраста детей формы и виды игр меняются и усложняются от простой манипуляции с
предметами до игр-драматизаций, самостоятельных дидактических игр и т.д. Важно,
чтобы игры, способствующие социализации детей с речевыми нарушениями, не носили
«навязывающий» характер, так как должно происходить развитие инициативы и
творчества дошкольника.