Напоминание

"Игровая деятельность, как средство социализации дошкольников"


Автор: Карасёва Наталья Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №27 имени А.В.Суворова"
Населённый пункт: Ростов на Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Игровая деятельность, как средство социализации дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровая деятельность, как средство социализации

дошкольников

Одним из важнейших критериев адаптации личности в обществе является социализация,

которая подразумевает динамические изменения, происходящие в развитии личности в

течение определенного периода, содействуя процессам освоения и усвоения

подрастающим поколением ценностей и норм, социально-адекватных форм поведения и

др. Социализация также определяет пути индивидуального развития ребенка . Создание

условий для успешного развития эмоционально-волевой, двигательной, познавательной

сферы, а так же развития позитивных качеств личности каждого ребенка и его

оздоровление служит главной целью специального коррекционного образования в

дошкольных образовательных организациях. Специальное коррекционное

образование дошкольников направлено на: коррекцию нарушений развития детей с ОВЗ,

оказание им квалифицированной помощи в освоении образовательной программы;

разностороннее их развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и

особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Современный этап

развития системы специального образования предполагает включение детей с особыми

образовательными потребностями в группы массовой направленности. Так, практикуется

включение детей с речевыми нарушениями в интегрированные группы детского сада.

Вполне очевидно, что актуальной проблемой является поиск путей и приемов успешной

социализации данной группы детей. Дошкольный возраст

характеризуется сензитивным периодом для интенсивного моторного, интеллектуального,

эмоционального становления, а так же для развития коммуникативных умений. Чем

раньше произойдет включение ребенка с нарушениями речи в группу здоровых

сверстников, тем больше шансов на то, что он разовьет жизненно важное умение

адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, что вместе взятое будет

способствовать формированию социальной уверенности, заложить основы социального

здоровья. Влияние общения на психическое развитие ребенка широко представлено в

работах М.И. Лисиной. Экспериментальные исследования, проведенные под ее

руководством, показали, что именно в процессе общения развивается внутренний план

действий, сфера его эмоциональных переживаний, познавательная активность детей,

произвольность и воля, самооценка и самосознание. Теоретический анализ позволяет

констатировать, что при изучении детей с речевыми нарушениями в исследованиях

различных авторов достаточно полно изучена сфера познавательной деятельности. Что же

касается особенностей и проблем эмоционального развития дошкольников с нарушениями

речи и их социализации в условиях интегрированной группы, то мы можем отметить, что

специальных исследований было проведено сравнительно немного (О.В. Украинец и др.).

Между тем большинство исследователей обращают внимание на то, что дефицит

эмоциональных контактов дошкольников с речевыми нарушениями со сверстниками с

нормальным уровнем речевого развития и взрослыми не может не затруднять или

оказывать негативное влияние на ход личностного становления. Общеизвестно, что

особенности возрастного развития определяют существенные аспекты социализации

дошкольников. К ней относится игровая деятельность, через которую ребѐнок

воспроизводит систему социальных отношений в обществе. С точки зрения Д.Б

Эльконина, игра – это способ освоения социальной действительности, в котором

выражается связь ребѐнка с обществом, кроме того, игра является средством освоения

социальных ролей, ценностей и моделей поведения. Высокий уровень развития игры и

сюжетно-ролевой игры, в частности, делает процесс социализации эффективным

. Научные труды Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой и других ученых показали, что

игра социальна по своим мотивам, структуре и функциям, оказывая значительное

воздействие на социальное и нравственное развитие личности дошкольника. В ней

ребенок воспроизводит содержание окружающего его социального мира, существующих в

нем этических норм и правил. Как указывал А.Н. Острогорский, игра – наиболее

доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего

мира впечатлений, знаний, т.е подлинная социальная практика жизни в

обществе сверстников . Под руководством взрослых игра способствует раскрытию

возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке его к обучению в школе, а в

дальнейшем и для взрослой самостоятельной жизни. Так как именно в дошкольном

возрасте закладываются основы социальной зрелости, определяется направление

успешной социализации в обществе. По мнению Т.Ю. Марковой основными функциями

игры являются: обучающая, развлекательная, коммуникативная, воспитательная,

развивающая, релаксационная и психологическая. На протяжении всего дошкольного

возраста детей формы и виды игр меняются и усложняются от простой манипуляции с

предметами до игр-драматизаций, самостоятельных дидактических игр и т.д. Важно,

чтобы игры, способствующие социализации детей с речевыми нарушениями, не носили

«навязывающий» характер, так как должно происходить развитие инициативы и

творчества дошкольника.



В раздел образования




Яндекс.Метрика