Напоминание

"Коррекционно–развивающие игры, как фактор способствующий реабилитации детей с ТНР"


Автор: Синицкая Светлана Анатольевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №39
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Коррекционно–развивающие игры, как фактор способствующий реабилитации детей с ТНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автоматизация звука – это завершающий этап обучения: произнесение

звука

не

сопровождается

обдумыванием

движений

языка,

губ.

Процесс

звукопроизношения в этом случае протекает без особого напряжения.

При

автоматизации

звуков

путём

длительной

и

разнообразной

тренировки,

в

связной

речи,

в

коре

больших

полушарий,

между

определёнными пунктами раздражений, устанавливается прочная связь. Тогда

звуковые рефлексы могут удерживаться в течении месяца и ряда лет без

дальнейшей тренировки и подкреплений.

Включение новых звуков в повседневную речь требует от воспитателя

большой,

напряжённой

бдительности

и

постоянного

прислушивания

к

произношению ребёнка (должен вырабатываться павловский «сторожевой

рефлекс» на всякое нарушение произношения).

Для закрепления, автоматизации звука следует создавать для ребёнка

такие условия, чтобы новый звук в течении дня произносился не менее 10-20

раз.

Воспитатель должен внимательно следить за речью детей

и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех

режимных

моментов.

Причём,

очень

важно,

чтобы

все

ошибки

детей

исправлялись

воспитателем

корректно.

Ни

в

коем

случае

не

следует

передразнивать ребёнка, высмеивать его, так как это может спровоцировать

снижение

речевой

активности,

замкнутость,

отрицательное

отношение

к

воспитателю, к обучению в целом.

Приёмы исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время

занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности,

не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это

делать

незаметно для остальных.

Например, во время игры ребёнок не правильно произносит какую-

либо фразу. Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к

себе этого ребёнка и предлагает ему послушать правильный и неправильный

варианты сочетания слов. А затем спрашивает: «Как лучше сказать?», и

только потом просит повторить правильную фразу.

Если же ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно

реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!», или

«Я не понимаю тебя, подумай и скажи правильно».

Теперь

об

исправлении

ошибок

на

занятиях.

Здесь,

во-первых,

ограничено время, и, долгие выяснения того, как лучше сказать, со стороны

воспитателя

неуместны.

Во-вторых,

внимание

детей

приковано

к

речи

отвечающего и незаметно исправить его ошибки невозможно, да и не нужно.

И в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого

1

ребёнком

общения,

должны

проходить

при

максимальной

мобилизации

внимания отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь.

В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться

воспитателем моментально. («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К

исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же

воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда

большинство детей не смогли это сделать.

Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по

ходу

ответа.

Например,

если

ребёнок

не

правильно

произнёс

звук

«р»,

воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук «р»

голосом слова: стРоить, игРать, гоРка, ит.д.

Может случится и так: одному из ребят очень хочется ответить, а

воспитатель

заранее

знает,

что

сложное

по

слоговой

структуре

слово

(милиционер, пододеяльник) ребёнок не произнесёт и это вызовет смех у

остальных.

В

этом

случае,

можно

предложить

ребёнку

сказать

ответ

воспитателю на ухо, а затем похвалить малыша за старание.

Для

того,

чтобы

дети

на

всех

занятиях

говорили

внятно

и

с

наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей

очень чёткой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.

Процесс

нормализации

речи

и

угасание

патологического

рефлекса,

возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и

своей

собственной.

Естественно,

такая

работа

требует

от

воспитателя

терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.

2



В раздел образования




Яндекс.Метрика