Автор: Синицкая Светлана Анатольевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №39
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Коррекционно–развивающие игры, как фактор способствующий реабилитации детей с ТНР"
Раздел: дошкольное образование
Автоматизация звука – это завершающий этап обучения: произнесение
звука
не
сопровождается
обдумыванием
движений
языка,
губ.
Процесс
звукопроизношения в этом случае протекает без особого напряжения.
При
автоматизации
звуков
путём
длительной
и
разнообразной
тренировки,
в
связной
речи,
в
коре
больших
полушарий,
между
определёнными пунктами раздражений, устанавливается прочная связь. Тогда
звуковые рефлексы могут удерживаться в течении месяца и ряда лет без
дальнейшей тренировки и подкреплений.
Включение новых звуков в повседневную речь требует от воспитателя
большой,
напряжённой
бдительности
и
постоянного
прислушивания
к
произношению ребёнка (должен вырабатываться павловский «сторожевой
рефлекс» на всякое нарушение произношения).
Для закрепления, автоматизации звука следует создавать для ребёнка
такие условия, чтобы новый звук в течении дня произносился не менее 10-20
раз.
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей
и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех
режимных
моментов.
Причём,
очень
важно,
чтобы
все
ошибки
детей
исправлялись
воспитателем
корректно.
Ни
в
коем
случае
не
следует
передразнивать ребёнка, высмеивать его, так как это может спровоцировать
снижение
речевой
активности,
замкнутость,
отрицательное
отношение
к
воспитателю, к обучению в целом.
Приёмы исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время
занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности,
не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это
делать
незаметно для остальных.
Например, во время игры ребёнок не правильно произносит какую-
либо фразу. Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к
себе этого ребёнка и предлагает ему послушать правильный и неправильный
варианты сочетания слов. А затем спрашивает: «Как лучше сказать?», и
только потом просит повторить правильную фразу.
Если же ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно
реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!», или
«Я не понимаю тебя, подумай и скажи правильно».
Теперь
об
исправлении
ошибок
на
занятиях.
Здесь,
во-первых,
ограничено время, и, долгие выяснения того, как лучше сказать, со стороны
воспитателя
неуместны.
Во-вторых,
внимание
детей
приковано
к
речи
отвечающего и незаметно исправить его ошибки невозможно, да и не нужно.
И в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого
1
ребёнком
общения,
должны
проходить
при
максимальной
мобилизации
внимания отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь.
В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться
воспитателем моментально. («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К
исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же
воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда
большинство детей не смогли это сделать.
Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по
ходу
ответа.
Например,
если
ребёнок
не
правильно
произнёс
звук
«р»,
воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук «р»
голосом слова: стРоить, игРать, гоРка, ит.д.
Может случится и так: одному из ребят очень хочется ответить, а
воспитатель
заранее
знает,
что
сложное
по
слоговой
структуре
слово
(милиционер, пододеяльник) ребёнок не произнесёт и это вызовет смех у
остальных.
В
этом
случае,
можно
предложить
ребёнку
сказать
ответ
воспитателю на ухо, а затем похвалить малыша за старание.
Для
того,
чтобы
дети
на
всех
занятиях
говорили
внятно
и
с
наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей
очень чёткой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.
Процесс
нормализации
речи
и
угасание
патологического
рефлекса,
возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и
своей
собственной.
Естественно,
такая
работа
требует
от
воспитателя
терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.
2