Напоминание

Здоровьесберегательные технологии в работе учителя–логопеда


Автор: Васянькина Елена Валерьевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ Воротынский детский сад №5 "Родничок"
Населённый пункт: р.п. Воротынец
Наименование материала: сообщение
Тема: Здоровьесберегательные технологии в работе учителя–логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к

существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей

дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-

экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время

все более востребованными становятся такие педагогические технологии,

которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение

здоровья детей.

Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение

уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова,

Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет

необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей

работы и развития речи детей.Логопедическая работа предполагает

коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.

Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у

кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти,

внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость

проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными

детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную

гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику,

упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти,

мышления), физкультминутки, логоритмику, массаж и самомассаж.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои

мысли, тем шире его возможности в познание окружающей

действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со

сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое

развитие. Внимание, память, мышление, восприятие, воображение

формируется с прямым участием речи. Современный ребенок в дошкольном

возрасте должен овладеть системой русского языка: говорить связно; полно

излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения;

правильно произносить все звуки, воспроизводить слова со сложной

слоговой структурой. В последнее время, наблюдается рост числа детей,

имеющих речевые нарушения.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют

значительно улучшить результативность коррекционной работы,

разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и

способствовать оздоровлению детей, качественное развитие, воспитание и

обучение детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению

здоровья.

Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию

физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными

речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И.

Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).

В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в

практику здоровьесберегающих технологий, т.е. такой организации

образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и

воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, способствует его

укреплению. Новые стимулы, служат для создания благоприятного

эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и

активизации нарушенных психических функций.

Исходя из вышесказанного, поставила перед собой следующую

Цель:

оптимизировать процесс коррекции речи и обеспечить оздоровление,

поддержание и обогащение здоровья детей

Для достижения поставленной цели в процессе коррекционно-

развивающего обучения выделяются и решаются следующие задачи:

Развивать навыки общения, формировать фонетическую сторону речи,

обучать связной, грамматически правильной речи, подготовить детей к

обучению в школе;

Создать благоприятный климат и рациональный режим для детей с

нарушением речи;

Ознакомить с простыми приемами по сохранению собственного здоровья;

Внедрить и адаптировать технологии к условиям работы с детьми на

логопедическом пункте в соответствии с индивидуальными,

возрастными особенностями;

Совершенствовать общую, мелкую моторику;

Повышать резерв дыхательной системы;

Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового

образа жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности

логопеда стало перспективным средством коррекционно-развивающей

работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы

принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще

применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению

максимально возможных успехов в преодолении не только речевых

трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада

должны внедрятся в условиях здоровьесберегающей

и здоровьеразвивающей среды.

Первое что можно выделить это различные виды гимнастик:

артикуляционная, дыхательная.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных

упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного

аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений

органов, участвующих в речевом процессе.

Регулярное выполнение поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию,

(нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных,

полноценных движений и определённых положений артикуляционных

органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение

простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать

произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые

необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для

тренировки

подвижности и переключаемости органов, отработки определённых

положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для

каждого звука той или иной группы.

Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию

речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков

диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным

типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности,

длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка

правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией

звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и

развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм

ребенка комплексное лечебное воздействие.

К коррекционным технологиям относятся: логоритмика, упражнения на

развитие мелкой и общей моторики, пальчиковые игры, релаксация и

массаж и самомассаж.

массаж и самомассаж – совокупность приемов механического,

дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых

непосредственно на поверхности тела человека руками,

Стимулирую активные точки, расположенных на пальцах рук при помощи

различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи,

колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.

самомассаж –

Развитие мелкой моторики.

На развитие мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях

уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует

умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных

умений, формированию графических навыков.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы,

поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи.

Именно поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место в моих

занятиях с детьми.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая

координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может

развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы

подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

Развитие общей моторики

Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в

середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса,

исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов,

воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для

детей, посещающих логопедические занятия.

Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ

века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью

специально подобранных техник.

Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя,

расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным

расслаблением.

Логоритмика – широко известная и эффективная технология. В

результате применения логоритмических упражнений улучшается

выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность.

Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы,

корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения

направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения

изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их

сочетаний, умение регулировать темп речи.

Литература:

1.

Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». – СПб., 2003.

2.

Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ

Сфера, 2006

3.

Кузнецова С.В., Е.В. Котова, Т.А. Романова «Система работы с узкими

специалистами ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2008г.

4.

Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». - М.,

2004.

5.

Мальгавко Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми

с ОНР» – Журнал «Логопед», 2012- №1.

6.

Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические

рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного

возраста». – СПб., КАРО, 2007.

7.

Панфёрова И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической

практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.

8.

Панферова И.В., Л.Н. Филиппова «Преемственность в работе

логопеда и других специалистов» Журнал «Логопед», 2007- №4.

11. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном

образовательном учреждении



В раздел образования




Яндекс.Метрика