Автор: Васянькина Елена Валерьевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ Воротынский детский сад №5 "Родничок"
Населённый пункт: р.п. Воротынец
Наименование материала: сообщение
Тема: Здоровьесберегательные технологии в работе учителя–логопеда
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к
существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей
дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-
экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время
все более востребованными становятся такие педагогические технологии,
которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение
здоровья детей.
Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение
уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова,
Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет
необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей
работы и развития речи детей.Логопедическая работа предполагает
коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.
Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у
кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти,
внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость
проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными
детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную
гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику,
упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти,
мышления), физкультминутки, логоритмику, массаж и самомассаж.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои
мысли, тем шире его возможности в познание окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со
сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие. Внимание, память, мышление, восприятие, воображение
формируется с прямым участием речи. Современный ребенок в дошкольном
возрасте должен овладеть системой русского языка: говорить связно; полно
излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения;
правильно произносить все звуки, воспроизводить слова со сложной
слоговой структурой. В последнее время, наблюдается рост числа детей,
имеющих речевые нарушения.
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют
значительно улучшить результативность коррекционной работы,
разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и
способствовать оздоровлению детей, качественное развитие, воспитание и
обучение детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению
здоровья.
Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию
физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными
речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И.
Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).
В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в
практику здоровьесберегающих технологий, т.е. такой организации
образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и
воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, способствует его
укреплению. Новые стимулы, служат для создания благоприятного
эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и
активизации нарушенных психических функций.
Исходя из вышесказанного, поставила перед собой следующую
Цель:
оптимизировать процесс коррекции речи и обеспечить оздоровление,
поддержание и обогащение здоровья детей
Для достижения поставленной цели в процессе коррекционно-
развивающего обучения выделяются и решаются следующие задачи:
Развивать навыки общения, формировать фонетическую сторону речи,
обучать связной, грамматически правильной речи, подготовить детей к
обучению в школе;
Создать благоприятный климат и рациональный режим для детей с
нарушением речи;
Ознакомить с простыми приемами по сохранению собственного здоровья;
Внедрить и адаптировать технологии к условиям работы с детьми на
логопедическом пункте в соответствии с индивидуальными,
возрастными особенностями;
Совершенствовать общую, мелкую моторику;
Повышать резерв дыхательной системы;
Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового
образа жизни.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности
логопеда стало перспективным средством коррекционно-развивающей
работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы
принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще
применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению
максимально возможных успехов в преодолении не только речевых
трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада
должны внедрятся в условиях здоровьесберегающей
и здоровьеразвивающей среды.
Первое что можно выделить это различные виды гимнастик:
артикуляционная, дыхательная.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных
упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного
аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений
органов, участвующих в речевом процессе.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию,
(нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных,
полноценных движений и определённых положений артикуляционных
органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение
простых движений в сложные.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать
произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые
необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для
тренировки
подвижности и переключаемости органов, отработки определённых
положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для
каждого звука той или иной группы.
Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию
речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков
диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным
типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности,
длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка
правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией
звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и
развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм
ребенка комплексное лечебное воздействие.
К коррекционным технологиям относятся: логоритмика, упражнения на
развитие мелкой и общей моторики, пальчиковые игры, релаксация и
массаж и самомассаж.
массаж и самомассаж – совокупность приемов механического,
дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых
непосредственно на поверхности тела человека руками,
Стимулирую активные точки, расположенных на пальцах рук при помощи
различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи,
колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.
самомассаж –
Развитие мелкой моторики.
На развитие мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях
уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует
умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных
умений, формированию графических навыков.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы,
поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи.
Именно поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место в моих
занятиях с детьми.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая
координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может
развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы
подготовит платформу для дальнейшего развития речи.
Развитие общей моторики
Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в
середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса,
исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов,
воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для
детей, посещающих логопедические занятия.
Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ
века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью
специально подобранных техник.
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя,
расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным
расслаблением.
Логоритмика – широко известная и эффективная технология. В
результате применения логоритмических упражнений улучшается
выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность.
Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы,
корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения
направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения
изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их
сочетаний, умение регулировать темп речи.
Литература:
1.
Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». – СПб., 2003.
2.
Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ
Сфера, 2006
3.
Кузнецова С.В., Е.В. Котова, Т.А. Романова «Система работы с узкими
специалистами ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2008г.
4.
Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». - М.,
2004.
5.
Мальгавко Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми
с ОНР» – Журнал «Логопед», 2012- №1.
6.
Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические
рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного
возраста». – СПб., КАРО, 2007.
7.
Панфёрова И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической
практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.
8.
Панферова И.В., Л.Н. Филиппова «Преемственность в работе
логопеда и других специалистов» Журнал «Логопед», 2007- №4.
11. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном
образовательном учреждении