Автор: Лучина Наталья Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №201 "Детский сад компенсирующего вида"
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Полисенсорное развитие детей раннего возраста через философию русской матрешки
Раздел: дошкольное образование
Полисенсорное развитие детей раннего возраста
через философию русской матрешки
(из опыта работы).
Ребенок рождается с готовыми органами чувств. Задача воспитателя научить ребенка
всецело
ими
пользоваться.
В
нашем
ДОУ
над
этим
работают
следующие
службы:
медицинская (лечебно-восстановительная помощь), коррекционный центр (осуществление
коррекционной деятельности с целью компенсации имеющихся нарушений) и деятельность
воспитателей
(максимальное
развитие
и
эффективное
использование
сохранных
анализаторов, создание банка «стимульных» материалов).
Раскрывая матрешку, мы находим в ней еще одну: либо подобную, но меньше, либо
меньше, но совсем иную.
Так же и с ребенком. Работая с ним (формируя сенсорные эталоны), мы раскрываем в
нем его особенности. Способствует сенсорному развитию детей правильно организованная
предметно-пространственная развивающая среда: различные игры (типа «Стереогноз») и
пособия из разнообразного природного материала, игры-экспериментирования и пр. Для
детей
предусматриваются
игры,
решающие
задачи
по
формированию
и
в
дальнейшем
закреплению
умений
соотносить
(группировать)
предметы
по
цвету,
форме,
величине.
Сначала по одному признаку, а позже по нескольким. Например, «Свари компот» (форма и
цвет), «Детеныши» (форма и величина), «Найди такой же» (величина и цвет), «Бусы для
матрешки» и т.д..
И вновь также как мы открываем матрешку и узнаем, что в ней есть еще, также и
ребенок
в
процессе
практической
деятельности
–
на
занятиях
по
конструированию,
аппликации, лепке – знакомится с окружающим миром во всем его многообразии.
Особенно
важно,
чтобы
в
практической
деятельности
ребенок
использовал
одновременно несколько сенсорных органов чувств. Что и называется полисенсорностью.
Многие воспитательно-образовательные задачи позволяет решить театрализованная
деятельность. После театрализованных представлений детям предоставляется возможность
поиграть сказочными персонажами, таким образом обследовать предметы для выявления их
особенностей, расширить свой сенсорный опыт.
Интенсивному накоплению чувственного опыта способствуют пальчиковые игры.
Развитие
мелкой
моторики
с
активным
включением
речи
расширяет
познавательные
возможности.
Мир, в котором мы живем, как и матрешка, многомерен. Философия матрешки в том,
что матрешка хранит информацию о нас самих, учит нас искать множество смыслов. Всецело
используя
органы
чувств,
расширяя
свой
сенсорный
опыт
(самостоятельно
или
под
руководством воспитателя), ребенок сможет полноценно воспринимать окружающий мир.