Автор: Степанова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №414"
Населённый пункт: Татарстан, город Казань
Наименование материала: публикация
Тема: "Преемственность детского сада и школы в обучении детей основам безопасности".
Раздел: дошкольное образование
Степанова Светлана Михайловна ,
воспитатель первой квалификационной категории
( МАДОУ «Детский сад №414» , г. Казань )
За безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие расплачиваться.
/Уинстон Черчилль/
Преемственность детского сада и школы в обучении
детей основам безопасности.
Наши малыши выросли , стали смышлеными , много знают , много
понимают , на многие вещи у них есть свой взгляд . И завтра они пойдут в
школу.
Школа является связующим звеном между детством и взрослостью . Каким
будет для детей этот новый , неизведанный и очень важный этап его жизни?
Из безопасного и привычного дошкольного мира дети «выходят» в новое
сообщество , новый мир . Если в детском саду всегда кто-то находится
рядом, чтобы учить , воспитывать , направлять детей. То школьники часто
остаются дома одни , они предоставлены сами себе . И важно , чтобы
ребенок был готов к этому.
Приобщая детей к основам борьбы за безопасность жизнедеятельности ,
следует помнить , что психика детского организма устроена так , что дети
часто делают не то что нужно , а то что хочется . Поэтому наша задача
заинтересовать ребенка , научить , сформировать у них чувство
самостоятельности и ответственности за свое здоровье и поведение.
Существует много опасностей , которые подстерегают детей . И если малыши
могут пострадать из-за глупости , то школьники из-за любопытства.
Завороженные мирным словом «дом» , мы не думаем об опасности и поэтому
нередко пренебрегаем самыми элементарными мерами предосторожности в
отношении своих детей , а порой и допускаем такую беспечность , о которой
можно только сожалеть .
Для того , чтобы дети были дома в безопасности надо познакомить их с тем ,
что есть много нужных , но очень опасных предметов , которыми нужно
уметь пользоваться . Закреплять у детей представления о том , что эти
предметы должны храниться в специально отведенных местах . Развивать
чувство самосохранения умения сдерживать себя и стремление избегать
опасных ситуаций. Безусловно всего не предусмотреть , но многие опасные
ситуации можно предотвратить . Формирование у детей наблюдательности ,
внимания , умения быть предусмотрительными могут предотвратить многие
неприятности . Лучше избежать опасности , чем с ней бороться . Выучить
правила безопасности – это полдела. Гораздо труднее научиться применять их
в жизни . Каждый раз , оказавшись в сложном положении , дети должны
будут сами решать , что делать.
Невозможно водить ребенка все время за руку . Необходимо своевременно
доходчиво объяснить ему где , когда и как он может попасть в опасную
ситуацию.
Некоторые мамы и папы психологически исключают себя и своего ребенка из
возможной трагедии . Они считают , что это может случиться с кем
угодно , только не с из дочкой или сыном.
Иногда виновниками травм бывают сами родители . Неисправные домашние
электроприборы., розетки , не выключенные утюги - все это может стать
причиной страданий детей . Не следует забывать и о ребячьей
любознательности – сколько желающих сунуть гвоздь в розетку , чтобы
узнать «а что там внутри ?». Дети могут нанести травму не только себе , но и
сидящему рядом ребенку. Очень часто травма – результат ушиба . На ребенка
может упасть картина , если она плохо закреплена , цветочный горшок ,
неудачно поставленный на полке.
Задача взрослых состоит не только в том , чтобы оберегать и защищать
ребенка , но и в том , чтобы подготовить его к встрече с различными
сложными , а порой опасными жизненными ситуациями.
Детский сад , школа могут лишь закреплять те нравственные навыки ,
устойчивые привычки безопасного поведения на улицах и дорогах , которые
сформированы в семье .
Чтобы ребенок не нарушал дорожные правила , он должен не просто их знать
– у него должно войти в привычку их соблюдать . Даже если куда-то
опаздываете , все равно надо переходить дорогу там , где это разрешено
правилами. Личный пример родителей будет куда более наглядным , чем
сотни раз повторенные слова : «Не ходи на красный свет».
Родителям мы рекомендуем , что прежде чем отправить ребенка в школу
одного , пройти с ним весь путь и ненавязчиво показать наиболее опасные
участки . Пусть все , что связано со школой – дорога в школу тоже – у
ребенка ассоциируется с ярким и добрым . Для того , чтобы ребенок мог
предусмотреть опасность , надо научить его быть внимательным .
Часто дети , замечательно владея теорией , на практике пренебрегают
правилами. Даже если ребенок знает правила дорожного движения , он все
равно теряется в экстремальной ситуации , не может на практике применить
свои знания .Для того чтобы понять , что именно дети знают , думают ,
чувствуют , мы используем : беседы, занятия , чтения , проводим игровые
тренинги по темам : «Как пройти домой» , «Найди огнеопасные предметы» ,
«Дым в квартире», «Если ты заблудился к кому обращаться» , «Какие
ситуации опасны для здоровья и почему?»
Художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным ,
осмысленным . Мы включаем стихи , загадки ,ребусы, пословицы связанные
с содержанием той или иной темы : «Пожар» , «Один дома» , «Опасные
предметы» , «Транспорт» , «Безопасность» . Знания детей о правилах
безопасности расширяем и углубляем в ходе бесед и рассказов ,
использовании наглядно- иллюстративного материала.
Дети на занятиях должны быть не пассивными слушателями , активными
участниками учебного процесса . Занятия только тогда дадут положительные
результаты и оставят след в сознании ребенка , когда они будут интересными,
творческими и эмоционально- окрашенными.
Ребенок должен отвечать не только за свою безопасность и безопасность
окружающих его людей , животных .
Для осуществления преемственности в формировании основ безопасности у
дошкольников и младших школьников необходима совместная работа
педагогов и родителей . В школах введены обязательные уроки ОБЖ , а в
детских садах детям в самой доступной форме дают знания об основах
безопасности жизнедеятельности. Только систематическая , планомерная
работа в содружестве с семьей помогает сформировать у дошкольников
прочные знания о правилах безопасности .
Знания , усвоенные детьми в детском саду , подкрепленные в школе ,
пригодятся им в жизни , помогут детям не делать необдуманных поступков ,
сформировать у них осознанное отношение к своей жизни и своему
здоровью.