Автор: Шубина Яна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Чуораанчык"
Населённый пункт: с. Кюсюр
Наименование материала: Технологическая карта к НОД
Тема: "Путешествие в море Лаптевых"
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта
сюжетно- ролевой игры
«Путешествие на море Лаптевых»
подготовительная к школе группа
Задачи:
-формировать
умения
детей
творчески
развивать
сюжет
игры.
Побуждать
более
широко
использовать в игре знания об окружающей действительности;
-Развивать конструктивные умения детей при постройках необходимых атрибутов;
-Совместными
усилиями
определить
содержание
игры.
Обсудить
характеристики
людей,
которых играющие будут изображать;
-Обращать внимание на усвоение детьми умения согласовывать замыслы, слушать партнера и
учитывать его позицию;
-Закреплять и обобщать знания детей о морских обитателях, о животных Севера, о водном
виде транспорта, по ОБЖ.
Роль воспитателя:
Перенести смысловой акцент игры на смену ролей ребенка, на изменение характера своих
переживаний и отношений к другим персонажам игры. Ориентировать ребенка на своеобразие
каждой роли, которую он берет в игре; на изменение ролевых отношений.
Предварительная работа:
-Рассказ воспитателя о труде рыбаков, путешественниках, моряков;
-Рассматривание энциклопедий, посвященных природе севера, животным северных стран;
-Продуктивная деятельность: придумывание и изготовление названия ледокола;
-Упражнения на развитие творческого мышления и воображения: дидактическое упражнение
«На корабле объявлена тревога потому, что…»;
-Работа с родителями: предложить родителям просмотреть вместе с детьми мультфильмы.
Игровые действия: постройка транспорта, чума.
Материал и оборудование:
- Изображение животных (можно картинки, можно на экране);
- Материал для построек корабля (стулья, штурвал, кубики, модули);
- Приборы и материалы: компас, фонарик, бинокль, спасательный круг, штурвал, фотоаппарат,
для северного сияния- лампа, картон с отверстиями для созвездия белой медведицы;
- Бескозырки, матросские воротники, пилотки;
- Различный бросовый материал для предметов заместителей.
Роли: Капитан корабля, матросы врач, фотограф, штурман, рыбак.
Этапы
Материалы
Методы
Методические указания
Мотивация
Письмо от
Хаарчаны
Сюрприз
ный
момент
слайд1
- Сегодня ребята мы получили письмо, кто же это нам
его послал? На конверте написано МБДОУ
«Чуораанчык» подготовительной группе «Северное
сияние» значит адресовано оно нам. От кого: море
Лаптевых от Хаарчааны: Давайте я почитаю вам.
Хаарчаана: Приглашаю вас на путешествие на море
Лаптевых. Вы узнаете много интересного и полезного
«Хаарчаана».
- Дети, а кто такие путешественники? Какими они
должны быть?
Целеполаг
ания
Карта
Булунского
улуса
Постанов
ка цели
слайд 2
- Ребята Вы любите путешествовать? (ответы детей).
А давайте мы отправимся в путешествие к Хаарчаане.
Она отправила нам карту, посмотрите.
- Только не знаю, на чем отправимся? (предложения
детей).
- Посмотрите на экран, какие виды транспорта вы
здесь видите?
а) ракета (космический вид транспорта);
б) автомобиль (наземный);
в) корабль (водный);
г) самолет (воздушный).
Средства
Картинки
виды
водного
транспорта
Вопрос-
ответ
- На каком виде транспорта нам лучше поехать на
Море Лаптевых? (на водном виде транспорта).
- Какие виды водного транспорта вы знаете? (ответы
детей)
-
Посмотрите
на
экран.
Какие
виды
водного
транспорта
здесь
изображены?
(Корабль,
лодка,
катер, ледокол).
-
Какое
судно
выберем
для
путешествия?
(ответы
детей) Ледокол - мощное судно, оборудованное для
прохода сквозь льды, для плавания во льдах).
Действия
Материал для
построек
корабля
Бескозырки,
матросские
воротники,
пилотки
Картинки
морских
обитателей
(Белуха,
Диалог
Слайд 3
Сюжетно-
ролевая
игра
слайд 4
- Из чего можно сделать ледокол?
Судно построено, идите готовьтесь к путешествию.
Подумайте,
что
возьмете
с
собой.
Одевайте
воротнички, пилотки, бескозырки. Все на борт!
- Ребята, как вы думайте, кто готовит еду на корабле?
(ответы детей).
- Кто следит за здоровьем? (ответы детей)
- Кто такой матрос? (ответы детей)
- Кто ведет корабль? (ответы детей)
- Кто следит за маршрутом? (ответы детей)
- Какой должен быть капитан?
П р а в и л ь н о ,
м о л о д ц ы
р е б я т а ,
с и л ь н ы м ,
ответственным, внимательным.
- Я подхожу для этой роли? Так как мы плывем на
море
Лаптевых
первый
раз
разрешите
мне
быть
вашим
капитаном,
а
вы
будете
моей
командой.
В
следующий раз капитаном будете вы.
-Сейчас посмотрим, кто из моей команды лучше знает
наш корабль. (на экране картины: камбуз, каюта)
Капитан:-Что это? (камбуз, кухня)
-Что это? (каюта-помещение на корабле).
-Давайте распределим роли кто кем будет?
Капитан: -Ребята,
наши
стулья
будут
каютами.
Когда корабль отплывет от берега, можно спокойно
выходить из каюты и гулять по кораблю, заходить в
камбуз,
но
по
сигналу
капитана
пассажиры
возвращаются в каюты.
-
Итак,
можно
отправляться
в
путь.
Поднять
якорь. Отправляемся в путь.
Капитан:-Смотрите
в
иллюминатор,
кто
это
проплывает?
Молодцы
ребята!
Оказывается
вы
очень
много
тюлень,
нерпа,
Спасательный
круг
Лампа для
Северного
сияния
2 дуги, белая
ткань,
модуль).
Стакан с
водой, соль,
картошка
следы
северных
зверей
Альбомный
лист
Материалы
для чума.
Разноцветные
ленточки.
Диалог
Физминут
ка
эксперим
ентирован
ие
Высказыв
ание
детей
Игровой
Конструи
рование
из бумаги
игровой
Ритмичес
знаете про морских обитателей.
Капитан:-На корабле объявлена тревога. Человек
на льдине.
-Что нужно сделать? Где врач? Как будем спасать?
(ответы детей) Спасение человека. (рассказ рыбака о
рыбалке и о том, как нужно спастись от ветра. показ
Капитан:-Скоро приплывем на море Лаптевых, что
–то становится холодно давайте согреемся.
«Море волнуется»
Капитан:-Плывем день, плывем ночь, день, ночь
-Смотрите
на
небо.
Это
северное
сияние.
Здесь
северное сияние бывает каждую ночь. (включается
лампа).
-Вот и море Лаптевых. (показ на экране).
На
море
Лаптевых
ледников
нет.
Там
есть
замерзшая
морская
вода
и
лед
находится
на
поверхности воды. Лед там соленый т. к замерзла
соленая вода.
-Прошу
всех
на
льдину
(дети
перемещаются
на
льдину по дорожке, наступая на следы).
-Сейчас мы проведем опыт с соленой и пресной
водой.
1)
проведем опыт с морской и пресной водой.
(сравниваем воду; дети сами проводят).
2)
Взять картофелину и поместить ее сначала в
пресную воду, затем в соленую (сравнить в какой
плавает, в какой тонет). Налить в пустую посуду
сначала
соленую
воду,
добавить
пресной.
Где
окажется картофелина? (в середине).
Игра «Найди следы»
- Смотрите, это чьи следы?
(След
белого
медведя;
нерпы;
песца;
волка,
человека).
Капитан:-
Ребята
вспомните
кто
нас
позвал
в
путешествие? (ответы детей)
-А где же наша Хаарчаана? Не видно никого.
- Как мы можем узнать что это Хаарчаана? Для
этого что нам надо?
- У нас кроме листочка нечего нет. Думайте что
можно сделать.
(Дети
берут
лист
бумаги
скручивают
и
делают
подзорную трубу).
-А смотрите вот она. Она чем то расстроена.
Капитан: - Что случилось Хаарчаана?
Харчаана-Здравствуйте ребята. Я не могу найти
свой дом. Пурга замела.
Капитан:
Какие
предложения
ребята.
Чем
мы
можем помочь Хаарчаане? (ответы детей).
-Как называется дом у северных людей, которые
живут в тундре, из чего сделан? (ответы детей).
Маленькие
звездочки
кие
движения
Ребенок: Хаарчаана мы хотим тебе подарить танец
«Северное сияние», нам этот танец очень
нравиться.
Хаарчаана: Спасибо вам ребята. Я очень рада и
хочу вам подарить яркие разноцветные звездочки,
которые будут напоминать о путешествии.
Капитан:-А теперь возвращаемся домой, а по пути
путешествия
можно:
почитать
книги,
пообедать
или сходить к врачу. Выбирайте сами.
Результат
Анализ
Итог: -Вот и подошло к концу наше путешествие.
-Ребята какие впечатления остались от
нашего путешествия?
Командир: Мы приехали в садик. Всего доброго!