Напоминание

"Взаимосвязь учителя–логопеда с воспитателем в коррекционной школе"


Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа–интернат"
Населённый пункт: с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимосвязь учителя–логопеда с воспитателем в коррекционной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Нарушение устной и письменной речи является одной из причин неподготовленности

детей к обучению в специализированных учебных заведениях, что в дальнейшем может

напрямую

отразиться

на

успеваемости

по

общеобразовательным

предметам.

Именно

поэтому важное место в учебно - воспитательном процессе отводится коррекционной и

п р о ф и л а к т и ч е с к о й

р а б о т е

л о г о п е д а .

Коррекционная

работа

с

учащимися

с

особыми

образовательными

потребностями

отличается индивидуальностью и многообразием форм. Она включает в себя групповые и

индивидуальные занятия, введение элементов логопедии в учебный процесс и режимные

моменты,

методическую

и

пропагандистскую

работу

с

учителями,

воспитателями

и

родителями

учащихся.

Всё

это

способствует

формированию

фонетически

и

грамматически

правильной

речи

обучающихся,

их

мышления,

повышения

качества

чтения, письма, развития речи.

Каждое

индивидуальное

занятие

включает

в

себя

пять

пунктов

подготовки

речевого

аппарата к правильному формированию звукопроизношения:

1.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

2.

Упражнения для губ.

3.

Упражнения для языка.

4.

Дыхательные упражнения.

5.

Голосовые упражнения.

Развитие мелкой ручной моторики. Произвольная моторика пальцев рук развивается в

процессе

предметных

действий

(выкладывать

узор

мозаики,

чертить

карандашом

вертикальные

палочки

в

разлинованной

тетради,

нанизывать

на

нитку

бусинки,

нанизывать на нитку крупные пуговицы, одной, в специальных упражнениях (пальцы

сжать в кулак – разжать, пять-шесть раз; держа ладони на поверхности стола, разъединить

пальцы – соединить вместе, пять-шесть раз; сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь.

Также

используются

всевозможные

конструкторы,

мозаики,

головоломки,

пазлы,

изготовление аппликаций, и конечно же, специальные упражнения для пальцев, сжимание

и разжимание шаров – ёжиков. Решение данной задачи не требует специальных навыков,

поэтому

включать

в

занятия

или

уроки

предлагаемые

игры

и

задания

могут все

специалисты

школы.

Особенно

эффективно

ручная

моторика

развивается

в

самостоятельной

работе

при

обучении

бытовым

навыкам

(завязывание

шнурков,

застёгивание пуговиц и т.п.), а также в свободной деятельности учащихся, а именно

рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Развитие артикуляционной и мимической моторики (упражнения для губ и языка).

Эффективность

занятия

возрастает

при

включении

упражнений

для

формирования

артикуляционной

и

мимической

моторики.

Это

упражнения:

«

Футбол»,

«Змейка»,

«Горка», «Качели», «Вертолёт», «Катушка», Так же можно включать в работу задания на

выполнение определённых движений: вытянуть губы вперёд трубочкой, растянуть губы в

улыбке (зубов не видно); открывать рот, закрывать рот; надуть левую щёку, надуть правую,

надуть обе щеки одновременно; показать язык вперёд «жалом», удержать на три счёта;

нахмурить брови, поднять их вверх; наморщить лоб; зажмурить глаза, прищурить глаз;

выразить мимикой удивление, печаль, ужас, радость. Перечисленные упражнения легко

преподнести в игровой форме, т.е. в качестве физкультминутки на любом занятии, во

время свободных игр школьников. Для руководства выполнением данных упражнений

взрослому

нужно

знать

правила

их

выполнения

(правильный

уклад

органов,

обеспечивающих работу мышц артикуляционного и мимического аппарата; обязательный

зрительный контроль – необходимость зеркала и т.д.)

Развитие речевого дыхания. Формирование дыхательной функции, темпоритмической

организации

речи,

голоса

также

осуществляется

на

занятиях

по

коррекции

речи.

Упражнения на развитие речевого дыхания выполняются строго под контролем взрослого.

Это

такие

упражнения,

как

«Загони

мяч

в

ворота»,

«Насос»,

«Лабиринт»,

«Салют»,

«Метель».

Развитие

звуковой

стороны

речи. Звукопроизносительная сторона речи формируется

логопедом.

Функция

остальных

членов

команды

закрепление

и

автоматизация

правильного произношения звуков (при многократном изолированном произнесении, в

слогах, во фразах, в связной речи, при произнесении чистоговорок, при повторении слов

повышенной звукослоговой сложности). В связи с этим и воспитатель, и учителя должны

иметь представление о недостатках произношения, о работе, проводимой логопедом,

который

не

только

составляет

задания

для

закрепления

звукопроизношения,

но

и

контролирует речевой материал, используемый коллегами на занятиях.

Развитие

словарного

запаса. Логопед

и

воспитатель

достигают

целей

пополнения

словарного запаса, понимания детьми слов, имеющих абстрактное значение, способности

ориентироваться в словах одного семантического поля, а также употребления слов в

разных видах коммуникативной деятельности в процессе решения программных задач.

Учитель

развивает

перечисленные

навыки,

включая

задания,

игры

и

упражнения,

подобранные

логопедом,

в

занятия,

в

сценарии

утренников

(например,

дополнить

тематический

ряд,

начатый

взрослым;

назвать

предмет

по

его

описанию;

подобрать

обобщающие

слова

к

группе

однородных

предметов;

подобрать

одно

-

два

слова

к

незаконченному предложению; выполнить специальное задание, например: «Выбери из

предложенных картинок те, названия которых отвечают на вопрос «кто?»). Работа всех

членов команды должна быть согласована.

Развитие грамматики и связной речи. Целью данного направления работы является

развитие у детей навыков использования в свободной речи правильных грамматических

форм; составления рассказов, соответствующих ситуации и организованных в правильной

последовательности.

Для

этого

члены

команды

формируют

у

детей

навыки

словоизменения (употребление существительных в именительном падеже единственного и

множественного

числа;

существительных

в

косвенных

падежах

без

предлога;

формы

родительного

падежа

множественного

числа

существительных;

предложно-падежных

конструкций; согласование прилагательных с существительными в единственном числе;

словообразования (образование

существительных

с

уменьшительно-ласкательными

суффиксами,

названий

детёнышей

животных,

прилагательных

от

существительных

(относительных – из чего сделано?; притяжательных – чей? чья? чьё?), приставочных

глаголов,

глаголов

совершенного

вида:

рисовал

нарисовал);

синтаксиса

умение

составлять предложения из слов в начальной форме, добавлять предлоги в предложение,

вставлять пропущенные слова);связной речи.

Развитие

языкового

анализа

и

синтеза. Программные задачи, решаемые логопедом,

включают формирование первоначальных навыков языкового анализа и синтеза.

Воспитатель и учитель закрепляют данные навыки (выделение первого звука в слове,

последнего звука, ударного гласного; определение согласного звука; называние звуков

слова по порядку; определение места звука по отношению к другим звукам; определение

количества звуков в слове); фонематические представления (умение придумывать слова, в

которых есть заданный звук; слова с заданным количеством звуков; умение отбирать

картинки, в названии которых есть заданный звук); умение разделять предложение на

слова; навыки слогового анализа и синтеза (умение определять количество слогов в слове;

отбирать картинки, в названии которых заданное количество слогов; называть слово,

произнесённое с паузами после каждого слога) с помощью специальных упражнений.

Для этого воспитатель может использовать задания перед началом занятия («Сядут те

мальчики,

имя

которых

начинается

со

звука м;

теперь

сядут

девочки,

имя

которых

начинается со звука а»); в минуты отдыха при смене вида деятельности, на занятиях по

конструированию, лепке, рисованию; в режимные моменты; в свободное время в беседах с

детьми.

Закрепляя у учащихся навыки звукопроизношения, грамматики, связной речи, языкового

анализа и синтеза, расширяя лексический запас, необходимо формулировать задания и

подбирать упражнения так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно,

например: «Придумай предложение, состоящее из четырёх слов, одно из которых отвечает

на вопрос «куда?», состоит из четырёх звуков, последний из которых – звук о» ( «Дети

идут в кино»).

Логопедическая

помощь

учащимся

с

особыми

образовательными

потребностями

способствует

восполнению

сенсорной

недостаточности,

активизации

познавательной

деятельности детей, формированию черт личности. Необходимо воспитывать интерес к

книге, больше читать книг, , заучивать стихи, развивать связную речь при пересказе

произведения, составлении рассказа по картине, учить детей самостоятельно составлять

свои мини-рассказы, мини- сказки.



В раздел образования




Яндекс.Метрика