Автор: Киреева Елена Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №1 им. М.И. Глинки" г. Смоленска
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Использование метода подтекстовки для достижения осмысленного, выразительного исполнения юными музыкантами».
Раздел: дополнительное образование
«Использование метода подтекстовки для достижения осмысленного,
выразительного исполнения юными музыкантами».
Г.Г.
Нейгауз
утверждал:
«Диалектически
продуманная
методика
и
школа
должны
охватывать
все
степени
одарённости
–
от
музыкально-
дефективных (ибо и такой должен учиться музыке, музыка – орудие культуры
наравне
с
другими)
до
стихийно
гениального»
(
Г.Нейгауз
«Об
искусстве
фортепианной игры»)
В настоящее время в музыкальную школу приходят дети с разным
уровнем природных данных и педагог должен
каждого
из них научить
ориентироваться в прекрасном мире фортепианной музыки и передать свои
представления слушателям.
В
фортепианной
методике
существует
много
рекомендаций
по
развитию
способностей
ученика.
Но
на
практике
часто
приходится
использовать
нетрадиционные средства для решения таких задач, как развитие чувства
ритма, музыкальной памяти, эмоциональности в игре.
К таким
средствам
относится
метод
декламации
(подтекстовки),
родоначальником
которого считают итальянского композитора и скрипача Джузеппе Тартини.
Заключается он в том, что используя в работе стихотворные тексты, педагог
совмещает
параллельное
включение
слуха,
речи
и
движения
ученика.
Наиболее целесообразно применение подтекстовки в работе с учениками,
имеющими средние и даже слабые музыкальные данные.
А.Д.
Артоболевская
считает:
«Ребёнок ближе поэту, чем логику, благодаря огромной роли, которую играют
у него чувственные впечатления и переживания. Существует целая наука о
психофизической
структуре
детских
образов
–
эйдетика.
Поэтому
преподавание должно быть ярким и образным в первую очередь и логичным
во вторую».
В
любом
учебном
пособии
для начального обучения на фортепиано («Школа игры на фортепиано»,
«Первая
встреча
с
музыкой»,
«Крохе-музыканту»
и
др.)
мы
находим
подтверждение
этому
тезису.
Весь
начальный
репертуар
представлен
народными, детскими песенками или авторскими пьесками с текстом, а в
последнее
время
и
с
иллюстрациями.
Но
как
только
фортепианные
азы
усвоены, тексты исчезают и ребёнок отправляется в «свободное плавание».
Формируется
традиционный
классический
репертуар:
этюды,
полифония,
крупная форма, разнохарактерные пьесы. И чтобы сохранить интерес ребёнка
к
обучению,
сделать
его
исполнение
осознанным,
технически
удобным,
эмоциональным, нам на помощь приходит подтекстовка.
Рассмотрим несколько примеров.
1.
Укр. нар. песня «На горе, горе».
Первые две фразы играем под слова:
На го-ре, на гор-ке па-дал снег.
Следующие две фразы играем под слова:
Де-ти с го-роч-ки ка-та-лись, да,да, и иг-ра-ли ве-
се-ло в снеж- ки.
Ученик сразу понимает темповое движение, мыслит четырехтактом,
легко
справляется
с
использованием
1-го
пальца
в
позиционной
игре
поступенного движения (1 фраза) и на слабых долях (3 фраза).
2.
О.Питерсон – Менуэт (Зимний блюз).
Кру-жат сне-жин-ки, кру-жат сне-жин-ки, па-да-ют с не-ба и ло-жат-ся на
зем- ле. Кру-жат сне-жин-ки - бе-лы-е пу-шин-ки. Кру-жат сне-жин-ки – бе-
лы-е пу-шин-ки. Кру-жат-ся, кру-жат-ся в не- бе, кру-жат-ся, кру-жат-ся в не-
бе. Кру-жат сне-жин-ки, кру-жат-ся на зем-ле.
Повтор слов «кружат снежинки» погружает в картину зимней природы,
объединение слов: «снежинки ложатся на земле», «снежинки – пушинки»
создаёт осознанную игру двухтакта, а в целом выстраивается классический
квадрат: 1+1+2=4. А играя пьесу вместе с пением слов ученик свободно
ориентируется в новом для себя джазовом ритме – свинг.
3.
Д.Штейбельт – Адажио.
Само название пьесы для ученика не совсем понятно. В лучшем случае
он знаком с этим словом, как с термином, определяющем темп игры. Есть и
исполнительские трудности: затактовые начала фраз, лёгкая игра вторых
восьмых
в
последнем
4-хтакте
первых
двух
предложений,
паузы.
Предлагаемая подтекстовка облегчает решение всех этих исполнительских
задач.
Вот о-сень на-сту-пи-ла, и не-бо ста-ло тём-ным.
И дож-дик кап-лет, кап-лет,кап-лет, кап-лет целый день.
Вот о-сень на-сту-пи-ла, и не-бо ста-ло тём-ным.
И пти-цы у-ле-те-ли да-ле-ко на юг.
Ещё один момент выразительности в игре – переход в мажорное
настроение третьего предложения:
А вес-но-ю пти-цы воз-вра-тят-ся к нам о-пять.
И рас-пус-тят-ся цве-точ-ки все на ра-дость нам.
И опять возврат в минор к осеннему тоскливому настроению через слова:
Но осень и т.д.
4.
Э.Мегюль – Охота.
Начать работу над этой пьесой следует с небольшого исторического
экскурса. Учитывая, что Этьен Мегюль – французский композитор, речь идёт
о королевской конной охоте, в которой участвует
многочисленная свита
короля.
Первое
предложение
играем
под
слова:
«Скачем
вперёд,
вперёд,
вперёд». Проговаривая эти слова, ученик сразу чувствует поступательное
движение интервалов, в повторах нот с чередованием ударных и безударных
слогов слышит и передаёт в игре аллюр кавалькады лошадей.
Второе предложение заканчивается словами: «всё время вперёд», так
как оно на одну восьмую длиннее.
В финале пьесы выполняется прежде всего техническая задача. Под
слова «И скачем, и скачем, и скачем вперёд» ребёнок свободно справляется с
координацией
рук
и
репетицией
восьмых.
А
конечные
слова
«И
только
вперёд, всё время вперёд, всё вперёд» помогают ритмической точности пауз
между последними мотивами и переходу от восьмых к длинным нотам с
естественным dim. удаления всадников.
5.
Н.Любарский – Вариации на тему русской народной песни.
Возможно, ученику знакома песня «Коровушка» из курса начального
обучения.
«Уж как я свою коровушку люблю.
Сытно пойло я коровушке налью.
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек бурёнушка дала».
Для чего рекомендуется пропеть эти слова?
Во-первых, для определения темпа игры. Спокойное пропевание фразы на
одном дыхании – это и будет то самое Andante, указанное композитором.
Во-вторых – лёгкая игра безударных затактовых нот в началах фраз.
В-третьих, определяется логическое (смысловое) ударение в игре. И в
данном случае ребёнок может проявить своё отношение к тексту. Или он
хочет подчеркнуть слово «коровушка», и тогда вершина всех четырёх фраз
совпадает с первой долей второго такта. Или же в первых двух фразах он
хочет привлечь внимание слушателя к последним нотам: «люблю», «налью»,
а в последних двух – на первую ударную долю: «сыта», «сливочек».
III
вариация
–
это
весёлый
танец
в
мажоре
с
перестуком
каблучков на сильных долях. Сложностью для ученика является повторение
двух последних фраз, сопровождающееся cresc.
и accel.до конечного sF. Но
если ученик пропевает слова вместе с игрой, он благополучно справляется с
этими повторами и с танцевальным задором доходит до последнего аккорда.
6.
А.Гедике « В лесу ночью»
Пьеса А.Гедике « В лесу ночью» – яркая иллюстрация использования
подтекстовки в достижении выразительной, осмысленной игры маленьким
музыкантом.
«Темно в лесу в ночи и страшно, страшно очень». Несмотря на
паузу, разделяющую обе фразы, слова объединяют их в одну музыкальную
мысль,
задают
темп
пьесы,
определяют
ямбовое
(затактовое)
строение
каждой.
«Кругом полно зверей; бегу я скорее, скорей». Ученик проговаривает
слова «бегу я скорее, скорей» и вместе с ними синхронно бегут его пальчики.
«Вот кто-то там сидит и, кажется, рычит». От прислушивающегося,
боязливого pp
идёт
звуковое
нарастание
к
слову
«рычит».
Затем
восьмикратное повторение шестнадцатых под слова «ой, боюсь» приводит к
синкопированному аккорду на слова «страшно», которые трижды кричит
испуганный ребёнок на F, а где-то вдали на p их повторяет эхо.
Последнее предложение играем под слова: «Но вот я вижу свет». Фа –
мажорное
окончание
первой
фразы
провоцирует cresc. вместо авторского
dim.,
и
последние
аккорды
играем
со
словами:
«и
страха
нет».
Вот
и
закончился рассказ о ночном приключении.
В
заключение сформулируем основные функции подтекстовки:
-
осмысление строения пьесы: фразировка, принцип квадрата, форма.
-
определение темпа исполняемого произведения.
-
тональные сопоставления: минор –мажор и наоборот.
-
преодоление технических сложностей.
-
осмысленное, выразительное исполнение всего, что может встретиться в
играемой вещи.
- творчество,
соавторство с композитором, так как многие подтекстовки дети сочиняют
сами.
И ещё раз хочется сослаться
на
тезис
А.Д.Артоболевской: «Программность
–
обязательная
фаза
в
развитии пианиста».