Напоминание

«Использование метода подтекстовки для достижения осмысленного, выразительного исполнения юными музыкантами».


Автор: Киреева Елена Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №1 им. М.И. Глинки" г. Смоленска
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Использование метода подтекстовки для достижения осмысленного, выразительного исполнения юными музыкантами».
Дата публикации: 01.12.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Использование метода подтекстовки для достижения осмысленного,

выразительного исполнения юными музыкантами».

Г.Г.

Нейгауз

утверждал:

«Диалектически

продуманная

методика

и

школа

должны

охватывать

все

степени

одарённости

от

музыкально-

дефективных (ибо и такой должен учиться музыке, музыка – орудие культуры

наравне

с

другими)

до

стихийно

гениального»

(

Г.Нейгауз

«Об

искусстве

фортепианной игры»)

В настоящее время в музыкальную школу приходят дети с разным

уровнем природных данных и педагог должен

каждого

из них научить

ориентироваться в прекрасном мире фортепианной музыки и передать свои

представления слушателям.

В

фортепианной

методике

существует

много

рекомендаций

по

развитию

способностей

ученика.

Но

на

практике

часто

приходится

использовать

нетрадиционные средства для решения таких задач, как развитие чувства

ритма, музыкальной памяти, эмоциональности в игре.

К таким

средствам

относится

метод

декламации

(подтекстовки),

родоначальником

которого считают итальянского композитора и скрипача Джузеппе Тартини.

Заключается он в том, что используя в работе стихотворные тексты, педагог

совмещает

параллельное

включение

слуха,

речи

и

движения

ученика.

Наиболее целесообразно применение подтекстовки в работе с учениками,

имеющими средние и даже слабые музыкальные данные.

А.Д.

Артоболевская

считает:

«Ребёнок ближе поэту, чем логику, благодаря огромной роли, которую играют

у него чувственные впечатления и переживания. Существует целая наука о

психофизической

структуре

детских

образов

эйдетика.

Поэтому

преподавание должно быть ярким и образным в первую очередь и логичным

во вторую».

В

любом

учебном

пособии

для начального обучения на фортепиано («Школа игры на фортепиано»,

«Первая

встреча

с

музыкой»,

«Крохе-музыканту»

и

др.)

мы

находим

подтверждение

этому

тезису.

Весь

начальный

репертуар

представлен

народными, детскими песенками или авторскими пьесками с текстом, а в

последнее

время

и

с

иллюстрациями.

Но

как

только

фортепианные

азы

усвоены, тексты исчезают и ребёнок отправляется в «свободное плавание».

Формируется

традиционный

классический

репертуар:

этюды,

полифония,

крупная форма, разнохарактерные пьесы. И чтобы сохранить интерес ребёнка

к

обучению,

сделать

его

исполнение

осознанным,

технически

удобным,

эмоциональным, нам на помощь приходит подтекстовка.

Рассмотрим несколько примеров.

1.

Укр. нар. песня «На горе, горе».

Первые две фразы играем под слова:

На го-ре, на гор-ке па-дал снег.

Следующие две фразы играем под слова:

Де-ти с го-роч-ки ка-та-лись, да,да, и иг-ра-ли ве-

се-ло в снеж- ки.

Ученик сразу понимает темповое движение, мыслит четырехтактом,

легко

справляется

с

использованием

1-го

пальца

в

позиционной

игре

поступенного движения (1 фраза) и на слабых долях (3 фраза).

2.

О.Питерсон – Менуэт (Зимний блюз).

Кру-жат сне-жин-ки, кру-жат сне-жин-ки, па-да-ют с не-ба и ло-жат-ся на

зем- ле. Кру-жат сне-жин-ки - бе-лы-е пу-шин-ки. Кру-жат сне-жин-ки – бе-

лы-е пу-шин-ки. Кру-жат-ся, кру-жат-ся в не- бе, кру-жат-ся, кру-жат-ся в не-

бе. Кру-жат сне-жин-ки, кру-жат-ся на зем-ле.

Повтор слов «кружат снежинки» погружает в картину зимней природы,

объединение слов: «снежинки ложатся на земле», «снежинки – пушинки»

создаёт осознанную игру двухтакта, а в целом выстраивается классический

квадрат: 1+1+2=4. А играя пьесу вместе с пением слов ученик свободно

ориентируется в новом для себя джазовом ритме – свинг.

3.

Д.Штейбельт – Адажио.

Само название пьесы для ученика не совсем понятно. В лучшем случае

он знаком с этим словом, как с термином, определяющем темп игры. Есть и

исполнительские трудности: затактовые начала фраз, лёгкая игра вторых

восьмых

в

последнем

4-хтакте

первых

двух

предложений,

паузы.

Предлагаемая подтекстовка облегчает решение всех этих исполнительских

задач.

Вот о-сень на-сту-пи-ла, и не-бо ста-ло тём-ным.

И дож-дик кап-лет, кап-лет,кап-лет, кап-лет целый день.

Вот о-сень на-сту-пи-ла, и не-бо ста-ло тём-ным.

И пти-цы у-ле-те-ли да-ле-ко на юг.

Ещё один момент выразительности в игре – переход в мажорное

настроение третьего предложения:

А вес-но-ю пти-цы воз-вра-тят-ся к нам о-пять.

И рас-пус-тят-ся цве-точ-ки все на ра-дость нам.

И опять возврат в минор к осеннему тоскливому настроению через слова:

Но осень и т.д.

4.

Э.Мегюль – Охота.

Начать работу над этой пьесой следует с небольшого исторического

экскурса. Учитывая, что Этьен Мегюль – французский композитор, речь идёт

о королевской конной охоте, в которой участвует

многочисленная свита

короля.

Первое

предложение

играем

под

слова:

«Скачем

вперёд,

вперёд,

вперёд». Проговаривая эти слова, ученик сразу чувствует поступательное

движение интервалов, в повторах нот с чередованием ударных и безударных

слогов слышит и передаёт в игре аллюр кавалькады лошадей.

Второе предложение заканчивается словами: «всё время вперёд», так

как оно на одну восьмую длиннее.

В финале пьесы выполняется прежде всего техническая задача. Под

слова «И скачем, и скачем, и скачем вперёд» ребёнок свободно справляется с

координацией

рук

и

репетицией

восьмых.

А

конечные

слова

«И

только

вперёд, всё время вперёд, всё вперёд» помогают ритмической точности пауз

между последними мотивами и переходу от восьмых к длинным нотам с

естественным dim. удаления всадников.

5.

Н.Любарский – Вариации на тему русской народной песни.

Возможно, ученику знакома песня «Коровушка» из курса начального

обучения.

«Уж как я свою коровушку люблю.

Сытно пойло я коровушке налью.

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек бурёнушка дала».

Для чего рекомендуется пропеть эти слова?

Во-первых, для определения темпа игры. Спокойное пропевание фразы на

одном дыхании – это и будет то самое Andante, указанное композитором.

Во-вторых – лёгкая игра безударных затактовых нот в началах фраз.

В-третьих, определяется логическое (смысловое) ударение в игре. И в

данном случае ребёнок может проявить своё отношение к тексту. Или он

хочет подчеркнуть слово «коровушка», и тогда вершина всех четырёх фраз

совпадает с первой долей второго такта. Или же в первых двух фразах он

хочет привлечь внимание слушателя к последним нотам: «люблю», «налью»,

а в последних двух – на первую ударную долю: «сыта», «сливочек».

III

вариация

это

весёлый

танец

в

мажоре

с

перестуком

каблучков на сильных долях. Сложностью для ученика является повторение

двух последних фраз, сопровождающееся cresc.

и accel.до конечного sF. Но

если ученик пропевает слова вместе с игрой, он благополучно справляется с

этими повторами и с танцевальным задором доходит до последнего аккорда.

6.

А.Гедике « В лесу ночью»

Пьеса А.Гедике « В лесу ночью» – яркая иллюстрация использования

подтекстовки в достижении выразительной, осмысленной игры маленьким

музыкантом.

«Темно в лесу в ночи и страшно, страшно очень». Несмотря на

паузу, разделяющую обе фразы, слова объединяют их в одну музыкальную

мысль,

задают

темп

пьесы,

определяют

ямбовое

(затактовое)

строение

каждой.

«Кругом полно зверей; бегу я скорее, скорей». Ученик проговаривает

слова «бегу я скорее, скорей» и вместе с ними синхронно бегут его пальчики.

«Вот кто-то там сидит и, кажется, рычит». От прислушивающегося,

боязливого pp

идёт

звуковое

нарастание

к

слову

«рычит».

Затем

восьмикратное повторение шестнадцатых под слова «ой, боюсь» приводит к

синкопированному аккорду на слова «страшно», которые трижды кричит

испуганный ребёнок на F, а где-то вдали на p их повторяет эхо.

Последнее предложение играем под слова: «Но вот я вижу свет». Фа –

мажорное

окончание

первой

фразы

провоцирует cresc. вместо авторского

dim.,

и

последние

аккорды

играем

со

словами:

«и

страха

нет».

Вот

и

закончился рассказ о ночном приключении.

В

заключение сформулируем основные функции подтекстовки:

-

осмысление строения пьесы: фразировка, принцип квадрата, форма.

-

определение темпа исполняемого произведения.

-

тональные сопоставления: минор –мажор и наоборот.

-

преодоление технических сложностей.

-

осмысленное, выразительное исполнение всего, что может встретиться в

играемой вещи.

- творчество,

соавторство с композитором, так как многие подтекстовки дети сочиняют

сами.

И ещё раз хочется сослаться

на

тезис

А.Д.Артоболевской: «Программность

обязательная

фаза

в

развитии пианиста».



В раздел образования




Яндекс.Метрика