Напоминание

Специфика работы концертмейстера в классе хореографии


Автор: Карнаухова Светлана Борисовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Александровск Пермский край
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Специфика работы концертмейстера в классе хореографии
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

г. Александровск

«Специфика работы концертмейстера

в классе хореографии».

Выполнила:

Концертмейстер ДШИ

Карнаухова

Светлана Борисовна

2016 г.

Актуальность темы

Искусство балета – синтетическое по своей природе. Оно неразрывно

связано с музыкой, которая является полноправной участницей учебного

процесса на любом этапе хореографической практики. Музыка не только

помогает преподавателю профессионально растить своих воспитанников, но

и оказывает огромное влияние на их общее музыкально-эстетическое

развитие. Поэтому концертмейстер, как музыкант-исполнитель, наравне с

педагогом-хореографом формирует личность танцоров, их культуру, кругозор.

В сферу деятельности концертмейстера входит формирование и

исполнение музыкального материала на уроке. Эта работа на начальном этапе

концертмейстерской практики весьма затруднительна. Она может быть

успешно осуществлена, если концертмейстер основательно разбирается в

выразительных средствах хореографического творчества. Но далеко не все,

даже опытные концертмейстеры, могут утверждать, что полностью овладели

искусством хореографического аккомпанемента. Молодые же музыканты,

впервые сталкивающиеся с его спецификой, подчас оказываются в весьма

трудном положении. Дело в том, что наши учебные заведения не готовят

концертмейстеров для работы в классе хореографии. В учебной программе по

классу концертмейстерского мастерства фортепианных факультетов СУЗов и

ВУЗов освещены задачи и методы подготовки студентов к практической

деятельности лишь в области вокального и инструментального

аккомпанемента. Более того, ни одно соответствующее учебное или научное

заведение страны не ведет ни теоретических, ни методических разработок по

искусству хореографического аккомпанемента, что тормозит

профессиональное, целенаправленное изучение его основ. В результате,

музыкант вынужден осваивать специфику предмета самостоятельно, что

весьма осложняет и замедляет нормальное течение учебного процесса.

Впервые зашла речь о необходимости обеспечения обучения высоким

по качеству музыкальным сопровождением на Всесоюзном совещании по

хореографическому образованию еще в 1938 году. Затем на конференции по

итогам Всесоюзного смотра хореографических учебных заведений в апреле

1950 года было принято решение о необходимости включения в программу

концертмейстерских классов музыкальных отделений СУЗов и ВУЗов страны

хореографическую практику. Только в 1987 – 1988 годах стараниями Марины

Архиповой - педагога музыкального училища при Московской

консерватории, впервые в нашей стране начал работать факультатив по

подготовке концертмейстеров балетного театра. А в 1990 году в Московской

консерватории на теоретико-композиторском факультете образован новый

курс «Кафедра междисциплинарной специализации», в котором особое место

уделено балету. В нашем крае, с таким богатым культурным наследием,

традициями, имеющим серьезную и балетную базу – хореографическое

училище, хореографический факультет в Институте культуры и искусств,

театр оперы и балета имени П.И.Чайковского, 3 музыкальных училища – нет

даже попыток создать, хотя бы факультативно, обучение концертмейстеров

балетного класса. Я думаю, что отсутствие данных специалистов очень остро

ощущается во всех сферах балетного искусства – в хореографических классах

ДШИ, хореографических училищах, оперных театрах, художественной

гимнастике и т.д.

Кроме этого, в школах, отделениях, студиях роль музыканта сводится

лишь к грамотному, высокохудожественному исполнению музыкальных

примеров только на уроках. Поэтому концертмейстер на хореографическом

отделении – это «боец невидимого фронта». Он не может показать свою

работу на зональном, краевом уровне и выше, так, как это происходит у

аккомпаниаторов, работающих с инструменталистами и вокалистами.

Отсюда возникает проблема невозможности повышения своей категории. А

это влечет за собой некую расхолаженность в работе, нежелание искать чего-

то нового – ведь в учебнике есть все и играть одно и тоже можно из года в год

– дети же разные.

Поэтому очень важно, чтобы концертмейстер на уроке не превращался

в «музыкальную шарманку», а был постоянно в поиске. Но это будет зависеть

от многих причин:

- от желания и интереса самого музыканта,

- его увлеченности,

- понимания важности своей роли на уроке.

Роль концертмейстера в классе хореографии и специфика его

работы на занятиях классического танца.

На каждой ступени хореографического мастерства существуют свои

особенности: в школе – это грамотное прочтение текста на уроке, в училище

– использование импровизации, в театре обязанностью музыканта является

точное прочтение балетного клавира. Но, где бы не работал концертмейстер,

главное – это профессиональная работа с любым музыкальным материалом.

Многое в работе концертмейстера зависит от культуры музыканта, его

художественного, профессионального уровня, дарования, понимания

пластики танца, интуитивного восприятия внутренней природы движения.

Каждый грамотный музыкант должен исполнить тот или иной музыкальный

фрагмент так, чтобы это не было наигрыванием. Помимо технической

стороны исполнения обязательно должна присутствовать высокая степень

художественной выразительности. Концертмейстер должен чувствовать

интонационный и темпоритмический строй танцевальных движений, их

пластику, всецело осознавать специфику хореографического искусства.

Молодой музыкант сталкивается с большими трудностями, ведь учебный

материал каждого класса насчитывает несколько десятков движений. У

каждого движения своя интонационно-ритмическая основа, окрашенная

широкой палитрой оттенков и нюансов. Все это должно найти отражение в

музыкальном сопровождении, иначе нарушится взаимосвязь выразительных

элементов музыки и танца, что приведет к несогласованности звучания и

движения.

Исполнение произведения не должно сводиться только к замене счета,

т.е. формальной игре. Играть необходимо так, чтобы завлечь, заинтересовать

детей, чтобы все, что звучит на фортепиано, было ритмически точным,

ярким, художественно убедительным. Правильно подобранное

сопровождение обогащает духовный мир учащихся, способствует выработке

культуры, красоте движения, формированию правильных эстетических

ориентиров. В школе, на уроке хореографии, музыка должна быть направлена

не только на правильное, точно исполненное упражнение, но и на

побуждение учащегося к эмоционально окрашенным, четким, синхронным,

строго согласованным движениям. Именно здесь рождается и закладывается

не только техническая сторона деятельности танцора, но и его отношение к

миру музыки.

В классе каждый музыкант решает задачи музыкального оформления

совместно с преподавателем – хореографом. С самых первых уроков по

освоению основных элементов классического танца до построения сложных

комбинаций наиболее опытные преподаватели стремятся к тому, чтобы

музыкальное сопровождение было высокохудожественным, включающим

произведения классической, современной, старинной, русской, зарубежной и

отечественной музыки. Это и классические образцы из балетных спектаклей,

музыкальные произведения различных авторов, музыка из мультфильмов,

кинофильмов, современная эстрадная, джазовая музыка. Творческая

подготовка уроков, тщательный подбор упражнений, постепенное нарастание

сложности упражнений и музыкального сопровождения приводят к

успешному решению задач обучения.

Таким образом, деятельность концертмейстера данного профиля

требует многих специфических навыков, опыта, обретения которого –

достаточно протяженное во времени, и, чтобы быть действительно

профессионалом этого дела, необходимо этому учиться.

Основные требования к подбору музыкального материала на

уроке классического танца.

На уроке в хореографическом классе музыка подчиняется движению,

поэтому она должна отвечать следующим критериям:

- квадратность,

- метрическая однородность,

- интонационно – ритмическая ясность и простота.

Эти требования относятся к подбору музыкального материала во всех

классах. Музыка должна быть направлена на реализацию учебных задач

урока, а именно – связана с четкостью выполнения комбинаций,

выразительностью исполнения того или иного упражнения. Качество

музыкального сопровождения уроков классического танца должно быть

высоким, т.к. именно здесь, на уроке, дети впервые знакомятся со связью

музыки с движением. Поэтому крайне важно дать учащимся с самого начала

правильное представление о принципах и закономерностях этой связи,

прививать осознанное отношение к музыке – умение слушать музыкальную

фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.

Музыкальное сопровождение на уроке построено, в основном, на

чередовании контрастных, ярких, удобных для движения жанровых примерах

– вальсах, польках, маршах, жанровых пьесах. Ритмический рисунок таких

музыкальных примеров – ровный, четкий, понятный, метрическая пульсация

– отчетливая, фразировка – строго квадратная (4, 8, 16 тактов). Лучше, если в

музыкальных фрагментах фразы или предложения идут с повторами. Это

удобно, особенно в младших классах, для повторения движения с обеих ног.

Музыкальные примеры в младших классах должны быть простыми, их

содержание и характер – логически завершенными, понятными,

гармонически ясными и эмоционально окрашенными. Желательно подбирать

такие фрагменты, в которых отсутствует большой затакт, т.к. учащимся очень

важно услышать сильную долю – ведь с нее начинается каждое движение.

В старших классах музыкальное сопровождение усложняется:

- ритмический рисунок становится более разнообразным и сложным,

- темпы ускоряются,

- ускоряется метрическая пульсация: счет идет не на каждую долю, а

объединяются 2-3 доли на «раз»,

- увеличивается объем исполняемого фрагмента,

- преобладают произведения с более насыщенной гармонией, с частыми

отклонениями, модуляционными переходами,

- усложняется музыкальная фактура.

В процессе обучения происходит усложнение комбинаций, в которых

сочетаются различные по характеру исполнения движения. Музыкальные

примеры на данные комбинации подбираются совместно с хореографом, и,

подчас, именно музыка направляет воображение преподавателя и видение им

всего движения в целом. Поэтому так важно точно переданное

эмоциональное, выразительное исполнение фрагмента.

Нежелательна длительная или слишком частая смена сопровождения,

т.к. первое ведет к механическому, невыразительному выполнению движения,

а второе рассеивает внимание и не способствует усвоению и запоминанию

движения. Музыкальные фрагменты следует постоянно, 2-3 раза в четверть,

менять, пополняя репертуарный запас. Концертмейстеру следует делать

уроки более разнообразными, руководствуясь эстетическими критериями и

чувством художественной меры.

Кроме разнообразных подборов музыкальных фрагментов различных

авторов, существует практика построения музыкального оформления урока

на музыку одного композитора – И.С.Баха, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта,

Л.Бетховена, П.И.Чайковского, Ф.Шопена и др. В моей концертмейстерской

практике уже были уроки, выстроенные полностью на музыку В.А.Моцарта,

А.Цфасмана. Это говорит о постоянном поиске концертмейстера,

совершенствовании его работы.



В раздел образования




Яндекс.Метрика