Напоминание

«Современные педагогические технологии, направленные на формирование УУД обучающихся начальной школы»


Автор: Михайлова Вера Викторовна
Должность: учитель начальных классов и географии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа им.В.П.Игонина с.Лесная Хмелевка"
Населённый пункт: Мелекесского района Ульяновской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Современные педагогические технологии, направленные на формирование УУД обучающихся начальной школы»
Раздел: начальное образование





Назад




«Современные педагогические технологии, направленные на

формирование УУД обучающихся начальной школы»

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он будет только подражать, копировать»

(Л.Н. Толстой)

В настоящее время в сфере российского образования происходят

кардинальные изменения. Стандарты второго поколения нацеливают учителя

на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое

может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях

выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных

технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно

актуальными.

Что же такое технология?

Технология – это совокупность и последовательность методов и

процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить

продукцию с заданными параметрами.

У учителей возникла проблема – превратить традиционное обучение,

направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития

личности ребенка.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в

учебном процессе используются современные образовательные технологии,

дающие возможность повышать качество образования, более эффективно

использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности

учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего

задания.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными

становятся технологии:

Информационно – коммуникационная технология;

Технология развития критического мышления

Проектная технология

Технология развивающего обучения

Здоровьесберегающие технологии

Игровые технологии

Технология интегрированного обучения

Педагогика сотрудничества.

Технологии уровневой дифференциации

1

Групповые технологии.

Традиционные технологии (классно-урочная система)

Расскажу о некоторых из них.

1). Информационные и коммуникационные технологии

Информатизация образования – это приведение системы образования в

соответствие с потребностями и возможностями информационного

общества.

Урок с использованием информационных технологий становится более

интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится

более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на

уроке.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить

труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний,

тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за

счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть

этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске),

но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий

уровень наглядности.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для

индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет

разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

2). Технология развития критического мышления.

Что понимается под критическим мышлением?

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает,

критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру

без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.

Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества

прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление,

таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного

мышления.

2

Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их

работы с различными источниками информации (специально написанные

тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).

Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить,

осмысливать, определять главное, структурировать и передавать

информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация

смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация

знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то

вопроса.

Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию,

устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом.

На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в

парах и т. д.).

Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового

содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих

товарищей, а также сам процесс, методы и приемы.

3). Проектная технология.

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным

проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через

проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем,

умение практически применять полученные знания.

В современной российской школе проектная система обучения начала

возрождаться лишь в 1980-х – 90-х годах, в связи с реформированием

школьного образования, демократизацией отношений между учителем и

учениками, поиском активных форм познавательной деятельности

школьников.

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и

проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-

исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных

результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в

начальной школе.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные

творческие способности учащихся, более осознанно подходить к

профессиональному и социальному самоопределению.

3

4). Технология развивающего обучения.

Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития».

Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.

Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить

учащихся, делятся на три вида.

Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это,

наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится

в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона

ближайшего развития.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация

учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя

проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся

по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение

профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие

мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под

руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по

решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые

знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная

активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие,

личностно значимые качества.

Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения,

демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за

диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками

научного поиска.

5). Здоровьесберегающие технологии.

Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период

обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и

навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в

повседневной жизни.

Организация учебной деятельности с учетом основных

требований к

уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

4

· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух,

оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил

техники безопасности;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные

разрядки;

работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;

· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление

здоровья школьников:

предупреждение переутомления учащихся на уроках;

улучшение психологического климата в детских коллективах;

приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников;

повышение концентрации внимания;

снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока

распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную

деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного

материала, выделять время на проведение самостоятельных работ,

нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в

обучении.

6). Игровые технологии.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается

учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении

которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в

игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания

доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря

участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более

качественным и прочным.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе,

сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания

учителем функций и классификации педагогических игр.

5

Для младшего школьного возраста характерны яркость и

непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко

вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее

определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,

сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно

основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный

процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий

из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.

Обучение в

игре

позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия ,

обосновывать, анализировать.

В результате применения методов игрового обучения достигаются

следующие цели:

§ стимулируется познавательная деятельность

§ активизируется мыслительная деятельность

§ самопроизвольно запоминаются сведения

§ формируется ассоциативное запоминание

§ усиливается мотивация к изучению предмета

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии,

можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Формирование умений ориентироваться в современном мире,

способствовать развитию личности учащихся, с активной гражданской

позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и

позитивно решать свои проблемы.

2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы

образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники,

равноправные члены “одной команды”.

3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.

Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае,

когда соблюдены 3 условия:

мне интересно то, чему меня учат;

• мне интересен тот, кто меня учит;

• мне интересно как меня учат.

Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и

многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности

6

обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов

деятельности учащихся.

4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными

педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить

методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия

субъектов системы, их мышление и уровень развития.

7

«Современные

педагогические

технологии,

направленные на

формирование УУД

обучающихся

начальной школы»

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ «СШ им.В.П.Игонина

с.Лесная Хмелевка»

Михайлова Вера Викторовна

2018 год

8



В раздел образования




Яндекс.Метрика