Автор: Михайлова Вера Викторовна
Должность: учитель начальных классов и географии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа им.В.П.Игонина с.Лесная Хмелевка"
Населённый пункт: Мелекесского района Ульяновской области
Наименование материала: Статья
Тема: «Современные педагогические технологии, направленные на формирование УУД обучающихся начальной школы»
Раздел: начальное образование
«Современные педагогические технологии, направленные на
формирование УУД обучающихся начальной школы»
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)
В настоящее время в сфере российского образования происходят
кардинальные изменения. Стандарты второго поколения нацеливают учителя
на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое
может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях
выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных
технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно
актуальными.
Что же такое технология?
Технология – это совокупность и последовательность методов и
процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить
продукцию с заданными параметрами.
У учителей возникла проблема – превратить традиционное обучение,
направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития
личности ребенка.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в
учебном процессе используются современные образовательные технологии,
дающие возможность повышать качество образования, более эффективно
использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности
учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего
задания.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными
становятся технологии:
Информационно – коммуникационная технология;
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Технология развивающего обучения
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
Технология интегрированного обучения
Педагогика сотрудничества.
Технологии уровневой дифференциации
1
Групповые технологии.
Традиционные технологии (классно-урочная система)
Расскажу о некоторых из них.
1). Информационные и коммуникационные технологии
Информатизация образования – это приведение системы образования в
соответствие с потребностями и возможностями информационного
общества.
Урок с использованием информационных технологий становится более
интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится
более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на
уроке.
Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить
труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний,
тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за
счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть
этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске),
но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий
уровень наглядности.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для
индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет
разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
2). Технология развития критического мышления.
Что понимается под критическим мышлением?
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает,
критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру
без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества
прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление,
таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного
мышления.
2
Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их
работы с различными источниками информации (специально написанные
тексты, параграфы учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.).
Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить,
осмысливать, определять главное, структурировать и передавать
информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.
Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация
смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).
Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация
знаний, возможность проанализировать свои мнения относительно какого-то
вопроса.
Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию,
устанавливают связи между приращенным или ранее усвоенным материалом.
На этой стадии идет работа непосредственно с текстом (индивидуальная, в
парах и т. д.).
Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового
содержания и само это содержание. Возможность оценить себя и своих
товарищей, а также сам процесс, методы и приемы.
3). Проектная технология.
Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным
проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через
проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем,
умение практически применять полученные знания.
В современной российской школе проектная система обучения начала
возрождаться лишь в 1980-х – 90-х годах, в связи с реформированием
школьного образования, демократизацией отношений между учителем и
учениками, поиском активных форм познавательной деятельности
школьников.
Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и
проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-
исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных
результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в
начальной школе.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные
творческие способности учащихся, более осознанно подходить к
профессиональному и социальному самоопределению.
3
4). Технология развивающего обучения.
Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития».
Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.
Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить
учащихся, делятся на три вида.
Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это,
наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится
в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона
ближайшего развития.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация
учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся
по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение
профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие
мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под
руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по
решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые
знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная
активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие,
личностно значимые качества.
Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения,
демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за
диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками
научного поиска.
5). Здоровьесберегающие технологии.
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период
обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и
навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в
повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетом основных
требований к
уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
4
· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух,
оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил
техники безопасности;
· строгая дозировка учебной нагрузки;
· смена видов деятельности;
· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
· благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные
разрядки;
работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более
· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление
здоровья школьников:
предупреждение переутомления учащихся на уроках;
улучшение психологического климата в детских коллективах;
приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников;
повышение концентрации внимания;
снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока
распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную
деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного
материала, выделять время на проведение самостоятельных работ,
нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в
обучении.
6). Игровые технологии.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается
учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении
которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в
игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания
доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря
участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более
качественным и прочным.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе,
сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания
учителем функций и классификации педагогических игр.
5
Для младшего школьного возраста характерны яркость и
непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко
вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,
сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно
основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный
процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий
из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.
Обучение в
игре
позволяет научить:
Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия ,
обосновывать, анализировать.
В результате применения методов игрового обучения достигаются
следующие цели:
§ стимулируется познавательная деятельность
§ активизируется мыслительная деятельность
§ самопроизвольно запоминаются сведения
§ формируется ассоциативное запоминание
§ усиливается мотивация к изучению предмета
Таким образом, используя инновационные образовательные технологии,
можно решить следующее взаимообусловленные проблемы:
1. Формирование умений ориентироваться в современном мире,
способствовать развитию личности учащихся, с активной гражданской
позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и
позитивно решать свои проблемы.
2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы
образования: учитель и ученик – партнеры, единомышленники,
равноправные члены “одной команды”.
3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности.
Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае,
когда соблюдены 3 условия:
мне интересно то, чему меня учат;
• мне интересен тот, кто меня учит;
• мне интересно как меня учат.
Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и
многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности
6
обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов
деятельности учащихся.
4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными
педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить
методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия
субъектов системы, их мышление и уровень развития.
7
«Современные
педагогические
технологии,
направленные на
формирование УУД
обучающихся
начальной школы»
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ «СШ им.В.П.Игонина
с.Лесная Хмелевка»
Михайлова Вера Викторовна
2018 год
8