Напоминание

«Психологические особенности личностно–ориентированного обучения»


Автор: Колесникова Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Гуманитарно–педагогический колледж ГГТУ
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: статья
Тема: «Психологические особенности личностно–ориентированного обучения»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Статья «Психологические особенности личностно-ориентированного

обучения»

Понятие личностно-ориентированного обучения сравнительно недавно

вошло

в

арсенал

понятий психологии

и педагогики.

Его

введение

обусловлено двумя причинами.

Во-первых, в последние 15-20 лет само понятие «личность» не просто

стало одним из самых популярных понятий в ряде отраслей психологии, но и

заняло прочное место в других направлениях науки и практики.

Во-вторых, во время перестройки в образовании в России 1990-х гг. было

заклеймено

позором

так

называемое

«отчужденное

обучение»,

ориентированное на знания, умения и навыки, и в качестве его альтернативы

было

выдвинуто

личностное,

или

личностно-ориентированное,

обучение,

направленное на развитие обучающегося.

Н . А . А л е кс е е в

д а е т

с л ед у ю щ е е

о п р ед е л е н и е

л и ч н о с т н о -

ориентированного

обучения:

«это

такое

обучение,

которое

во

главу

угла

ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса

учения.

Личностно-ориентированное

обучение

это

не

просто

учет

особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий

обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно

личностных функций».

Характерные черты личностно-ориентированного обучения:

В центре процесса обучения – обучающийся.

Обучение – совместная деятельность обучающегося и преподавателя,

направленная на индивидуальную самореализацию ребенка и развитие его

личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов.

Ведущая деятельность процесса обучения - деятельность познания.

В процессе обучения

акцентируется внимание на индивидуальности

обучающихся.

Роль преподавателя – организация образовательной среды, в которой

обучающийся

самостоятельно

образовывается,

опираясь

на

собственный

потенциал.

Личностно-ориентированная модель обучения:

Создает условия для развития и саморазвития творческой личности.

Диалог педагога и воспитанника в учебно-воспитательном процессе

(субъектность всех участников процесса).

В обучении происходит личностное взаимодействие.

Отношение взрослого и ребенка основываются на взаимном доверии,

самоконтроле и самооценке.

Обучающийся

не

только

поглощает

информацию,

но

отбирает

ее,

систематизирует, анализирует и вырабатывает новую.

Совместная

деятельность

преподавателя

и

обучающегося

единая

линия.

Образовательное учреждение ориентировано на личностные достижения

ребенка

и

учитывает

реальную

жизнь

ребенка

и

индивидуально-

типологические особенности и возможности.

Многообразие

взглядов

на

личностно-ориентированное

обучение

в

достаточной

степени

отражено

в

современной

российской

педагогике.

Современные представления об особенностях личностно-ориентированного

обучение

базируется

на

идеях

И.

С.

Якиманской,

В.

В.

Серикова,

Н. А. Алексеева, В. А. Петровского, Г. А. Цукерман, С. А. Смирнова.

Личностно-ориентированное

обучение

в

качестве

основной

цели

педагогического процесса рассматривает создание условий для максимально

возможного

развития

способностей

обучающегося

в

сочетании

с

интенсивным

накоплением

социального

опыта

и

формированием

у

него

уверенности в своих силах.

Личностно-ориентированное

обучение

опирается

на

следующие

принципы организации учебной деятельности обучающихся:

Отношение

к

ребёнку

как

к

субъекту

любого

вида

деятельности. Педагог должен полностью признать за ребёнком право на

существование собственного мнения и индивидуальной линии развития.

Формирование личностного (субъект-субъектного) стиля

взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогами. Формирование

такого стиля взаимоотношений возможно на основе развития диалогового

способа выполнения учебных заданий.

Организация активного взаимодействия обучающихся со

сверстниками и создание ситуаций взаимообогащения.

Хотела

бы

привести

примеры

из

собственной

практики.

Проводя

собственные уроки, я использую тренинговые формы занятий, где мною

применяются активные методы групповой работы и создается атмосфера

раскованности и свободы общения между студентами.

Включение обучающихся в творческую деятельность и

развитие

на

базе

учебного

материала

их

творческих

способностей.

Творческая

деятельность

является

средством

интенсивного

развития

интеллектуальных способностей и личностных качеств ребёнка.

Что

касается

моего

личного

опыта,

то

на

своих

уроках

я

стараюсь

продолжать развитие творческих способностей студентов I курса, привлекая

их по ходу занятия в качестве исполнителей разнообразных ролей (уроки-

путешествия в разные страны мира, где несколько студентов играют роли

коренных жителей. Т.е. в ходе урока студенты, общаясь с «представителями

местного населения», узнают о национальных традициях и обычаях других

государств.)

С о зд а н и е

в

у ч е б н о й

г ру п п е

п о л ож и т е л ь н о г о

эмоционального

фона

обучения,

атмосферы

эмоционального

подъёма

и

ощущения успеха.

Построение обучения с опорой на игровые формы.

Возвращаясь к собственной практике, я хотела бы отметить большое

значение

игровых

форм

занятий

при

проведении

своих

уроков

согласно

принципам личностно-ориентированного обучения.

(Например, урок-аукцион. В качестве товаров на аукцион выставляются

вопросы,

стоимость

товара

ответ

на

заданный

вопрос.

Тот,

кто

знает

правильный ответ, поднимает руку, а отвечает тот студент, на кого ведущий

укажет аукционным молотком.)

Таким

образом,

следуя

принципам

личностно-ориентированного

обучения, в деятельности преподавателя выделяются три психологических

аспекта

работы.

Результаты

работы

по

этим

трём

самостоятельным

направлениям

соединяются,

обогащая

друг

друга,

наращивают

новый

потенциал

и,

качественно

изменяя

урок,

предстают

в

виде

единого

образования

с

ярко

выраженными

творче ской

и

с о ц и а л ь н о й

направленностями.

Первым

направлением

деятельности

преподавателя

выступает

организация взаимодействия обучающихся с педагогом и друг с другом. Здесь

перед

преподавателем

стоит

сложная

задача

создать

интересную,

притягивающую ребят атмосферу и сформировать дружеские отношения.

Вторым направлением деятельности преподавателя является широкое

использование на уроке отдельных игр и игровых форм организации учебной

деятельности.

Третьим

направлением

деятельности

педагога

выступает

включение

обучающихся в творческую деятельность.

Замечу, что чрезмерное увлечение каким-нибудь одним направлением не

даст

достаточно

хорошего

результата,

поэтому

необходимо

строить

педагогический процесс на основе всего комплекса, состоящего из игровых

форм,

личностного

взаимодействия

и

создания

условий

для

их

трансформации в творчество.



В раздел образования




Яндекс.Метрика