Автор: Колесникова Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Гуманитарно–педагогический колледж ГГТУ
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: статья
Тема: «Психологические особенности личностно–ориентированного обучения»
Раздел: среднее профессиональное
Статья «Психологические особенности личностно-ориентированного
обучения»
Понятие личностно-ориентированного обучения сравнительно недавно
вошло
в
арсенал
понятий психологии
и педагогики.
Его
введение
обусловлено двумя причинами.
Во-первых, в последние 15-20 лет само понятие «личность» не просто
стало одним из самых популярных понятий в ряде отраслей психологии, но и
заняло прочное место в других направлениях науки и практики.
Во-вторых, во время перестройки в образовании в России 1990-х гг. было
заклеймено
позором
так
называемое
«отчужденное
обучение»,
ориентированное на знания, умения и навыки, и в качестве его альтернативы
было
выдвинуто
личностное,
или
личностно-ориентированное,
обучение,
направленное на развитие обучающегося.
Н . А . А л е кс е е в
д а е т
с л ед у ю щ е е
о п р ед е л е н и е
л и ч н о с т н о -
ориентированного
обучения:
«это
такое
обучение,
которое
во
главу
угла
ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса
учения.
Личностно-ориентированное
обучение
–
это
не
просто
учет
особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий
обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно
личностных функций».
Характерные черты личностно-ориентированного обучения:
В центре процесса обучения – обучающийся.
Обучение – совместная деятельность обучающегося и преподавателя,
направленная на индивидуальную самореализацию ребенка и развитие его
личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов.
Ведущая деятельность процесса обучения - деятельность познания.
В процессе обучения
акцентируется внимание на индивидуальности
обучающихся.
Роль преподавателя – организация образовательной среды, в которой
обучающийся
самостоятельно
образовывается,
опираясь
на
собственный
потенциал.
Личностно-ориентированная модель обучения:
Создает условия для развития и саморазвития творческой личности.
Диалог педагога и воспитанника в учебно-воспитательном процессе
(субъектность всех участников процесса).
В обучении происходит личностное взаимодействие.
Отношение взрослого и ребенка основываются на взаимном доверии,
самоконтроле и самооценке.
Обучающийся
не
только
поглощает
информацию,
но
отбирает
ее,
систематизирует, анализирует и вырабатывает новую.
Совместная
деятельность
преподавателя
и
обучающегося
–
единая
линия.
Образовательное учреждение ориентировано на личностные достижения
ребенка
и
учитывает
реальную
жизнь
ребенка
и
индивидуально-
типологические особенности и возможности.
Многообразие
взглядов
на
личностно-ориентированное
обучение
в
достаточной
степени
отражено
в
современной
российской
педагогике.
Современные представления об особенностях личностно-ориентированного
обучение
базируется
на
идеях
И.
С.
Якиманской,
В.
В.
Серикова,
Н. А. Алексеева, В. А. Петровского, Г. А. Цукерман, С. А. Смирнова.
Личностно-ориентированное
обучение
в
качестве
основной
цели
педагогического процесса рассматривает создание условий для максимально
возможного
развития
способностей
обучающегося
в
сочетании
с
интенсивным
накоплением
социального
опыта
и
формированием
у
него
уверенности в своих силах.
Личностно-ориентированное
обучение
опирается
на
следующие
принципы организации учебной деятельности обучающихся:
Отношение
к
ребёнку
как
к
субъекту
любого
вида
деятельности. Педагог должен полностью признать за ребёнком право на
существование собственного мнения и индивидуальной линии развития.
Формирование личностного (субъект-субъектного) стиля
взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогами. Формирование
такого стиля взаимоотношений возможно на основе развития диалогового
способа выполнения учебных заданий.
Организация активного взаимодействия обучающихся со
сверстниками и создание ситуаций взаимообогащения.
Хотела
бы
привести
примеры
из
собственной
практики.
Проводя
собственные уроки, я использую тренинговые формы занятий, где мною
применяются активные методы групповой работы и создается атмосфера
раскованности и свободы общения между студентами.
Включение обучающихся в творческую деятельность и
развитие
на
базе
учебного
материала
их
творческих
способностей.
Творческая
деятельность
является
средством
интенсивного
развития
интеллектуальных способностей и личностных качеств ребёнка.
Что
касается
моего
личного
опыта,
то
на
своих
уроках
я
стараюсь
продолжать развитие творческих способностей студентов I курса, привлекая
их по ходу занятия в качестве исполнителей разнообразных ролей (уроки-
путешествия в разные страны мира, где несколько студентов играют роли
коренных жителей. Т.е. в ходе урока студенты, общаясь с «представителями
местного населения», узнают о национальных традициях и обычаях других
государств.)
С о зд а н и е
в
у ч е б н о й
г ру п п е
п о л ож и т е л ь н о г о
эмоционального
фона
обучения,
атмосферы
эмоционального
подъёма
и
ощущения успеха.
Построение обучения с опорой на игровые формы.
Возвращаясь к собственной практике, я хотела бы отметить большое
значение
игровых
форм
занятий
при
проведении
своих
уроков
согласно
принципам личностно-ориентированного обучения.
(Например, урок-аукцион. В качестве товаров на аукцион выставляются
вопросы,
стоимость
товара
–
ответ
на
заданный
вопрос.
Тот,
кто
знает
правильный ответ, поднимает руку, а отвечает тот студент, на кого ведущий
укажет аукционным молотком.)
Таким
образом,
следуя
принципам
личностно-ориентированного
обучения, в деятельности преподавателя выделяются три психологических
аспекта
работы.
Результаты
работы
по
этим
трём
самостоятельным
направлениям
соединяются,
обогащая
друг
друга,
наращивают
новый
потенциал
и,
качественно
изменяя
урок,
предстают
в
виде
единого
образования
с
ярко
выраженными
творче ской
и
с о ц и а л ь н о й
направленностями.
Первым
направлением
деятельности
преподавателя
выступает
организация взаимодействия обучающихся с педагогом и друг с другом. Здесь
перед
преподавателем
стоит
сложная
задача
–
создать
интересную,
притягивающую ребят атмосферу и сформировать дружеские отношения.
Вторым направлением деятельности преподавателя является широкое
использование на уроке отдельных игр и игровых форм организации учебной
деятельности.
Третьим
направлением
деятельности
педагога
выступает
включение
обучающихся в творческую деятельность.
Замечу, что чрезмерное увлечение каким-нибудь одним направлением не
даст
достаточно
хорошего
результата,
поэтому
необходимо
строить
педагогический процесс на основе всего комплекса, состоящего из игровых
форм,
личностного
взаимодействия
и
создания
условий
для
их
трансформации в творчество.