Напоминание

"Урок по русскому языку в 5 классе"


Автор: Мусаева Эльвира Рамазановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок по русскому языку в 5 классе"
Дата публикации: 05.12.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока по русскому языку

Составила: учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ №21

Мусаева Эльвира Рамазановна

Тема урока: «Простые и сложные предложения»

Класс: 5

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

УМК: УМК В.В.Бабайцевой, М.: Дрофа, 2014.

Цель

урока:

закрепить

понятие

о

простых

и

сложных

предложениях,

о

видах

сложных

предложений;

развивать

навыки

синтаксического

разбора;

развивать

мотивацию к исследовательской деятельности.

Планируемые

результаты: обучающиеся научатся различать сложные и простые

предложения, отличать средства связи в них; конструировать сложные предложения;

объяснять лингвистические явления.

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;

положительно

относится

к

учению,

к

познавательной

деятельности,

желает

приобретать

новые

знания,

умения,

совершенствовать

имеющиеся,

формирование

культурологической компетенции.

Регулятивные:

учатся

обнаруживать

и

формулировать

учебную

проблему

самостоятельно; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в соответствие

с

учителем

и

одноклассниками

или

самостоятельно)

необходимые

действия,

операции, действуют по выработанным алгоритмам.

Познавательные: осознают познавательную задачу; самостоятельно предполагают,

какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из

нескольких

шагов;

читают

и

слушают,

извлекая

нужную

информацию,

а

также

самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задают

вопросы,

слушают

и

отвечают

на

вопросы

других,

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения,

при

необходимости

отстаивают

свою

точку

зрения,

аргументируя

её;

учатся

подтверждать аргументы фактами, соблюдая правила ведения диалога.

Система задач, позволяющая реализовать требования ФГОС :

-воспитание интереса к научно-познавательной информации;

-развитие умение выполнять работу по заявленному плану;

- умение добывать и обрабатывать информацию;

-умение строить взаимоотношение с окружающими;

-способность к самоанализу

Оборудование:

мультимедийный проектор;

компьютер;

мультимедийная презентация к уроку.

Ход урока.

I.

Организационный момент. Мотивация.

Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет

мне?

«начинается» «С» «успех!» «удачи» «малой»

«С малой удачи начинается успех!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему

путешествию быть успешным! Ведь сегодня мы с вами продолжим увлекательное

путешествие по стране Синтаксис - одной из самых красивых и богатых стран в мире,

в

которой

много

загадочного,

неизвестного

и

очень

интересного.

У

вас

есть

возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения.

Все готовы к путешествию?

II.

Выявление места и причины затруднения

Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового

материала доску и попробуйте сформулировать.

-

А что это за страна под названием Синтаксис? (Синтаксис (греч. «составление»)

- раздел грамматики, изучающий строение и значение словосочетаний, пред-

ложений, текста.)

-

А с какой страной он граничит? (С Пунктуацией.)

-

Что

изучает

пунктуация? (Пунктуация

(от

лат.

«пунктум»

-

«точка»)

собрание правил постановки знаков препинания.)

III.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Запись на доске:

Когда Снежная Королева заглядывала в окошки, они покрывались ледяными узорами.

Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает.

Посмотрите на доску и попробуйте сформулировать тему урока.

- Какие задачи на уроке мы должны решить?

Перед

вами

лежат

маршрутные

листы,

в

которых

вы

будете

фиксировать

результаты путешествия. После каждого вида работы вы должны себе поставить

оценку.

Зал ожидания.

Два человека у доски выполняют синтаксический разбор предложений.

1.

Лингвистическкий диктант. Ребята, но в этом году вы 3мин. познакомились и

с новыми терминами по русскому языку. Угадайте лингвистический термин по

определению.

Запишите в тетрадь через запятую.

А) Раздел лингвистики, изучающий словосочетание и предложение, их построение.

(синтаксис)

Б) Раздел русского языка об употреблении знаков препинания. (пунктуация)

В) Слова, при помощи которых мы называем того, к кому обращаемся(обращения)

Г) Сложное предложение, в котором простые предложения связаны только интонацией

перечисления, одновременности, поочередности.( БСП)

Д)Сложное предложение, в котором простые предложения связаны союзом и

интонацией перечисления, последовательности. (ССП)

Е) Речь одного героя (монолог)

Ж) Слова, показывающие наше отношение к тому, что мы произносим: радость, горе,

порядок мыслей.(вводные)

З) Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же

слову(однородные члены)

Сделайте отметку в маршрутном листе.

Область знаков препинания.

2. Расставить в предложениях знаки препинания и объяснить их.

1.Подула зима холодом сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге.

2.В лесах остались зимовать птицы воробьи вороны галки и синички.

3.Покормите ребята птиц зимой.

4.Северный ветер принёс свинцовые облака и вскоре в воздухе появились белые

снежинки

Давайте проверим. А вы, ребята, проверьте себя сами.

Сделайте отметку в маршрутном листе.

IV.

Практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Пристань грамматической основы.

Задание 1 «Синтаксический счёт»

Чтобы по ходу письма быстро улавливать деление предложений на основные блоки,

надо

не

только

«видеть

каждый

блок»,

но

и

сразу

определять,

сколько

их

в

предложении. Поэтому умение осуществлять синтаксический счёт в уме – одно и

основных составляющих грамотности. Как сосчитать, сколько простых предложений в

сложном? Это необходимо знать, чтобы не ошибиться в постановке запятой.

Задание: Определите количество грамматических основ в предложении на слух.

1.

Из толстых бревен люди выдалбливали легкие лодочки-челноки, делали корыта.

- 1

2.

С неба посыпались снежинки. - 1

3.

Они падают на землю, и все вокруг застилается белым покрывалом. - 2

4.

Каждый слой снега сначала бывает рыхлый, потому что снежинки ложатся не

плотно друг к другу. - 2

5.

Растут сугробы, снежный покров становится плотным, и тогда санки легко

скользят по насту, весело свистит в ушах ветер. - 4

Сделайте отметку в маршрутном листе.

Царство союза И.

Задание 2. Творческая работа в парах: продолжи предложение, чтобы вначале оно

было с однородными членами, а потом сложное.

1ряд – Пришла зима и…

2 ряд – Выпал снег и…

3 ряд – Солнце выглянуло из-за туч и …

Сделайте отметку в маршрутном листе.

Пролив физкультурный

1.

Гимнастика для глаз.

2.

Физминутка.

Учитель: Давайте действиями и словами передадим информацию.

На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное

движение (действие).

Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)

Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)

А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими

при беге.)

Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)

Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)

А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)

Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)

А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

Бухта схем.

Задание 3. Устный графический диктант.

Покажите схему, соответствующую предложению.

1. Деревья скрыла седина, и наступила тишина. (В. Берестов)

2.За день зимний сад посетят разные птицы: синицы, свиристели, дрозды, дятлы. (В.

Маматов)

3. Зима идет по брови в белом и сеет белые снега. (А. Прокофьев)

4.Безусловно, прекрасен зимний лес!

5.Медленно падал мелкий снежок, покрывал белым пухом землю. (В. Маматов)

6. Скрылись подо льдом реки, глубокие сугробы сверкают на солнце. (И. Соколов-

Микитов)

7. Когда прилетают красногрудые снегири, зимний сад особенно похож на сказку. (В.

Маматов)

8. Не трещите, морозы, в заповедном бору! (С. Маршак)

Сделайте отметку в маршрутном листе.

Столица Синтаксиса - текст.

Задание 4. Работа с текстом.

Прочитайте текст. Определите тему текста. К какому стилю речи отнесём этот текст?

Найдите средства выразительности, использованные в тексте.

Зимой

(1)Поздней осенью вып..дает первый снег. (2)Он изм..няет всё вокруг.(3) Пушистые

сн..жинки осторожно касаются земли, и она од..вается в белую шубку. (4)Загораются и

блестят разноцветные искорки инея.

(5)Веточки

берёз

покрыты

хлопьями,

но

от

любого

прикосновения

сн..жинки

осыпаются. (6)В ельнике снег так засыпал деревья, что мы их не узнаем. (7)Лес стоит

м..лчаливый, потому что главные п..вцы ул..тели.

(8) Когда мы входим в лесную чащу, нас охватывает чувство настоящего праздника.

(9) Природа погрузилась в долгий сон. (10) Притихли деревья и кусты. (11) Белка

забилась в дупло дерева, а длинноухий заяц выбрался из норки. (12) Он скачет по

снегу и ищет проп..тание.

Задания:

Вставить пропущенные буквы, графически обозначить орфограмму (1 чел у доски)

1 вариант – выписать номера ССП.

2 вариант – выписать номера СПП.

3 вариант – выписать номера простых предложений с однородными членами.

Сделайте отметку в маршрутном листе.

Царство членов предложения.

Задание 5. Конструирование предложений.

1. Возьмите сказуемое из предложения

«Сани Снежной Королевы опустились в центре пощади».

2. Добавьте определение из предложения «Вдруг послышались легкие шаги Герды».

3. Третьим словом будет подлежащее из предложения «На щеках Кая таяли снежинки».

4. Присоедините предлог из предложения «Ворон прыгал и смотрел на девочку».

5. Закончите предложение дополнением из фразы «Тропинки в саду засыпал снег».

6. Полученное простое предложение допишите таким образом, чтобы у вас

получилось:

1ряд: предложение с однородными членами;

2 ряд: сложносочиненное предложение;

3 ряд: сложноподчиненное предложение.

Сделайте отметку в маршрутном листе.

Мастерская слова.

Задание 6. Синквейн

1.

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2.

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3.

3 строка – описание действия (три глагола);

4.

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;

5.

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета

(одно слово).

6.

Сделайте отметку в маршрутном листе.

V.

Итог урок

– Итак, сегодня на уроке мы вспомнили все то, что знали о предложениях.

– На какие же виды делятся все предложения по количеству грамматических основ?

– Какие виды сложных предложений мы знаем?

VI.

Домашнее задание (на выбор):

1) подобрать любое стихотворение о зиме и выписать из него (или из разных

стихотворений) четыре предложения, соответствующие разным схемам;

2)написать

сочинение-миниатюру

на

тему

«Зима»,

используя

разные

виды

предложений.

VII.

Рефлексия.

Запустите корабль в море Знаний.

Поднимите руку, если вы считаете, что хорошо усвоили тему и можете отправить свой

кораблик в море Знаний, а все, кто не уверен в этом, пока остаются в заливе Правил.

Маршрутный лист

Класс________ Фамилия, имя____________________________________________

№Задание

Са

мо

оц

ен

ка

1 Лингвистический диктант.

____________________________________________________________________

_______

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________

2 Расставить в предложениях знаки препинания и объяснить их, составив

схему

1.Подула зима холодом сорвала листья с деревьев и разметала их по

дороге.___________________________

2.В лесах остались зимовать птицы воробьи вороны галки и синички.

_______________________________

3.Покормите ребята птиц

зимой.______________________________________________________________

_

4.Северный ветер принёс свинцовые облака и вскоре в воздухе появились белые

снежинки______________________

3 «Синтаксический счёт»

1 -_______, 2 - ________, 3 - ________, 4 - __________, 5 - _________

4 Продолжи предложение, чтобы вначале оно было с однородными членами,

а потом сложное.

1ряд – Пришла зима и

____________________________________________________________________

___________

Пришла зима и

____________________________________________________________________

_________________

2 ряд – Выпал снег и

____________________________________________________________________

_____________

Выпал снег и

____________________________________________________________________

____________________

3 ряд – Солнце выглянуло из-за туч и

____________________________________________________________________

Солнце выглянуло из-за туч и

____________________________________________________________________

______

5 Устный графический диктант

6 Работа с текстом

Зимой

(1)Поздней

осенью

вып..дает

первый

снег.

(2)Он

изм..няет

всё

вокруг.(3)

Пушистые сн..жинки осторожно касаются земли, и она од..вается в белую

шубку. (4)Загораются и блестят разноцветные искорки инея.

(5)Веточки берёз покрыты хлопьями, но от любого прикосновения сн..жинки

осыпаются. (6)В ельнике снег так засыпал деревья, что мы

их не узнаем.

(7)Лес стоит м..лчаливый, потому что главные п..вцы ул..тели.

(8) Когда мы входим в лесную чащу, нас охватывает чувство настоящего

праздника. (9) Природа погрузилась в долгий сон. (10) Притихли деревья и

кусты. (11) Белка забилась в дупло дерева, а длинноухий заяц выбрался из

норки. (12) Он скачет по снегу и ищет проп..тание.

1 ряд – выписать номера ССП.__________________________________

2 ряд – выписать номера СПП.__________________________________

3 ряд – выписать номера простых предложений с однородными членами

_______________________________

7 Конструирование предложений.

1. Возьмите сказуемое из предложения «Сани Снежной Королевы

опустились в центре пощади».

2. Добавьте определение из предложения «Вдруг послышались легкие шаги

Герды».

3. Третьим словом будет подлежащее из предложения «На щеках Кая таяли

снежинки».

4. Присоедините предлог из предложения «Ворон прыгал и смотрел на

девочку».

5. Закончите предложение дополнением из фразы «Тропинки в саду засыпал

снег».

6. Полученное простое предложение допишите таким образом, чтобы у вас

получилось:

1 ряд: предложение с однородными членами;

2 ряд: сложносочиненное предложение;

3 ряд: сложноподчиненное предложение.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________________________________________

8 Синквейн

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

синтаксис

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

______________________________________________________

3 строка – описание действия (три глагола);

______________________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________

4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;

_____________________________________________________

____________________________________________________________________

________________________________

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или

предмета (одно слово). ___________________

Оценка за урок



В раздел образования




Яндекс.Метрика