Автор: Буйнова Лена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3 "Геолог"
Населённый пункт: п. Сангар, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Проект "Открытый космос"
Тема: Знакомство с космосом
Раздел: дошкольное образование
Проект
«Открытый космос»
Буйнова Лена Юрьевна
МБДОУ «Детский сад №3 «Геолог»
п.Сангар 2018г.
Проект (краткосрочный)
Сроки проведения: 28.03.2011 – 12.04.2011
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели, родители
Тип: практико – ориентированный
Проблема:
Незнание детьми российского праздника - День космонавтики, о дате
первого полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.
2. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о
существовании праздника в России - День космонавтики.
Цель:
Дать детям первоначальные знания о космосе.
Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, героями космоса.
Задачи:
1.Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
2.Расширить и углубить знания детей о космосе, дате первого полёта Юрия Гагарина в космос,
празднике.
Содержание работы по направлениям:
Познавательно - речевое развитие:
Рассматривание иллюстраций о космосе в книгах и энциклопедиях.
Рассказ воспитателя о космосе, о первом космонавте планеты Земля.
Беседа «Первый полет в космос», «Каким должен быть космонавт»
Чтение детской литературы.
Заучивание наизусть стихотворений.
Отгадывание загадок о космосе.
Дидактические игры: «Летает, плавает, ездит», «Космос».
Детские досуг «Путешествие по неизведанным планетам»
Художественно-эстетическое развитие:
Конструирование плоскостное и из деталей крупного и мелкого конструктора («Ракета»,
«Космодром»)
Рисование «Ракета», «Инопланетяне»
Аппликация:
с использованием природного материала (крупы) «Солнышко»
коллективная «Планета инопланетян»
Лепка «Ракета».
Социально-личностное развитие:
Сюжетно-ролевая игра «Полет в космос»
Физическое развитие:
"Космическая" утренняя гимнастика.
«Космические» физминутки.
Беседа «Что делает космонавт, чтобы быть здоровым»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
Центр конструктивных игр: мелкий и крупный конструктор для игр.
Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для игры «Полет в космос».
Центр художественного творчества: материалы для рисования (карандаши, фломастеры,
краски, кисточки, бумага, трафареты, пластилин, материалы для изготовления аппликаций.
Взаимодействие с семьей:
1. Сотрудничество с родителями (рисунки совместного творчества детей и родителей
«Каким я представляю себе космос») .
2. Выставки детских работ.
3. Досуг для детей с приглашением родителей.
Результат:
Участие в проекте 54% семей, в праздновании российского праздника - День
космонавтики!
Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности:
вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими
знаниями с другими детьми в детском саду.
Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные
рисунки о космосе.
Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой игры
«Полёт в космос».
Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора,
бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
Организация в детском саду на стенде большой выставки изобразительных работ ко
Дню космонавтики: «Полёт Юрия Гагарина в космос!»
Итоговое мероприятие: досуг для детей «Путешествие по неизведанным планетам»
Непосредственно образовательная деятельность
по образовательным областям:
«Физическая культура», «Здоровье»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
*общеразвивающие упражнения: «Лётчики», «Будущие космонавты» и др.
*игры с бумажными стрелами, самолётиками («Чей самолёт пролетит дальше?», «Подбрось и
поймай» и др.);
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
*Образовательная ситуация: «Земля - планета, на которой мы живем» Дать детям элементарные
представления о Земле; о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе.
* Показать зависимость смены частей суток и времен года от вращения Земли вокруг своей оси и
вокруг Солнца.
«Труд» (рукотворный мир)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
*Образовательная ситуация по изготовлению поделки: «Шлем космонавта»
*Продолжать
знакомить
со
свойствами
бумаги.
Развивать
техническое
мышление,
умение
работать по схеме, чертежу.
«Коммуникация»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
*Беседа: «На чём люди путешествуют?» Расширять знания о различных видах транспорта.
Упражнять в назывании вида и функций транспорта.
«Художественное творчество»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
*Коллективное панно (лепка) «Полёт в космос».
*Развивать умение лепить из глины, пластилина с использованием способов отщипывания,
отрывания, сплющивания, вытягивания и соединения готовых частей.
*Коллективная аппликация «Космический корабль»
*Продолжать учить выполнять аппликацию, наклеивая готовые геометрические формы на
цветном листе бумаги.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
*Музыкальные произведения для слушания («Край, в котором ты живёшь» муз. Г. Гладкова и
др.);
*Музыкальные произведения для пения («Солнечные зайчики» муз. Е.Попляновой и др.);
*Танцевально-игровое творчество («Много разных звуков» - шуршание фантиками, бумагами и
др.);
*Развлечение «Я люблю свою планету».
В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной
деятельности детей целесообразно внести:
*раскраски, шаблоны разрезные картинки;
*оборудование
для
исследовательской
деятельности
(песок,
вода,
крышки,
ёмкости
для
смешивания);
*фотоальбом о совместной трудовой деятельности;
*альбом «Чей инструмент?» (оборудование, инструменты и материалы, необходимые людям
разных профессий)
*оборудование для труда в уголке природы, на участке детского сада;
*иллюстрации, энциклопедии, красочные книги (части суток, небесные светила и т.п.);
*модель смены дня и ночи; Солнечной системы;
*образцы со схемами построек корабля, ракеты, самолета.
Для осуществления образовательной деятельности
в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:
*Привлекать детей к элементарной трудовой деятельности в условиях семьи;
*Обращать внимание детей на то, что в семье все заботятся друг о друге: все следят за чистотой в
доме, ухаживают за домашними питомцами, у всех есть свои обязанности;
*Проговаривать выполняемые действия в ходе элементарной трудовой деятельности;
*Знакомить с инструментами для различных видов труда;
*Рассматривать фотографий, отражающих трудовые действия знакомых людей;
*Рассматривать иллюстраций о космосе;
*Почитать и обсудить волшебные и авторские сказок;
*Наблюдать за сменой частей суток, небесными светилами.
Совместная образовательная деятельность
по теме в режимных моментах:
Утро:
Оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Полёт на Луну»;
Разучивание малых форм фольклора «Солнышко-колоколнышко», «Где ночует солнце?»;
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, красочных книг о небесных светилах, планетах
Солнечной системы;
Конструирование различных видов транспорта (самолёты, ракеты и т.п.);
Беседы о солнце как источнике тепла и света, которые нужны для жизни живых организмов на
Земле;
Рассказы о том, что Земля – шар, она вращается вокруг Солнца, а Луна – вокруг Земли, что есть
другие планеты;
Игры на группировку («Транспорт»);
Рассматривание иллюстраций «Голубая планета Земля»;
Беседы по ознакомлению с профессией космонавта;
Наблюдения за периодичностью смены дня и ночи (Днём на небе царствуют солнце и облака,
Ночью – луна, планеты, звёзды и созвездия);
Игры с зеркалом («Поймай солнышко»: маленьким зеркалом поймать луч солнца и пустить
«зайчика»);
Экспериментирование с тенью.
Гигиенические процедуры:
Игровое
упражнение
«Научим
Незнайку»
(умение
самостоятельно
и
правильно
совершать
процессы умывания, мытья рук; следить за своим внешним видом и т.п.);
Стихи и потешки о культурно-гигиенических навыках.
Завтрак, обед, полдник, ужин:
Моделирование ситуации: «Завтрак, обед и ужин на космическом корабле» - что полезно для
здоровья космонавтов и для нашего здоровья;
Озвучивание стихов, потешек (Е.Благинина «Обедать», Г.Остер «Вредные советы»).
Прогулка:
Наблюдение за трудом взрослых;
Подвижные игры;
Упражнения на развитие основных движений и физических качеств;
Привлечение к процессам, обеспечивающих поддержание чистоты и порядка на участке детского
сада;
Наблюдение за небом, солнцем;
Игры с зеркалом («Солнечные зайчики»);
Привлечение к ситуациям, в которых дети сосчитывают и сравнивают небольшие группы как по
количеству (больше-меньше, сколько же), так и по числу (2 и 3, 3 и 4, 4 и 5);
Вечер:
Рассказы о профессии космонавта, о Ю.Гагарине, о планете Земля, о космосе;
Рассматривание
предметных
картинок
с
изображением
предметов
бытовой
техники,
используемой дома и в детском саду (ускорение получения результата, улучшение его качества,
облегчение труда человека);
Настольно-печатные
игры
для
развития
умений
различать,
сравнивать
(«Найди
формы»,
«Подбери цвета»), пазлы.
Чтение сказок: «У солнышка в гостях» (словац.), разучивание малых форм фольклора «Где
ночует солнце?»,
Рассматривание
иллюстраций,
просматривание
видеофрагментов
природном
мире
планеты
Земля;
Игры и упражнения, направленные на развитие творческих способностей: «Недорисованные
картинки», «На что похоже?» и др.;
Конструирование из бумаги «Воздушные игрушки» (вертушки, самолётики, змеи, шары).
Вечерняя прогулка:
Наблюдение за трудом взрослых ближайшего окружения;
Наблюдение за изменениями светового дня, вопросы к детям «Что изменилось?» и др.;
Запуск воздушных шаров в небо;
подвижные игры: «Самолёты», «Ловишки» и др.;
Хороводные игры с использованием песенок, потешек;
Игры-забавы.
Сценарий виртуального развлечения из цикла «Я познаю мир»
«Маленькие астрономы» для старших дошкольников
Дети сидят на стульях лицом к экрану проектора. На экране проектора сменяются картины
звездного неба, созвездия, комета, планета Земля, Луна. Звучит музыка А.Рыбникова «Полет с
космонавтом» (тема Мечты).
ВЕДУЩАЯ:
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по Вселенной, по загадочному
космическому пространству. В ясную ночь на небе можно увидеть около трех тысяч звезд.
Давайте посмотрим на звездное небо и помечтаем.
Свет в зале гаснет. Только луч прожектора освещает нескольких детей, сидящих на скамеечке и
ведущих разговор о космосе.
На экране проектора – звездное небо.
1 РЕБЕНОК:
Как хорошо сидеть мечтать,
На небо звездное смотря,
Задуматься: так кем же стать?
Как жизнь прожить не зря?
На экране проектора – астроном.
2 РЕБЕНОК (АСТРОНОМ):
- Всё,- сказал я твёрдо дома, -
Буду только астрономом!
Необыкновенная
Вокруг Земли Вселенная!
Ребенок надевает мантию астронома, берет в руки телескоп, направляет его на экран проектора.
АСТРОНОМ:
Как заманчиво
Стать астрономом,
Со Вселенною близко знакомым!
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать чёрные дыры
И трактат сочинить непременно -
«Изучайте глубины Вселенной!»
(Ю.Синицин)
На экране проектора – млечный путь.
3 РЕБЕНОК:
Ой, ребята, посмотрите:
Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
АСТРОНОМ:
Что вы! Нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Далёкий Млечный Путь -
Простор для космонавтики!
Запомни! Не забудь!
4 РЕБЕНОК:
Астроном, скажи нам:
Что такое звезды?
АСТРОНОМ:
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!
(Р.Алдонина)
ВЕДУЩАЯ:
Звезды на небе, все небо для нас!
Звезды поют нам свой звездный романс!
Ты только взгляни,
Как прекрасны они!
Думать о нас, наши тайны хранить,
Как удивительно звездами быть!
Танец «Месяц и звезды» (А.И.Буренина, «Ритмическая мозаика»)
На экране – созвездия Малой и Большой Медведицы.
5 РЕБЕНОК:
Вот Медведица Большая
Кашу звёздную мешает
Большим ковшом
В котле большом.
А рядом тускло светится
Малая Медведица.
Маленьким ковшичком
Собирает крошечки.
(Г.Сапгир)
3 РЕБЕНОК:
Мы однажды с папой ходили на рыбалку, сидели у костра и любовались звездами. И папа сказал,
что если потеряешься, то найти путь поможет Полярная звезда.
ВЕДУЩАЯ:
Да, верно!
Есть в небе звёздочка одна,
О ней вам расскажу,
Каждый вечер из окна
Я на неё гляжу.
К ней наклонилась ось земная,
Её назвали мы Полярной.
По ней в море где-нибудь
Моряк сверяет путь.
Игра «Кто скорее найдет Полярную звезду» (играют две команды из 3-4 детей; звучит музыка
А.Рыбникова «Свет звезд» из кинофильма «Через тернии к звездам»).
На
магнитных
досках
нужно
расположить
звездочки-магнитики
в
виде
созвездий
Малой
и
Большой Медведицы, соединить их маркером, магнитиком большего размера отметить Полярную
звезду.
На экране проектора – созвездия Зодиака.
5 РЕБЕНОК:
А я знаю, что на небе очень много разных созвездий, которые напоминают животных, зверей,
разные предметы и даже людей.
Хоровод «Зодиак» (сл. Р.Алдониной)
Встали в круг и славно пляшут дети идут по кругу, держась
С Козерогом Водолей, за руки, выполняя движения
Рыбы плавниками машут, по тексту хоровода.
Овен в круг спешит скорей.
И Телец с ним будет рядом,
Он чечётку лихо бьёт.
Будет пляска до упада,
Добрым будет хоровод.
Близнецы кружатся в танце,
Пятится за ними Рак.
«Это что ж за странный танец?
Круг иль пояс?» – Зодиак!
Лев и Дева подружились,
В хороводе закружились,
Прихватив с собой Весы
Удивительной красы.
Скорпион вприсядку пляшет
И Стрельцу клешнею машет.
Этот славный хоровод
Солнце обойдёт за год.
Их двенадцать в хороводе.
А на небе больше вроде?
«Сколько ж всех созвездий?» - спросим!
АСТРОНОМ:
«Ровно восемьдесят восемь!»
ВЕДУЩАЯ:
А сейчас отгадайте название каждого зодиакального созвездия.
Проблемная театрализованная игра «Живые картины» (звучит музыка ансамбля «Space»)
Используя предметы реквизита, дети изображают знаки Зодиака:
Водолей – мальчик «льет воду» из кувшина (воду заменяет льющийся из кувшина новогодний
дождь или нарезанный целлофан);
Весы – ребенок держит на вытянутых в стороны руках весы;
и т.д.
На экране проектора – комета.
3 РЕБЕНОК:
Какое роскошное диво!
Почти занимает полсвета!
АСТРОНОМ:
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
3 РЕБЕНОК:
А нам говорят:
- Это лёд!
А хвост её - пыль и вода!
АСТРОНОМ:
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!
(Г.Сапгир)
На экране – планеты Солнечной Системы, сменяющиеся по тексту стихотворения.
ВЕДУЩАЯ:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
АСТРОНОМ:
Раз –
ВСЕ: - Меркурий,
АСТРОНОМ:
Два –
ВСЕ: - Венера,
АСТРОНОМ:
Три –
ВСЕ: - Земля,
АСТРОНОМ:
Четыре –
ВСЕ: - Марс.
АСТРОНОМ:
Пять –
ВСЕ: - Юпитер,
АСТРОНОМ:
Шесть –
ВСЕ: - Сатурн,
АСТРОНОМ:
Семь –
ВСЕ: - Уран,
АСТРОНОМ:
За ним –
ВСЕ: - Нептун.
АСТРОНОМ:
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием
ВСЕ: - Плутон.
На экране проектора – космонавт в космосе.
ВЕДУЩАЯ:
Сегодня 12 апреля, День космонавтики — памятная дата, установленная в ознаменование первого
полёта человека в космос, к таким далеким звездным мирам.
1 ВЗРОСЛЫЙ:
Космонавтики День, как же ты еще молод!
Исполняется ныне тебе пятьдесят.
В пятьдесят звездных лет ни жара и ни холод
Не позволят тебе ни о ком забывать.
2 ВЗРОСЛЫЙ:
Космонавтики День – наша радость и гордость.
День, когда человек устремился в полет.
Космонавтам присуща характера твердость,
Она с верой в успех Вас к победе ведет.
Песня «Марш юных космонавтов» муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной
На экране проектора – портрет Ю.Гагарина.
3 ВЗРОСЛЫЙ:
Сказал «Поехали!» Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это - навсегда.
Песня
«Знаете,
каким
он
парнем
был»
муз.А.Пахмутовой,
сл.
Н.Добронравова.
(Исполняет
вокальный коллектив педагогов детского сада).
На экране проектора – планета Земля.
6 РЕБЕНОК:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Хореографическая композиция «Мир планете Земля» (CD «Праздник к нам пришел»).
На экране проектора – спутник Луна.
4 РЕБЕНОК:
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!
ВЕДУЩАЯ:
А теперь отправим наши ракеты на Луну!
Эстафета «Полет на Луну» (звучит музыка Жана Мишеля «Жар - кислород» или «Мы улетаем к
далеким планетам» группы «Поющие роботы» CD «Галактика»)
Устанавливается
макет
Луны.
Участвуют
две
команды.
У
каждой
команды
своя
ракета
и
российский
флаг.
Сначала
дети
передают
друг
другу
ракету,
последний
ребенок
бежит
и
укрепляет
её
на
Луне,
затем
дети
передают
друг
другу
флаг,
последний
ребенок
бежит
и
укрепляет его на Луне.
На экране проектора – Солнце.
АСТРОНОМ:
С неба смотрит солнце
Миллионы лет.
Льет на землю солнце
И тепло и свет.
1 РЕБЕНОК:
Пусть в твоих ладонях
Солнышко восходит,
К небу рано утром
Руки протяни.
Видишь, как ласкает,
Чувствуешь - играет,
Пальчики целует
Нежный луч зари.
3 РЕБЕНОК:
Солнце светит опять нам на нашей Планете…
Пусть на нашей Земле будут счастливы дети…
Чтобы наша Планета несчастья не знала…
Чтобы наша Земля вновь цвела и сияла…
Хореографическая композиция «Дети Солнца» с желтыми воздушными шарами
( CD «Непоседы»).