Напоминание

Быстрота движения и методы её развития


Автор: Захарова Анастасия Ивановна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Технический лицей"
Населённый пункт: город Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Урок по физической культуре
Тема: Быстрота движения и методы её развития
Раздел: полное образование





Назад




Быстрота движения и методы её развития

Захарова Анастасия Ивановна

учитель физической культуры

МАОУ «Технический лицей»

г. Сыктывкар

В статье описана методика развития быстроты движений в школьном возрасте с

использованием сенситивных периодов. Разработанную методику можно использовать

на уроках физической культуры и спортивных секция для развития быстроты движений

школьников.

Ключевые

слова: быстрота

движений,

двигательные

способности,

сенситивные

периоды, урок физической культуры.

На

современном

этапе

развития

гуманистического

общества

в

сфере

физической

культуры и спорта особую актуальность приобретают вопросы, связанные с развитием

двигательных способностей и повышением общего уровня физической подготовленности

школьников. Учебный процесс в общеобразовательной школе предусматривает создание

основ базовой физической подготовки, формирование необходимого фонда двигательных

умений и навыков, достижение всестороннего гармонического развития. Однако уровень

проявления основных двигательных качеств школьников не отвечает запросам настоящего

времени.

Физиологический

механизм

проявления

быстроты,

связанный,

прежде

всего,

со

скоростными

характеристиками

нервных

процессов,

представляется

ка к

многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС) и периферического

нервно-мышечного аппарата (НМА).

В спорте мы сталкиваемся с различными формами проявления быстроты: передвижения

человека с максимальной скоростью, различные прыжковые упражнения, связанные с

перемещением собственного тела, единоборства и спортивные игры. Такие, комплексные,

формы проявления быстроты, принято называть скоростными способностями человека.

Для их эффективного проявления, кроме высоких характеристик нервных процессов,

необходимы

еще

достаточный

уровень

скоростно-силовой

подготовленности

двигательного аппарата, мощности анаэробных систем энергетического обеспечения, а

также совершенство двигательных навыков выполняемых упражнений и действий.

Развитие быстроты реагирования на действия партнёра или соперника в спорте имеют

огромное значение.

Для

педагога

по

физической

культуре

важно

не

упустить

сенситивные

(особенно

благоприятные)

периоды

для

эффективного

воздействия

на

развитие

скоростных

способностей

детей

(быстрота

реакции,

частота

движений,

скорость

одиночного

движения, быстрота целостных действий)

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения

скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной

тренировки

повышение

скорости

движений

достигается

не

только

воздействием

на

собственно скоростные способности, но и иным путем – через воспитание силовых и

скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники

движений

и

др.,

т.е.

посредством

совершенствования

тех

факторов,

от

которых

существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) соревновательный метод;

3) игровой метод.

Методы строго регламентированного упражнения включают в себя:

а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость

движения;

б)

методы

вариативного

(переменного)

упражнения

с

варьированием

скорости

и

ускорений по заданной программе в специально созданных условиях.

При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой

интенсивностью (в течение 4–5 с) и движения с меньшей интенсивностью – вначале

наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют

несколько раз подряд.

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний

(прикидки,

эстафеты,

гандикапы

уравнительные

соревнования)

и

финальных

соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам

различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на

равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально

возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом

упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того,

данный

метод

обеспечивает

широкую

вариативность

действий,

препятствующую

образованию «скоростного барьера».

Специфические закономерности развития скоростных способностей обязывают особенно

тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. Дело в том,

что

относительно

стандартное

повторение

движений

с

максимальной

скоростью

способствует

стабилизации

скорости

на

достигнутом

уровне,

возникновению

«скоростного барьера». Поэтому в методике воспитания быстроты центральное место

занимает

проблема

оптимального

сочетания

методов,

включающих

относительно

стандартные и варьируемые формы упражнений.

Упражнения для развития быстроты

Основными средствами развития быстроты является пробегание коротких отрезков с

максимальной

околопредельной

скоростью.

Среди

более

известных

упражнений

используемых

преимущественно

для

развития

быстроты

можно

назвать

следующие:

пробегание отрезков 40-50м.; пробегание отрезков под уклоном; пробегание отрезков 50-

60м по ветру или за движущимся лидером; пробегание отрезков 30-40м с высокого или

низкого старта; семенящий бег; бег с высоким подниманием бедра; бег прыжками; бег с

захлестыванием голени назад; бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени

назад (колесо); беговое движение ногами – «педаляж»; прыжки на одной ноге; быстрые

движения рук, как при беге, стоя на месте; бег на месте 15 сек.; имитация быстрого бега в

висе на перекладине.

С.А.

Баранцев,

В.С.

Домащенко

(2001)

предлагают

следующие

средства

развития

быстроты: бег на 10м с хода; челночный бег; бег с максимальной скоростью 12-15м; бег

с высоким подниманием бедра на месте и в движении; бег с захлестыванием голени назад

на месте и в движении; прыжки вверх на месте; прыжки через скакалку; п

рыжки через

препятствия

разной

высоты

с

продвижением

вперед; прыжки с ноги на ногу; бег с

преодолением сопротивления партнера «в упряжке»; бег по отметкам; имитация работы

рук с заданной частотой; подвижные игры, эстафеты;

В.П. Филин (1964) предлагает следующие средства: бег с ускорением 60-120м; бег с

хода 30-60м, повторный бег в 1/2-3/4 силы и с максимальной скоростью; специальные

беговые упражнения; контрольные прикидки и соревнования.

Основными методами воспитания скоростных способностей являются: метод строго

регламентированного

упражнения

(метод

повторного

выполнения

действий,

метод

вариативного упражнения), соревновательный метод и игровой (Ж.К. Холодов, 2001).

Основным

методом

развития

быстроты

являются

многократные

движения

с

предельной

скоростью.

Длительность

таких

упражнений

определяется

временем,

в

течение которого может быть сохранен максимальный темп. Упражнения, направленные

на развитие быстроты двигательных реакций, одновременно являются хорошим средством

для тренировки скорости отдельных движений.

В

выполнении

упражнений

на

скорость

большую

роль

играют

мышечные

напряжения. Эти упражнения можно отнести к скоростно-силовым. Чтобы увеличить

скорость движений, необходимо развивать как мышечную силу, так и быстроту движений.

Последнее

достигается

включением

упражнений

с

малыми

отягощениями,

чтобы

учащиеся на уроках сознательно развивали и увеличивали свою силу (И.А. Гуревич, 1980).

Основной метод воспитания быстроты – метод выполнения скоростного упражнения

при наличии стремления спортсмена в каждом занятии превысить свою максимальную

скорость (В.П. Филин, 1974). Если под влиянием утомления скорость начинает снижаться,

работа

над

развитием

быстроты

прекращается,

так

как

дальнейшее

повторение

при

пониженных

скоростях

воспитывает

выносливость,

а

не

быстроту

(Я.М.

Коц,

1986).

Многократное

повторение

одного

и

того

же

упражнения

приводит

к

образованию

двигательного

динамического

стереотипа.

В

этом

случае

стабилизируются

не

только

пространственные,

но

и

временные

характеристики

движения

скорость

и

частота

движений спортсмена. В результате образуется своего рода «скоростной барьер» (В.П.

Филин, 1974).

В

программу

занятий

должны

входить

в

значительном

объеме

такие

скоростные

упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину и

в

высоту

с

максимально

быстрым

отталкиванием,

метание

облегченных

снарядов,

подвижные

и

спортивные

игры,

предельно

быстро

выполняемые

акробатические

упражнения и разнообразные специальные подготовительные упражнения (В.П. Филин,

1974).

Эффективным

методом

воспитания

быстроты,

является

метод

выполнения

упражнения в затрудненных условиях, стимулирующих активное проявление мышечной

деятельности спортсмена (бег в гору, бег с отягощением, бег по песчаному грунту). Метод

облегчения

внешних

условий

при

выполнении

скоростных

упражнений

помогает

занимающемуся овладеть умением выполнять предельно быстрые движения (уменьшение

длины

дистанции,

высоты

препятствий,

бег

по

наклонной

дорожке),

что

позволяет

выполнять

движения

с

быстротой,

превышающей

определенный

предел

для

данного

спортсмена.

Большое внимание необходимо уделять воспитанию умения выполнять движения без

излишних напряжений. Это достигается путем многократного выполнения упражнений,

при усилиях близких к предельным, однако без искажения техники движений. С этой

целью

в

программу

занятий

должны

включаться

бег

с

опущенными

и

предельно

расслабленными руками, бег с ускорением при плавном нарастании скорости (В.П. Филин,

1974).

Важное значение для воспитания быстроты и скорости движений имеет правильное

определение дозировки скоростных упражнений. Количество повторений тренировочных

работ для развития быстроты должно быть малое. Объясняется это тем, что наибольшего

давления

можно

добиться

воздействием

на

организм

только

предельно

быстрыми

движениями. А это требует значительной концентрации волевых усилий и предъявляет, в

связи с этим большие требования к центральной нервной системе. Вследствие этого, уже

после

нескольких

повторений

возникает

чувство

некоторой

усталости,

ведущее

к

снижению

быстроты

движений.

А

раз

быстрота

движений

уменьшилась,

значит,

эффективность тренировки, направленной на развитие быстроты, значительно снижается.

Заключение

Большинство упражнений, применяемых для развития быстроты, предъявляет высокие

требования к работе внутренних органов. Поэтому их могут применять только молодые,

здоровые и хорошо тренированные люди. Резкие напряжения, используемые для развития

быстроты, у недостаточно тренированных лиц могут привести к растяжениям и разрывам

связок и мышечных волокон .

Список использованной литературы

1. Е.Е. Аракелян, В.П. Филин, А.В. Коробов, А.В. Левченко – Бег на короткие дистанции

(спринт). – М.: Инфра-М.: 2002.

2. Б.И. Бутенко. О путях развития быстроты. «Теория и практика физической культуры»,

1968, № 4.

3. Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. Энциклопедия физической подготовки

(Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. –

М.: Лептос, 1994. – 368 с.

4. В.Б. Попов. – 555 Специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. – М.: 2003.

5. Физическое воспитание: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.:

Высшая школа, 1984.

6. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. Теория и методика физического воспитания с спорта:

Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский цент «Академия»,

2000. – 480 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика