Автор: Решетова Зинаида Николаевна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида № 11
Населённый пункт: г. Фрязино Московской области
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Открытая непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей логопедической группе
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытой непосредственной образовательной
деятельности по развитию речи в старшей логопедической
группе № 9
“Осень”
воспитатель
высшей квалификационной категории
Решетова З.Н.
МДОУ детский сад
комбинированного вида № 11
г. Фрязино М.О.
октябрь 2017 г.
г. Фрязино
Ход занятия
Воспитатель: Дети,
сегодня
в
наш
сад,
в
нашу
группу
пришло письмо. Хотите узнать от кого оно?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку:
Несу я урожай, птиц к югу отправляю, деревья укрываю, но
не касаюсь елочек и сосен.
Кто я такая?
Дети: Осень!
Воспитатель:
Давайте
посмотрим,
что
же
в
конверте?
“Дети я приглашаю вас в свой осенний лес”.
Воспитатель: Дети принимаем приглашение?
Дети: Да!
Воспитатель: Чтобы попасть в лес нужно пройти по лесной
тропинке и никуда не сворачивать, а то вы потеряетесь и
собьетесь с пути.
(Дети идут по листьям, выложенными на ковре змейкой)
Воспитатель: Как прекрасно в лесу, дети!
2
А зачем люди ходят в лес?
Дети: Чтобы подышать свежим воздухом, полюбоваться
красотой, собрать грибы и ягоды, послушать пение птиц.
Воспитатель: А давайте послушаем звуки леса (включаем
запись). Но в начале закройте глаза, так лучше слушать.
Открываем глаза, ребята, что услышали?
Дети: Шорох листьев, звук и хруст веток, завывание ветра,
шум деревьев и дождя.
Воспитатель:
А
вот
осеннее
пение
птиц
мы
сможем
услышать только с сентября по октябрь месяц. Почему?
Дети: Потому что певчие птицы – это перелетные птицы,
они улетают в жаркие страны.
Воспитатель: Что же еще в конверте? Осень приготовила
для вас задание. “Подберите родственные слова к слову
лист”.
Дети: Листик, листок, листопад, лиственница.
Воспитатель: А сейчас вопрос от осени:
День, когда идет дождь (дождливый).
День, когда дует ветер (ветренный).
День, когда светит солнце (солнечный).
3
День, когда небо закрыли тучи и нет солнца (пасмурный).
Физкульт минутка: “Листья осенние”
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Упражнение “Дует ветер”
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревце все ниже, ниже.
Воспитатель: А теперь обратите внимание на картины с
изображением осени (ранняя, золотая, поздняя). Назовите
три осенних месяца.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Дети, назовите, пожалуйста, признаки ранней
осени.
4
Дети: Начинают желтеть листья, становится прохладнее,
дни становятся короче, ночи длиннее, солнце светит, но уже
не греет. А что делают люди в лесу ранней осенью?
Воспитатель:
Дети,
сравните
три
картины.
Чем
они
отличаются между собой?
Дети: На одной картине еще зеленые листья, а на другой
уже желтые. На третьей картине видно снежок, а значит,
зима близко – это поздняя осень.
Воспитатель: А какая погода поздней осенью?
Дети: Дождливая, пасмурная, унылая, с тяжелыми тучами
на небе.
Воспитатель: Скучная картина, тучи без конца. Дождик так
и льется, лужи у крыльца…
А сейчас, рассмотрев эти картины, давайте соберем пазлы.
За
первым
столом
–
ранняя
осень,
за
вторым
столом
–
золотая осень, за третьим столом – поздняя осень.
(Дети за столами собирают пазлы. Воспитатель благодарит
детей, хвалит их).
Воспитатель: А теперь подойдите к своим местам и тихо
сядьте и послушайте рассказ Сладкова “Как медведь сам
себя напугал”.
5
(Читает второй раз, задает вопросы. Дети по пиктограммам
составляют рассказ).
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель:
К мишке на праздник звери пришли,
Мишке в подарок они принесли,
Зайка – чернику, ежик – бруснику,
Белка – рябину и ежевику, спелой малины лиса принесла.
Очень душистой малина была!
Воспитатель:
Дети,
возьмите
карандаш.
Перед
вами
картинки, соедините точки. И кто у вас получится, вы мне
скажете. (Медведь)
Возьмите ваши картинки и подарите их родителям, а заодно
перескажите забавный рассказ, с которым вы познакомились
на занятии.
6