Автор: Доос Лидия Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №6 "Сказка"
Населённый пункт: город Барабинск, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Благоприятная адаптация воспитанников групп раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»
Раздел: дошкольное образование
«Благоприятная адаптация воспитанников групп раннего
возраста через нетрадиционные техники рисования».
Процесс адаптации я рассматриваю как одну из наиболее актуальных
проблем педагогической науки.
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для
него среду и болезненное привыкание к её условиям. Ведь детский сад – это
новое окружение, новая обстановка, новые люди.
Адаптированные возможности ребёнка раннего возраста ограничены,
поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и
длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к
эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического
развития.
Работая уже не первый год в группе раннего возраста, я наблюдаю то,
что привыкание к новым условиям проходит не у всех детей одинаково. Одни
дети хорошо себя чувствуют уже на 3-4-й день и привыкают к новым
условиям жизни без изменений психического состояния и поведения. У
других период адаптации может длиться месяц и больше.
В адаптационный период возрастает возможность заболевания ребенка,
поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные
силы организма.
Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его
правильная организация и уровень социализации ребенка. И поэтому в своей
работе я использую нетрадиционное рисование, которое способствует
успешной адаптации детей к ДОУ. Нетрадиционное рисование в
непринужденной обстановке вызывает у детей искреннюю радость,
неподдельный восторг. Вызывает желание рисовать, мотивирует детей к
созданию задуманных образов, развивает координацию и ориентацию на
листе бумаге, развивает мелкую моторику, способствует развитию
креативности, творческого мышления, фантазии, ассоциаций, воображения.
Каждая из нетрадиционных методик и техник – это игра. Именно в
игре, дети получают необходимые знания, умения и навыки, чувствуют себя
более раскрепощенными, непосредственными, развивают воображение.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность
состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого
результата.
Для детей раннего дошкольного возраста лучше использовать:
- рисование пальчиками (ведь каждому ребёнку будет интересно рисовать
пальчиками);
1
- ладошками (делать рисунок собственной ладошкой);
- оттиск печатками из овощей (моркови, картофеля);
- тычки жесткой полусухой кистью;
- оттиск поролоном;
- рисование мятой бумагой (ставить на бумаге кляксы и получать забавный
рисунок);
- рисование ватными палочками.
В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть
художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать
движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Этот способ
рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Детская фантазия
рождается в игре, и поэтому можно соединять нетрадиционную технику
рисования с разнообразными игровыми приемами. Например: большим
пальчиком, малыш изображает следы медведя, а друг у медведя - маленький
зайчик, и поэтому следы у него мы нарисуем маленьким пальчиком. Такие
игровые приёмы вызывают у ребят эмоциональный отклик и такие чувства
как радость, изумление, удивление, сопереживание и др.
Все виды нетрадиционного рисования я ввожу с раннего возраста,
знакомя детей с особенностями техники. Отличие состоит лишь в степени
участия воспитателя в процессе рисования.
Рисование яркими красками не просто доставляет удовольствие -
одновременно дети учатся различать цвета, у них развиваются крупные
мышцы плечевого пояса и мелкая моторика рук, что, как известно, очень
важно для формирования речи.
В результате некоторые малыши сразу идут на контакт и увлекаются
игрой, и также увлекаются рисованием, а другие, которые плачут или не идут
на контакт, успокаиваются, начинают смотреть заинтересованно на
происходящее постепенно подходят и тоже увлекаются и начинают рисовать.
И, уходя домой, малыши говорят, что придут в детский сад рисовать. У детей
формируется положительная установка, желание идти в детский сад, и
сохраняется положительный настрой в течение дня, и у детей формируется
интерес к рисованию.
2