Автор: Ревякина Гелена Александровна
Должность: учитель ИЗО, МХК и черчения
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Ливны, Орловская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: « Графика. Рисование зимнего пейзажа углем и мелом»
Раздел: среднее образование
Конспект урока ИЗО в 5 классе
«Графика. Рисование зимнего пейзажа углем и мелом»
Ревякина Гелена Александровна,
учитель ИЗО, МХК и черчения МБОУ СОШ №1 г. Ливны, Орловской области
Орг. момент : проверка готовности к уроку.
Мотивация
Ребята, посмотрите, какие материалы лежат у вас на столах?
(Мел ,уголь, серый картон, ластик и салфетки)
Как вы думаете, для чего мы их приготовили?
( чтобы рисовать)
Верно, эти материалы нам нужны для рисования, они для нас непривычны в работе на
бумаге,
Посмотрите, какие интересные рисунки получаются в рисовании углем в сочетании с
мелом!
Ребята, а что объединяет все эти работы, что между ними общего?
( Они черно- белые, и нарисована природа)
Правильно! Все эти работы выполнены в одной технике- углем в сочетании с мелом.
И тематика у этих рисунков одинаковая, скажите, какой жанр здесь представлен?
( пейзаж)
Верно!
Давайте теперь попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
(Рисование углем и мелом пейзажа)
Ребята, а какое время года больше всего подойдет для этой техники рисования?
( Зима)
Я с вами соглашусь, зима такая же монохромная, как на рисунках углем и мелом.
Ребята, все эти рисунки, выполнены технике сочетания угля с мелом.
И все они относятся к одному виду искусства- графике.
Графика .в переводе с греческого ,означает пишу, рисую.
Давайте с вами определимся с понятием графика, что такое графика?
Для этого нужно присмотреться к рисункам повнимательнее. Каждый рисунок состоит
из ..?
( линий, штрихов и пятен)
Правильно – линии, штрихи и пятна составляют основу рисунка.
Давайте вместе сформулируем понятие графика-
( Это рисунки, выполненные линиями, штрихами и пятнами)
Ребята, уголь и мел -очень древние изобразительные материалы, еще первобытный
художник использовал их в своих рисунках на стенах пещер, изображая диких животных и
сцены охоты на них.
Современные художники тоже часто рисуют углем и мелом на тонированном картоне.,
посмотрите, какие прекрасные получаются работы.
Сегодня я вам покажу приемы и способы рисования углем и мелом зимнего пейзажа.
У меня есть все необходимое-мел, уголь, ластик , серо- коричневый картон и салфетки.
Вначале нужно нарисовать линию горизонта. Затем- силуэты деревьев вдали, для этого
использую растушевку, слегка растушую силуэты деревьев, чтобы создать иллюзию
пространства, затем, нарисую деревья на первом плане, более подробно прорисую ветки,
рисунок коры , ластиком можно прорисовать стволы деревьев вдали.
Ребята, уголь легко убирается ластиком и растушевкой, потому им работать очень легко.
Мелом прорисую снег. лежащий на земле и ветвях деревьев, облака в небе, добавлю углем
птиц вдалеке, следы на снегу, и вот мой пейзаж готов. А вы хотите попробовать нарисовать
пейзаж тоже?
( Хотим!)
Тогда- за дело!
Ребята, помните, что уголь сильно пачкает руки, по этому работать им нужно аккуратно,
чтобы не испортить нарисованное, нужно держать руку навесу.
( Дети работают самостоятельно)(15-20 мин)
Ребята, вижу, вы уже устали, теперь пора отдохнуть !
Вытираем тщательно руки салфеткой.
Все вместе встаем . (проводим физминутку)
А теперь представим, детки,
Будто руки наши- ветки
Покачаем ими дружно,
Будто ветер дует южный,
Ветер стих, вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно!
Подравнялись, тихо сели.
На рисунки посмотрели!
По окончании все рисунки вывешиваются на доске с помощью скотча.
Ну вот, наши рисунки уже готовы и мы с вами оказались в замечательном зимнем лесу,
здесь очень красиво и можно встретить даже зимующих зверей и птиц!
Ребята. Теперь мы с вами убедились, что углем можно рисовать на бумаге, а в сочетании с
мелом на сером картоне рисунки получаются особенно выразительные.
А сейчас мы вами запишем тему нашего сегодняшнего урока в рабочую тетрадь. и
запишем определение, что такое графика.
Графика- это вид искусства, в котором главными выразительными средствами являются
линия, штрих и пятно.
Ребята. Давайте вспомним, какими приемами мы сегодня пользовались при работе с углем
и мелом?
Рисовали штрихом и растушевывали силуэты деревьев, рисовали ластиком по
поверхности рисунка углем. Молодцы, вы теперь умеете рисовать этими непривычными
материалами и знаете , как ими пользоваться .
Вспомните, ребята, какие новые слова вы сегодня услышали на уроке?
( Растушевка, растушевать)
Молодцы, вы сегодня славно потрудились, и рисунки у всех получились красивые, думаю.
Оценку пять заслужили все!
А теперь задание на дом : потренироваться в рисовании углем по выбору других
объектов- животных, птиц и др.
Наводим порядок
Всем спасибо за урок, до свидания!