Напоминание

Дифференцированное обучение на уроках русского языка


Автор: Каторгина Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 121
Населённый пункт: город Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дифференцированное обучение на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему:

«Правописание гласных в суффиксах глаголов»,

проведенного по технологии дифференцированного обучения.

Цель работы учителя – обучить каждого ученика. Достичь цели помогает дифференцированный

подход к обучению, а решающую роль играет разграничение заданий по степени сложности, по степени

самостоятельности учащихся при выполнении упражнений. Дети по-разному усваивают материал, по-

разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить. Дифференцированный подход к

учащимся предполагает предъявление различных требований различным группам учеников к овладению

содержанием образования. Дифференцированный подход позволяет в условиях классно- урочной системы

реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна

идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий.

Цели урока: познакомить обучающихся со способом действия при выборе гласных в

суффиксах глаголов; формирование умения правильно выбирать гласную в суффиксах

глаголов.

Тип урока: комбинированный (т. е. изучение нового материала с закреплением

полученных знаний)

Методы: коммуникативно - ситуативные, объяснительно- иллюстративные, практические.

Ход урока.

І. Организационный момент.

ІІ. Опрос.

-Что обозначает глагол?

( Глагол обозначает действие предмета или процесс).

-На какие вопросы отвечает?

(Отвечает на вопрос : что делать? что сделать?)

-Какие постоянные морфологические категории есть у глагола?

(Постоянными морфологическими категориями являются следущие: спряжение, вид,

переходность).

-Какие морфологические категории могут меняться?

(Непостоянными признаками являются: наклонение, число, время, лицо, род (если есть)).

-В роли какого члена предложения выступает глагол?

(В предложении глагол выступает обычно в роли сказуемого).

У доски работают четыре человека.

1.Синтаксический разбор.

Негромким шепотом перекликнулись между собой столетние сосны.

2.Разбор слов по составу. Негромким, столетние, перекликнулись.

3.Р.Н.О. (работа над ошибками). Вставить и объяснить пропу-

щенные орфограммы. Дог…рает, предл…гать, р…стить, рас- ст…лил, прик…саться ,

приг…рет , выб…рать ,прим…рить ( друзей).

4.С.Л.Р.(словарная работа, ее выполняет весь класс)

Объединил, построил, увидел, услышал, развеял, растаял, подклеил.

Вопрос ученику:

-От чего зависит выбор гласной перед суффиксом –л- глаголов прошедшего времени?

ІІІ. Изучение нового материала.

Работа в группах. Класс разделен на 3 группы по рядам: слабые(1ряд), средние (2 ряд),

сильные (3 ряд).

1ряд: читаем правило, разбираем примеры, отрабатываем приемы выделения

орфограммы.

2 ряд: работа по готовому алгоритму, с разбором примеров.

Алгоритм работы. (выдаю на каждую парту).

-ова-/-ева- или -ыва-/ -ива-

У глаголов прошедшего времени пишите суффикс

-ова-/-ева- , если

глагол в 1-м лице единственного

числа настоящего времени заканчивается на

-ую,-юю.

советовал - советую

танцевал - танцую.

-ыва- /-ива -,если

глагол в 1-м лице единственного числа настоящего времени

заканчивается на

-ываю, - иваю.

рассматривал - рассматриваю

подписывал - подписываю.

Для первичного закрепления 2-му ряду:

(Записать пары слов, выделить орфограмму)

Ночевать - ночую, командовать-командую, развешивать-развешиваю,докладывать-

докладываю.

3 ряд: Самостоятельно читают и составляют конспект. Затем вместе с учителем

обсуждают, корректируют и записывают в тетради для конспектов. Этот конспект пишет

весь класс.

Конспект примерно такого вида:

Если: То:

в настоящем времени в неопределенной форме,

(1 л. ед. ч.) в прошедшем времени

оканчивается имеет суффиксы

1.

-ую (- юю) - ова - ( -ева-)

советую советовать

2.-ываю (-иваю) - ыва - (-ива-)

опаздываю опаздывать

Завершая данный этап работы, подводим итоги:

1 ряд - связный ответ с примерами

2 ряд - образец рассуждения с примерами

3 ряд-демонстрация работы с конспектом и примеры.

ІV. Закрепление нового материала.

Можно проводить по рядам, а можно и всем вместе. Но тогда оговариваю, что работающие

самостоятельно, в конце урока подают тетрадь для проверки.

1.

Поставьте глаголы в форму 1-го лица единственного числа, обозначьте

суффиксы.

NB! Учтите, что суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ыва- (-ива-) всегда безударный

заигр…вать - ослаб…вать-

запазд…вать - приб…вать-

оправд…вать - вскрик…вать-

обмен…вать - повел…вать-

2.Вставьте пропущенные буквы в суффиксы, используя алгоритм рассуждения.

Проповед…вать, исповед…вать, команд…вать, намер…ваться , обур…вать, потч…вать,

заноч…вать, раскорч…вать.

3. Запишите в неопределенной форме однокоренные глаголы к данным словам, затем

образуйте от них форму 1-го лица ед. числа настоящего времени. Выделите суффиксы

глаголов.

Марш - цитата-

салют - зима-

модель - риск-

телеграф - совет-

премия - аплодисменты-

адрес - группа-

след - чувства-

маска-

4.Замена словосочетания глаголом с выделением суффикса и объяснением.

Например: дал совет – посоветовал.

Проводил беседу, подводил итог, проводил расследование, производил расчет.

5.Если останется время, можно выполнить из учебника упражнение № 525.

(С 1 ряда вызвать к доске, а учащиеся 2,3 рядов выполняют самостоятельно.)

V. Подведение итогов урока.

1. -Что нового мы узнали сегодня на уроке?

-Чем нужно воспользоваться,чтобы правильно написать гласный в суффиксе глаголов?

-Как лучше запомнить изученную нами орфограмму?

2.Оценки за урок.

3. Перспектива на следующий урок.

-На следующем уроке мы продолжим изучение правописания суффиксов глаголов.

VІ. Домашнее задание.

1.

§90, конспект выучить, уметь восстанавливать и рассказывать по памяти.

2.

По группам:

1 ряд-№ 526 (из учебника по заданию)

2 ряд-составить диктовку из 10 словосочетаний на изученную орфограмму

3 ряд-работа с текстом из сборника.

Текст № 27 ,с. 81,задания под № 1,3,4.7,9,10,11,12.



В раздел образования




Яндекс.Метрика