Напоминание

"Значение общеразвивающих упражнений для развития дошкольников и методика их проведения".


Автор: Искра Елена Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 173"
Населённый пункт: г. Владивосток, Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение общеразвивающих упражнений для развития дошкольников и методика их проведения".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение общеразвивающих упражнений для развития дошкольников и

методика их проведения.

Важнейшим условием, повышающим работу памяти,

является здоровое состояние нервов,

для чего необходимы физические упражнения.

Ушинский К. Д.

Движение

является

основным

стимулятором

жизнедеятельности

организма

ребёнка:

его

физических,

психических,

двигательных,

интеллектуальных, личностных качеств.

Дошкольное

учреждение

создает

условия

для

эффективного

развития

каждого ребенка независимо от уровня двигательной подготовленности и группы

здоровья. Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования» определены целевые ориентиры: у ребенка развита крупная и

мелкая

моторика;

он

подвижен,

вынослив,

владеет

основными

движениями,

может контролировать свои движения и управлять ими. Поэтому использование

общеразвивающих упражнений в режиме дня должны носить систематический и

целенаправленный характер.

Общеразвивающие упражнения включаются во все формы организации

физического воспитания в детском саду. Они используются на физкультурных

занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в подвижных играх

(«Затейники» и др.), в праздниках и развлечениях.

Многие

общеразвивающие

упражнения

проводятся

с

предметами.

Они

создают у детей интерес к занятиям, оказывают значительное

влияние на

освоение движений, двигательных качеств и способностей. Активные действия с

предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы,

качества материала и других свойств предметов.

Развитие

двигательных

качеств

и

способностей

в

упражнениях

с

предметами

происходит

значительно

эффективнее.

Все

упражнения

с

предметами

в

той

или

иной

степени

требуют

работы

пальцев

рук.

Это

активизирует деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи, на

интеллектуальное развитие в целом.

Организация

детей

для

проведения

общеразвивающих

упражнений

имеет

существенное

воспитательное

значение.

Дети

учатся

быстро

реагировать

на

указания,

команды

воспитателя,

ориентироваться

в

пространстве;

появляется

психологическая

настроенность

на

выполнение

заданий.

Для выполнения общеразвивающих упражнений малышам легче всего

встать в круг. Чтобы дети лучше понимали слова «большой круг», нужно заранее

сделать круг на полу из длинной верёвки. Малыши могут стоять в свободном

построении.

Раздача и сбор пособий проводятся очень быстро. В младших группах

используются погремушки, флажки, ленточки, платочки, султанчики, колечки,

кубики, мячи средних размеров, стулья. Пособия раздаются воспитателем или

предварительно раскладываются по кругу или по ходу движения справа, чтобы

дети могли их брать сами. При выполнении общеразвивающих упражнений в

младших группах нет предварительного показа упражнения.

Надо лишь его

назвать,

обеспечить

готовность

к

действию,

выполнять

с

детьми.

Так

же

необходимо проговаривать действия, способствуя их выполнению в общем ритме

и темпе. При проведении каждого упражнения воспитатель пользуется оценкой.

Большей

частью

она

индивидуальна

и

носит

положительный

характер

независимо от того, как ребёнок выполнил движение.

С

детьми

среднего

дошкольного

возраста

продолжается

работа

по

развитию

пространственных

ориентировок,

быстроты

реакции,

умения

двигаться.

Разнообразный,

иногда

неожиданный

порядок

построения

вносит

оживление, мобилизует внимание, поэтому следует избегать повторяющихся изо

дня в день неизменных форм проведения упражнений.

В средней группе наряду со свободным построением в круг вводится

построение в колонну по два, по три, (ведущих назначает воспитатель) или дети

перестраиваются

самостоятельно

в

звенья,

иногда

используется

свободное

построение у заранее расположенных предметов. Дети помогают воспитателю

подготовить пособия, убрать их на место. Для работы с детьми пятого года

жизни рекомендуются следующие пособия: флажки, ленты, султанчики, кубики,

мячи (большие, средние, малые, набивные), косичка (короткий шнурок с петлёй

и пуговкой), мешочки, обручи, палки, кегли, стулья.

Перед разучиванием

какого-либо

упражнения

воспитатель

называет

его,

затем

показывает,

как

правильно выполнять движение. Требования к показу движений воспитателем

усложняются. В средней группе у детей начинают формировать аналитическое

восприятие

техники

движений.

Поэтому

при

обучении

новому

упражнению

показ движения должен быть выполнен технически грамотно, в полную силу, с

чётким исходным положением. Очень важно обеспечить одновременное начало

выполнения

командой

«начи-и-най!»

Можно

начать

выполнение

упражнения

вместе с детьми, а затем они продолжают сами. Дети должны одновременно

закончить упражнение.

В

начале

года

в

старшей

группе

используются

в

основном

те

же

построения, что и в средней группе. Новым является построение в несколько

кругов у пособий (например, у больших обручей), построение в шахматном

порядке, перестроение через середину в колонну по три. Построение в один круг

используется для упражнений с мячами, скакалками.

Усложнение построений заключается не только в их разнообразии, но и в

требовании к точности, быстроте выполнения каждого построения. Возрастает

роль слова: больше используются указания, распоряжения, команды; меньше

предметных ориентиров.

Дети

старшего

дошкольного

возраста

большинство

пособий

заранее

подготавливают сами и активно помогают воспитателю в процессе занятий.

Используются

разнообразные

пособия:

флажки,

ленты

палочками

и

без

палочек),

кубики,

большие

кубы,

скакалки,

кегли,

мешочки

с

песком,

мячи

малые,

средние,

большие,

волейбольные,

мячи

набивные,

верёвки,

палки

короткие

и

длинные,

обручи

большие

и

малые,

гимнастическая

стенка,

гимнастическая скамейка.

Продолжается работа над воспитанием бережного, аккуратного отношения

к пособиям, поощряется самостоятельность и инициатива, оказание помощи

товарищам. В старшем дошкольном возрасте возрастают требования к технике

выполнения - чёткость, одновременность, ритмичность, музыкальность.

Оценка выполнения детьми движений должна быть краткой, конкретной, с

указанием некоторых ошибок.

Общеразвивающие

упражнения

прекрасно

влияют

на

формирование

и

коррекцию

эмоциональной

сферы

ребёнка:

доставляют

детям

большое

удовольствие

и

радость,

снимают

напряжение,

воспитывают

в

характере

оптимистический и жизнерадостный склад, открытость миру.

Таким

образом,

систематическое

выполнение

общеразвивающих

упражнений

у

ребёнка

создаётся

своеобразная

база

двигательного

опыта,

физических качеств (сила мышц, быстрота мышечных сокращений, подвижность

суставов, выносливость, координация) и способностей, которые необходимы в

жизненной практике и являются базой нормального развития и здоровья.

Список литературы

1.

Алексеева Л.М. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики/Л.М.

Алексеева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

2.

Кенеман А.В. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания

детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985.

3.

Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение,

1986.

4.

Хухлаева

Д.В.

Методика

физического

воспитания

в

дошкольных

учреждениях: учебник для учащихся пед уч-щ. – 3-е изд., перераб. и доп. –

М.: Просвещение, 1984.



В раздел образования




Яндекс.Метрика