Напоминание

"Практическое использование проектной технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС"


Автор: Журавлёва Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ ВО "Павловская школа–интернат №2"
Населённый пункт: город Павловск, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Практическое использование проектной технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Практическое использование проектной технологии в начальной

школе в условиях реализации ФГОС

За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению

сущности,

целей

и

приоритетных

ценностей

российского

начального

образования. В Федеральном компоненте нового государственного стандарта

начального школьного образования подчёркивается необходимость развития

личностных

качеств

и

способностей

обучающихся,

которое

должно

опираться на приобретённый ими опыт практической деятельности. В данном

контексте особенную актуальность приобретает проектная деятельность, так

как она:

-формирует ключевые компетенции учащихся;

-является

способом

организации

процесса

познания,

средством

формирования

аналитических

способностей,

критического

мышления,

освоения логических способов восприятия и обработки информации;

-является

одним

из

способов

достижения

личностных

результатов

обучающихся, предусмотренных ФГОС.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи

ис большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.

Успех

исследования

во

многом

зависит

от

его

организации.

Организуя

учебно-исследовательскую

младших

школьников,

я

обдумываю,

чтобы

поставленная проблема и обозначенная тема были актуальными для детей

моего класса, чтобы работа выполнялась ими добровольно и была обеспечена

необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Что же такое проект? Это в большей степени творческая деятельность.

Причём, проект может быть формой оформления результатов исследования.

В основе метода проектов лежат:

-развитие

познавательных

умений

и

навыков

учащихся,

навыков

социализации;

-умение ориентироваться в информационном пространстве;

-умение самостоятельно реализовать этапы проекта в соответствии с

выбором обязанностей;

-умение

анализировать,

обобщать

полученные

результаты,

осуществлять рефлексию;

-умение

оценить

личностные

результаты

(поднимает

самооценку

ребят).

В

соответствии

с

доминирующим

методом,

лежащим

в

основе

выполнения

проекта,

различают:

исследовательские

проекты,

творческие,

информационные,

практикоориентированные

проекты.

Рассмотрим

особенности каждого из них.

Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру,

которая

практически

совпадает

со

структурой

реального

научного

исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования;

цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования. Исследовательские

проекты-одна

из

наиболее

распространённых

форм

данного

вида

деятельности.

Это

практические

и

лабораторные

работы,

доклады,

выступления, дневники наблюдений и т.д.

Информационные

проекты направлены

на

сбор

информации

о

каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой

информацией, её анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в

сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские и

становятся их органичной частью.

Межпредметные

(интегрированные)

проекты

- это

проекты,

интегрирующие

несколько

тем,

выполняются

во

внеурочное

время

под

руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это

могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области,

а могут быть достаточно объёмные.

Из

своей

практики

я

поняла,

что

работать

над

проектом

или

исследованием

способны

дети

разного

уровня

подготовленности

или

развития

интеллекта.

Кому-то

по

силам

реализация

индивидуального

проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои способности в групповом

проекте. Главное- помочь ребёнку поверить в свои силы.

В своём классе я проводила с ребятами следующие виды проектов:

П р а к т и к о о р и е н т и р о в а н н ы е

п р о е к т ы с

с о ц и а л ь н о й

направленностью. Их отличает чётко обозначенный с самого начала характер

результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен

быть

ориентирован

на

социальные

интересы

самих

участников.

Проект

требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в

виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из

нихв оформлении конечного результата.

Целесообразно

проводить

поэтапные

обсуждения,

позволяющие

координировать совместную деятельность участников.

В 2013 году учащиеся моего первого класса под моим руководством

приняли

участие

в

создании

своего

первого

проекта

«Поздравительная

открытка на 23 февраля». Итогом этого проекта стали сделанные своими

руками открытки, которые на празднике в классе ребята подарили

папам,

дедушкам, дядям.

В 2014 году осуществлены были следующие проекты:

-

коллективный

проект

«Листья

нашего

двора».

В

ходе

данного

проекта

были

проведены

экскурсии

в

парк,

собраны

материалы

для

оформления

гербария,

организован

конкурс

рисунков

«Осенние

листья»,

подготовлена аппликация «Краски осени».

Предыдущие

проекты

были

коллективные,

а

для

реализации

следующего проекта «Живи, ёлочка!» все ученики класса разделились на

группы-оформители, статисты, фотографы, каждая из которых работала в

своём направлении. Целью проекта стала наглядная агитация за сохранение

окружающей природы, в частности, за сохранение зелёных насаждений в

предновогоднее время.

Деятельность по проектам строилась и строится в сотрудничестве с

родителями. Привлекая их к этой работе, я обращаю внимание на то, чтобы

родители не брали на себя выполнение части работы над проектами, их роль

состоит

в

поддержке

мотивации

и

обеспечении

самостоятельности

воспитанников при осуществлении ими проектной деятельности.

Творческие проектыне имеют детально проработанной структуры

совместной

деятельности

учащихся

-

она

только

намечается

и

далее

развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного

результата.

Это

может

быть

стенная

газета,

сценарий

праздника,

театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д.

Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в

решении проблемы.

Коллективный проект «Лучшая на свете» расширил сферу учебной

деятельности, т.к. привлекались учитель музыки, школьный библиотекарь,

родители. В процессе реализации была оформлена фотовыставка «Я и моя

мама», в которой приняли участие все без исключения и родители, и дети,

выставка

поделок

«Мамины

руки»,

проведён

конкурс

детских

рисунков

«Мама

глазами

детей»,

изготовлены

поздравительные

открытки

к

празднику.Очень важно с первых дней научить детей работать в группе,

потому что именно в группе осуществляется:

-знакомство с материалом, планирование работы;

-распределение заданий внутри группы;

-обсуждение индивидуальных результатов работы;

-обсуждение

общего

задания

группы

(замечания,

уточнения,

дополнения, обобщения);

-подведение итогов группового задания.

Работа над проектами не такая уж простая, как может показаться,

поэтому

необходимо

готовить

учеников

младших

классов

постепенно.

В

практике

работы

с

младшими

школьниками

чаще

всего

используются

групповые

и

коллективные

формы

работы.

Включение

воспитанников

в

проектную деятельность поможет в дальнейшем эффективно планировать и

проектировать свою жизнь.

Одной из наиболее интересных, на мой взгляд, является технология

социального

проектирования. Сегодня

социальное

проектирование

выделяют

в

отдельную

категорию

проектов.

Социально

значимая

деятельность

в

социально

одобряемой

ситуации

является

наиболее

эффективным направлением развития личности ребёнка. Она даёт самые

богатые возможности для реализации себя как личности.

Это

объясняется

тем,

что

в

процессе

работы

над

социальными

проектами учащиеся учатся:

-видеть проблемы, понимать их значимость и актуальность для себя и

для социума;

-находить

оптимальные

способы

их

решения,

не

противоречащие

существующим социальным нормам;

-находить позитивные способы общения и взаимопомощи;

-объективно оценивать свой личный вклад в коллективное дело;

-понимать

значимость

и

взаимодополняемость

каждого

участника

проекта;

-осознавать значимость реализации проекта, его конечного продукта

для социума.

Анализируя

процесс

работы

над

проектом

и

её

результат,

можно

утверждать,

что

в

результате

проектной

деятельности

воспитанники

становятся активными участниками образовательного процесса, дети сами

открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не

получают их в готовом виде от педагога или из учебников.

Мне проектная деятельность позволяет осваивать и применять новые

технологии, социализировать детей в разных жизненных ситуациях и даже

осуществлять профориентацию.

Подводя итог, отмечу, что проектная деятельность способствует росту

личностных результатов воспитанников, что соответствует основным целям и

задачам реализации ФГОС.

В условиях правильной организации проектной деятельности дети

незаметно

для

себя

овладевают

нравственными

нормами,

усваивают

моральные

требования,

у

них

развиваются

нравственные

чувства,

закрепляются определённые формы поведения.

Т р уд о л ю б и е ,

о т в е т с т в е н н о с т ь ,

с а м о с т о я т е л ь н о с т ь ,

предприимчивость

-

такими

качествами

личности

овладевают

учащиеся

в результате приобщения их к проектной работе. Выполняя исследования

в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские

качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе,

даёт детям возможность насладиться радостью своей значимости.



В раздел образования




Яндекс.Метрика