Автор: Журавлёва Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ ВО "Павловская школа–интернат №2"
Населённый пункт: город Павловск, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Практическое использование проектной технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование
Практическое использование проектной технологии в начальной
школе в условиях реализации ФГОС
За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению
сущности,
целей
и
приоритетных
ценностей
российского
начального
образования. В Федеральном компоненте нового государственного стандарта
начального школьного образования подчёркивается необходимость развития
личностных
качеств
и
способностей
обучающихся,
которое
должно
опираться на приобретённый ими опыт практической деятельности. В данном
контексте особенную актуальность приобретает проектная деятельность, так
как она:
-формирует ключевые компетенции учащихся;
-является
способом
организации
процесса
познания,
средством
формирования
аналитических
способностей,
критического
мышления,
освоения логических способов восприятия и обработки информации;
-является
одним
из
способов
достижения
личностных
результатов
обучающихся, предусмотренных ФГОС.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи
ис большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.
Успех
исследования
во
многом
зависит
от
его
организации.
Организуя
учебно-исследовательскую
младших
школьников,
я
обдумываю,
чтобы
поставленная проблема и обозначенная тема были актуальными для детей
моего класса, чтобы работа выполнялась ими добровольно и была обеспечена
необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Что же такое проект? Это в большей степени творческая деятельность.
Причём, проект может быть формой оформления результатов исследования.
В основе метода проектов лежат:
-развитие
познавательных
умений
и
навыков
учащихся,
навыков
социализации;
-умение ориентироваться в информационном пространстве;
-умение самостоятельно реализовать этапы проекта в соответствии с
выбором обязанностей;
-умение
анализировать,
обобщать
полученные
результаты,
осуществлять рефлексию;
-умение
оценить
личностные
результаты
(поднимает
самооценку
ребят).
В
соответствии
с
доминирующим
методом,
лежащим
в
основе
выполнения
проекта,
различают:
исследовательские
проекты,
творческие,
информационные,
практикоориентированные
проекты.
Рассмотрим
особенности каждого из них.
Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру,
которая
практически
совпадает
со
структурой
реального
научного
исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования;
цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования. Исследовательские
проекты-одна
из
наиболее
распространённых
форм
данного
вида
деятельности.
Это
практические
и
лабораторные
работы,
доклады,
выступления, дневники наблюдений и т.д.
Информационные
проекты направлены
на
сбор
информации
о
каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой
информацией, её анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в
сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские и
становятся их органичной частью.
Межпредметные
(интегрированные)
проекты
- это
проекты,
интегрирующие
несколько
тем,
выполняются
во
внеурочное
время
под
руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это
могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области,
а могут быть достаточно объёмные.
Из
своей
практики
я
поняла,
что
работать
над
проектом
или
исследованием
способны
дети
разного
уровня
подготовленности
или
развития
интеллекта.
Кому-то
по
силам
реализация
индивидуального
проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои способности в групповом
проекте. Главное- помочь ребёнку поверить в свои силы.
В своём классе я проводила с ребятами следующие виды проектов:
П р а к т и к о о р и е н т и р о в а н н ы е
п р о е к т ы с
с о ц и а л ь н о й
направленностью. Их отличает чётко обозначенный с самого начала характер
результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен
быть
ориентирован
на
социальные
интересы
самих
участников.
Проект
требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в
виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из
нихв оформлении конечного результата.
Целесообразно
проводить
поэтапные
обсуждения,
позволяющие
координировать совместную деятельность участников.
В 2013 году учащиеся моего первого класса под моим руководством
приняли
участие
в
создании
своего
первого
проекта
«Поздравительная
открытка на 23 февраля». Итогом этого проекта стали сделанные своими
руками открытки, которые на празднике в классе ребята подарили
папам,
дедушкам, дядям.
В 2014 году осуществлены были следующие проекты:
-
коллективный
проект
«Листья
нашего
двора».
В
ходе
данного
проекта
были
проведены
экскурсии
в
парк,
собраны
материалы
для
оформления
гербария,
организован
конкурс
рисунков
«Осенние
листья»,
подготовлена аппликация «Краски осени».
Предыдущие
проекты
были
коллективные,
а
для
реализации
следующего проекта «Живи, ёлочка!» все ученики класса разделились на
группы-оформители, статисты, фотографы, каждая из которых работала в
своём направлении. Целью проекта стала наглядная агитация за сохранение
окружающей природы, в частности, за сохранение зелёных насаждений в
предновогоднее время.
Деятельность по проектам строилась и строится в сотрудничестве с
родителями. Привлекая их к этой работе, я обращаю внимание на то, чтобы
родители не брали на себя выполнение части работы над проектами, их роль
состоит
в
поддержке
мотивации
и
обеспечении
самостоятельности
воспитанников при осуществлении ими проектной деятельности.
Творческие проектыне имеют детально проработанной структуры
совместной
деятельности
учащихся
-
она
только
намечается
и
далее
развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного
результата.
Это
может
быть
стенная
газета,
сценарий
праздника,
театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д.
Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в
решении проблемы.
Коллективный проект «Лучшая на свете» расширил сферу учебной
деятельности, т.к. привлекались учитель музыки, школьный библиотекарь,
родители. В процессе реализации была оформлена фотовыставка «Я и моя
мама», в которой приняли участие все без исключения и родители, и дети,
выставка
поделок
«Мамины
руки»,
проведён
конкурс
детских
рисунков
«Мама
глазами
детей»,
изготовлены
поздравительные
открытки
к
празднику.Очень важно с первых дней научить детей работать в группе,
потому что именно в группе осуществляется:
-знакомство с материалом, планирование работы;
-распределение заданий внутри группы;
-обсуждение индивидуальных результатов работы;
-обсуждение
общего
задания
группы
(замечания,
уточнения,
дополнения, обобщения);
-подведение итогов группового задания.
Работа над проектами не такая уж простая, как может показаться,
поэтому
необходимо
готовить
учеников
младших
классов
постепенно.
В
практике
работы
с
младшими
школьниками
чаще
всего
используются
групповые
и
коллективные
формы
работы.
Включение
воспитанников
в
проектную деятельность поможет в дальнейшем эффективно планировать и
проектировать свою жизнь.
Одной из наиболее интересных, на мой взгляд, является технология
социального
проектирования. Сегодня
социальное
проектирование
выделяют
в
отдельную
категорию
проектов.
Социально
значимая
деятельность
в
социально
одобряемой
ситуации
является
наиболее
эффективным направлением развития личности ребёнка. Она даёт самые
богатые возможности для реализации себя как личности.
Это
объясняется
тем,
что
в
процессе
работы
над
социальными
проектами учащиеся учатся:
-видеть проблемы, понимать их значимость и актуальность для себя и
для социума;
-находить
оптимальные
способы
их
решения,
не
противоречащие
существующим социальным нормам;
-находить позитивные способы общения и взаимопомощи;
-объективно оценивать свой личный вклад в коллективное дело;
-понимать
значимость
и
взаимодополняемость
каждого
участника
проекта;
-осознавать значимость реализации проекта, его конечного продукта
для социума.
Анализируя
процесс
работы
над
проектом
и
её
результат,
можно
утверждать,
что
в
результате
проектной
деятельности
воспитанники
становятся активными участниками образовательного процесса, дети сами
открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не
получают их в готовом виде от педагога или из учебников.
Мне проектная деятельность позволяет осваивать и применять новые
технологии, социализировать детей в разных жизненных ситуациях и даже
осуществлять профориентацию.
Подводя итог, отмечу, что проектная деятельность способствует росту
личностных результатов воспитанников, что соответствует основным целям и
задачам реализации ФГОС.
В условиях правильной организации проектной деятельности дети
незаметно
для
себя
овладевают
нравственными
нормами,
усваивают
моральные
требования,
у
них
развиваются
нравственные
чувства,
закрепляются определённые формы поведения.
Т р уд о л ю б и е ,
о т в е т с т в е н н о с т ь ,
с а м о с т о я т е л ь н о с т ь ,
предприимчивость
-
такими
качествами
личности
овладевают
учащиеся
в результате приобщения их к проектной работе. Выполняя исследования
в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские
качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе,
даёт детям возможность насладиться радостью своей значимости.