Автор: Сафонова Марина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Демьяновская СОШ"
Населённый пункт: пос.Демьяновка Ленинск–Кузнецкого района Кемеровской области
Наименование материала: Методическая разработка урока по геометрии
Тема: "Решение треугольников"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Демьяновская средняя общеобразовательная школа»
Ленинск-Кузнецкого муниципального района Кемеровской области
ПРЕДМЕТ – МАТЕМАТИКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ТЕМЕ
«РЕШЕНИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
АВТОР: МАРИНА НИКОЛАЕВНА
САФОНОВА,
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
МБОУ «ДЕМЬЯНОВСКАЯ СОШ»
2018
ПОС. ДЕМЬЯНОВКА
Тема: Решение треугольников.
Тип урока: Урок закрепления новых знаний.
Цели урока:
отрабатывать умение применять теоремы синусов и косинусов в решении
задач на нахождение неизвестных элементов у треугольника;
показать практическую направленность таких задач;
развивать внимание, активность, самостоятельность;
воспитывать ответственность, умение работать парами, дружеские отношения
между ребятами.
Ход урока
I) Организационный момент. (2 мин.)
II) Актуализация знаний учащихся.
а) Проверка письменного домашнего задания (3 мин.)
б) Теоретический опрос: (3 мин.)
- Что значит «решить треугольник»?
- Сформулируйте основные задачи на решение треугольников.
- Какие теоремы применяются для решения треугольников?
- Сформулируйте теоремы синусов и косинусов.
в) Устное решение задач на готовых чертежах (6 мин.)
Используя рисунки, составить план решения задач.
( при решении задач особое внимание уделять правильному выбору теоремы, т.е. той
теоремы, которая позволяет более рационально решить задачу)
1. Найти: а, < В, < С. 2. Найти: < В, а, с. 3. Найти: < А, < В, < С.
Пока класс решает устно задачи двое учащихся на обратной стороне доски решают
практические задачи, по окончанию устной работы учащиеся объясняют решения
своих задач.
Задача 1:
Найдите ширину озера АВ, если АС = 120 м, < А = 60
0
, < С = 45
0
.
Задача 2:
Измерив дальномером расстояние СВ = 62 м, СА = 80 м. Угол между
ними 60
0
. Найдите расстояние между двумя деревьями А и В.
III
) Л
абораторная работа (14 мин.)
Учащиеся
делятся
на
три
группы:
1
группа
–
2
учащихся
(с
повышенным
уровнем); 2 группа – 3 учащихся (1 учащийся с базовым уровнем и 2 учащихся с
низким уровнем); 3 группа – 3 учащихся(1 учащийся с базовым уровнем и 2
учащихся с низким уровнем).
Тема: Определение вида треугольника.
Цель: Определить вид треугольника, применяя теоремы синусов или косинусов.
Задание 2 и 3 группы:
Определите вид треугольника, если две его стороны равны а = 10 см и в =15 см,
а угол между ними равен ‹ γ =70
0
.
Выполнение работы:
1)
Найдите длину стороны с, пользуясь теоремой косинусов.
2)
Вычислите величину угла β, пользуясь теоремой синусов.
3)
Вычислите величину угла α, используя свойство треугольника о сумме его
углов.
4)
Зная все углы треугольника, определите его вид.
Задание 1 группы :
Два парохода начинают движение одновременно из одного и того же
пункта
и
двигаются
равномерно
по
прямым,
пересекающимся
под
углом 60
0
. скорость первого парохода равна 70 км/ч, а второго – 60
км/ч. Исследуйте на каком расстоянии друг от друга будут находиться
пароходы через 3 часа.
IV) Тест (8 мин.)
1 вариант ( 1уровень )
№1. Соединить линией части утверждения, соответствующие друг другу.
пропорциональны синусам
противолежащих углов
Стороны обратно пропорциональны
треугольника синусам противолежащих углов
пропорциональны синусам
прилежащих углов
№2. Заполните пропуски в равенствах.
Дан треугольник DЕК. К
а) DЕ = ЕК
sin К . . .
б) . . . = ЕК Е D
sin Е sin D
в) DК • sin К = . . . • sin Е
№3. Закончить фразу. В треугольнике против большего угла лежит
______________________________.
№4. В треугольнике АВС АВ – наименьшая сторона. Определить наименьший угол
этого треугольника. ( Выбрать и подчеркнуть верный ответ)
а) < А; б) < В; в) < С;
№5. Заполните пропуски.
Для того чтобы решить треугольник по стороне а и двум углам α и β, нужно:
1)
. . . найти угол γ с помощью равенства ______________________________.
2)
. . . найти сторону b с помощью равенства ___________________________.
3)
. . . найти сторону с с помощью равенства ___________________________.
2 вариант (уровень 2).
№1. Пусть а, b, c – длины сторон треугольника АВС. Найдите длину наибольшей
стороны этого треугольника, если < А = 63
0
, < С = 57
0
.
а) а; б) b; в) с; г) по заданным условиям не определяется
№ 2. В треугольнике АВС угол В равен 105
0
, а угол А равен 45
0
, ВС = 8 см. Найти
АВ.
а) 4 √ 3; б) 4 √ 2 ; в) 8 √ 2 ; г) 4 √ 6.
№3. В треугольнике МРК даны стороны МР и РК и угол К. Может ли угол М быть
тупым , если МР = 12, РК = 15, < К = 40
0
?
а) да ; б) нет ; в) по заданным условиям не определяется.
V) Работа по учебнику (7 мин.)
Решить задачу № 1026.
VI) Подведение итогов урока (2 мин.)
Домашнее задание: Подготовить доказательство задачи № 1033; решить задачи:
1 уровень - № 1034, № 47, № 48 (из рабочей тетради);
2 уровень - № 1033, № 1035, задачу № 7.