Напоминание

"Страхи у детей дошкольного возраста"


Автор: Кутц Ирина Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 168"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Страхи у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Страхи у детей дошкольного возраста

Страхи присущи людям любого возраста, профессии и материального положения. Но

откуда они берутся у маленьких еще таких нежных крох? Они могут быть вызваны

разными причинами, нерешительный и тревожный малыш требует особого внимания со

стороны родителей.

Для начала давайте разберемся, почему же малыш растет именно таким и как преодолеть

страхи у детей. Неспособность принимать решения появляется у детей тогда, когда все

уже решено за него. Чаще всего так происходит в семьях деспотичных родителей, которые

запретами подавляют волю ребенка, вызывая различные страхи. Или в семьях родителей-

наседок, которые занимаются тем же самым, но другими методами. Вам кажется, что вы

стараетесь избегать любых крайностей в воспитании?

Если вы хотите устранить многие страхи пока малыш дошкольного возраста и вырастить

уверенного в себе ребенка, то попробуйте следовать нескольким несложным правилам.

1. Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя повышать голос на ребенка, особенно

если он застенчив. Малыш также не должен видеть родительских конфликтов, даже если

они напрямую с ним не связаны. Это плохо для психики любого ребенка, а для

нерешительного это равносильно катастрофе. Это ведет к развитию страхов у детей.

2. Не стыдите своего ребенка, когда он проявляет нерешительность или рассказывает

вам о своих страхах. Никогда не сравнивайте его с другими детьми! Все люди разные, еще

неизвестно, кому на самом деле повезло больше.

3. Не акцентируйте внимание на детских неудачах! Даже если вы сами расстроилась из-

за них, не нужно показывать этого ребенку, чтоб не вызвать реакцию страха. Скажите

малышу, что цените сам факт его старания, попытку сделать что-либо. Наоборот, если что-

то у него получилось хорошо, нужно это обязательно отметить, проговорить, а также

похвастаться всем домашним. А задача любящего семейства – громко обрадоваться даже

самой незначительной детской победе. Об этом любящей мамочке стоит заранее

побеседовать со всеми родственниками, выработав единую тактику поведения.

4. Почаще создавайте ситуации, в которых ребенок мог бы проявить свои таланты,

заслужить внимание и уважение ровесников и значимых взрослых. Если ребенок,

например, хорошо рисует, предложите нарисовать портрет воспитательницы в детском

саду или декорации для школьного спектакля. Домашние праздники, походы в гости

вместе с родителями пойдут на пользу такому малышу. С одной стороны, он находится в

обществе, но при этом любимая мама рядом и никаких страхов.

5. Дайте время привыкнуть к новой ситуации! Нерешительные дети боятся сделать

ошибку и отсюда рождаются страхи, им нужно время, чтобы понять правила поведения с

новыми людьми, в новом месте и почувствовать себя в безопасности. Также не следует

торопить такого ребенка, задавать один и тот же вопрос много раз. Он не отвечает не

потому, что не слышит или вредничает, а потому, что борется со своими страхами и боится

дать не тот ответ, который вы от него ждете. Не забывайте, что терпение – одно из

важнейших родительских качеств.

6. Не заставляйте ребенка делать что-либо через силу, не призывайте «быть смелым»

или «преодолевать себя». Лучше постарайтесь заинтересовать его. Морально-волевые

качества есть у взрослых, малыш же пока не понимает, о чем идет речь, страхи у детей

иной раз могут не иметь под собой какой-либо реальной основы. Постарайтесь ему это

доказать. Смоделируйте ситуации, которые наглядно продемонстрируют смысл поговорок

«У страха глаза велики», «Глаза боятся – руки делают». Хорошей иллюстрацией может

стать мультфильм про крошку-енота, испугавшегося собственного отражения. Поощряйте

интерес ко всему новому, участвуйте вместе с ребенком в соревнованиях, викторинах,

конкурсах не ради победы, а ради самого соревновательного процесса. Пусть

необходимость идти вперед и преодолевать себя станет ЕГО, а не ВАШЕЙ потребностью.

7. Обращаясь к тревожному ребенку, говорите медленно и спокойно, понятным языком,

чтобы не провоцировать его страхов. Необходимо установить зрительный контакт,

присесть пониже, чтобы оказаться с ребенком одного роста. Обязательно убедитесь в том,

что малыш вас услышал и понял.

8. Проговаривайте с ребенком сложные ситуации заранее, рассказывайте, что ждет его в

новом месте, в новых условиях. Это особенно важно перед походом в детский сад или

перед поступлением в школу. Чтобы у детей устранить возможный страх перед

неизвестным, можно проиграть сложную ситуацию с игрушками, сказочными

персонажами: «Зайка пришел в лесной детский сад, как ты думаешь, почему у него ушки

дрожат? Чего он боится? А что ему нужно сделать, чтобы не бояться? Как мы ему

поможем?»

9. Обязательно предоставляйте ребенку право выбора в бытовых мелочах: «Какую

кофточку наденешь: красную или синюю?» Даже у самых маленьких должны быть

самостоятельные решения.

10. Иногда совсем не лишним будет похулиганить вместе с таким малышом. Перелезть

через забор или прыгнуть в лужу. Правила и запреты существуют для того, чтобы их

нарушать.

11. Не забывайте говорить малышу о своей безусловной любви. Он должен быть уверен,

что нужен маме и папе любым, со всеми своими недостатками и ошибками. Важно

пояснить ребенку, что любой характер состоит как из положительных, так и из

отрицательных качеств и все они необходимы человеку. Ведь страх у детей может не

только мешать, но и спасать, защищать от чего-то серьезного. Бояться – не стыдно.

Расскажите ребенку о собственных страхах и успешных рецептах их преодоления.

Итак, если коротко, то правила общения с тревожным малышом выглядят так:

не заставляйте, а поощряйте;

не ругайте, а хвалите;

не осуждайте, а поясняйте;

не сравнивайте, а гордитесь.

А если совсем коротко, то просто любите своего ребенка таким, каков он есть! Держите

страхи у детей дошкольного возраста под своим контролем.

Что страшит детей разного возраста?

Психологи считают, что у детей до 7 лет преобладают так называемые природные страхи,

которые основанные на инстинкте самосохранения. В первый год жизни кроху страшит

отдаление от матери, появление посторонних людей. В возрасте от года до 3 лет пугает

темнота, страшно одному остаться в помещении. От 3 до 5 лет сохраняется страх темноты,

появляется боязнь замкнутого пространства. Многие пугаются сказочных персонажей,

которые ассоциируются с реальными людьми. В 5–7 лет часто появляется страх смерти.



В раздел образования




Яндекс.Метрика