Напоминание

"Развитие комплексных механизмов становления техники и деятельности ребёнка".


Автор: Нетягова Светлана Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 150"
Населённый пункт: г. Владивосток, Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие комплексных механизмов становления техники и деятельности ребёнка".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие комплексных механизмов становления

техники и деятельности ребёнка.

Музыкальное

воспитание,

при

грамотном

подходе

к

решению

общепедагогических задач и под влиянием музыки, музыкальных упражнений,

игр,

положительно

влияет

на

ребёнка.

Правильно

подобранные

приёмы

развивают

психические

процессы

и

свойства

личности,

чище

и

грамотнее

становится речь. И не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание

включено

в

систему,

в

комплекс

методик

артпедагогики

и

арттерапии

в

специальном образовании.

Задача музыкального руководителя в детском саду воспитывать любовь и

интерес

к

музыке.

Следует

планировать

свою

работу

с

акцентом

на

максимальном, всестороннем развитии комплексных механизмов, становления

техники и деятельности детей.

Использование

наглядно-слуховых,

наглядно-зрительных

приёмов,

оживляет

занятие,

поднимает

настроение

детей,

побуждает

к

хорошему

исполнению.

Практический метод, или метод упражнений связан с многократным

повторением трудных мест, или всего произведения в целом. Но повторять одно

и тоже очень скучно, поэтому мы используем:

- упражнения без музыки, под счёт, в своём темпе в течение 1, или 2- минуты,

- предварительно прорабатываем трудные места в песне, включая эти места, в

качестве распевки,

- включаем игровые приёмы,

- используем сочетание приёмов:

1. упражнение детей по показу взрослого (практический +наглядный)

2. показ и объяснение педагога (наглядный + словесный)

3. объяснение педагога и упражнение детей (словесный + практический)

Используя те, или иные приёмы, работая над развитием восприятия

музыки, над формированием певческих навыков, или навыков выразительного

движения, желательно фиксировать для себя, какие методы и приёмы помогают

достичь хороших результатов.

Движение

под

музыку

оказывается

одним

из

самых

эффективных

методов

развития

музыкальности-

методом,

основанным

на

естественной

двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребёнку. Даже если

ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения,

выражает

своё

отношение

к

нему,

если

правильно

выполняет

двигательные

упражнения

по

заданию

педагога

значит,

он

реагирует

на

слово,

думает,

запоминает,

действует.

Выполняя

музыкально-

ритмические

движения,

дети

развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть

своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в

танцах и играх.

Парный танец может научить детей очень многому: развить внимание,

ориентировку в пространстве, чувство ритма, координацию движений, а ещё-

механизм подстройки движений к музыке и к движению партнёра.

Танцы

с

пением

и

хороводы

очень

полезны

для

детей,

поскольку

помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения;

а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным

сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, то есть

гораздо чаще, чем другие виды танцев, использование сюжетных, национальных,

характерных танцев зависит как от состава группы и двигательных умений

детей, так и от подготовки самого музыкального руководителя.

Игра,

относящаяся

к

музыкально-ритмическим

движениям,

является

основным видом деятельности дошкольников.

Известно, что игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции,

способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной

сферы,

воспитанию

волевых

и

нравственных

черт

характера,

развитию

координации движений, быстроты реакции, ловкости. Мы чаще всего используем

игры инструментальные (сюжетные и не сюжетные), игры с пением и игра со

словом.

К достоинствам игр с пением относится то, что с их помощью легче

отрабатывать координацию пения и движения. А в игре со словом дети легко

улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи, познают меткость и

выразительность языка. Дети развивают речь, расширяют кругозор, улучшают

звукопроизношение,

позволяют

закрепить

сложные

двигательные

навыки,

автоматизируют

движения,

развивают

чувство

ритма,

интонационный

и

поэтический слух, музыкальность, координацию движения со словом.

Творчество в музыкальном воспитании предполагает развитие у детей

творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации

пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных и

шумовых

инструментах.

Творческую

активность

легче

формировать

при

передаче

характерных

образов

в

играх,

хороводах,

упражнениях

и

этюдах,

(например, «Куры и лиса, «Придумай фигуру», «Кто лучше пляшет?»).

В

игре

на

ударно-шумовых

инструментах

дети

чаще

всего

импровизируют ритм, но могут справиться с заданием «Придумай и сыграй

марш

на

барабане,

бубне,

колотушках».

Благодаря

занятиям

по

развитию

творческих способностей многие, раскрывая свои потенциалы, становятся более

уверенными и активными.

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей.

Оно помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение,

проглатывание окончаний слов, особенно твёрдых, - а пение на слоги «ля-ля»,

«тили-ли»,«туру-ру»,

способствует

автоматизации

звука,

закреплению

правильного произношения.

В

работе

над

пением

большое

внимание

необходимо

уделять

упражнениям

по

формированию

певческих

навыков:

чистое

интонирование,

дыхание, дикция, правильному звукообразованию.

Необходимо

следить

чтобы

дети

брали

дыхание

в

начале

фразы

и

удерживали

его

до

конца,

«не

разрывали»

слово

во

время

пения,

активно

работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных звуков.

Следует уделить внимание на подвижность нижней челюсти при открывании

детьми рта, на произношение твёрдых окончаний слов.

В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в

разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за

правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию

песни.

В работе над дыханием можно использовать показ педагога, или жест,

помогающий

вовремя

взять

дыхание.

Можно

предложить

детям

после

вступления песни «понюхать цветок» и сразу начать петь. Необходимо следить

за осанкой детей во время пения.

«Прямо сидение» и «прямо стояние»

способствует

не

только

воспитанию

правильного

дыхания,

но

и

тренировке

внимания, развитию волевых черт характера.

В группах, где есть дети с нарушением речи, очень полезно пропевать не

сложные вокализы с какими – либо гласными звуками, затем, транспонируя

мелодию и меняя гласный звук.

Например, мелодию «ре-ми-фа-ми-ре» надо пропеть со звуком «а», затем на

полтона выше со звуком «о», и т.д.

Очень полезно пропевать на одном звуке слоги «ми-мэ-ма-мо-му», а

также имени ребёнка, состоящее из трёх слогов («Ма-шень-ка, или «Я- и- ду»),

проговаривание слов «здравствуйте», «до свидания».

Хорошо использовать

пропевание

слов

педагогом

и

повторение

той

же

мелодии

детьми,

сопровождаемое имитационными движениями пальцев рук («лесенка», «качели»,

«гармошка»).

Для

активизации

процесса

запоминания

необходимо

использовать

иллюстрации,

игрушки,

картинки,

включать

соответствующие

движения,

инсценировать песню. Можно играть с детьми в игру «Подсказку»: педагог поёт

песню с остановками и ждёт, когда дети подскажут слово, которое он «забыл»,

или прочитать слово по губам педагога, которое «забыли» дети.

Повторение

песен

вместе

с

воспитателями,

использование

их

в

повседневной жизни, на занятиях, так же способствуют закреплению их в памяти

детей. А уж если ребёнок поёт дома, или включает в исполнение знакомых песен

в

самостоятельную,

или

игровую

деятельность,

то

значит

песни

ему

очень

понравились, и он запомнит их надолго.



В раздел образования




Яндекс.Метрика