Автор: Нетягова Светлана Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 150"
Населённый пункт: г. Владивосток, Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие комплексных механизмов становления техники и деятельности ребёнка".
Раздел: дошкольное образование
Развитие комплексных механизмов становления
техники и деятельности ребёнка.
Музыкальное
воспитание,
при
грамотном
подходе
к
решению
общепедагогических задач и под влиянием музыки, музыкальных упражнений,
игр,
положительно
влияет
на
ребёнка.
Правильно
подобранные
приёмы
развивают
психические
процессы
и
свойства
личности,
чище
и
грамотнее
становится речь. И не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание
включено
в
систему,
в
комплекс
методик
артпедагогики
и
арттерапии
в
специальном образовании.
Задача музыкального руководителя в детском саду воспитывать любовь и
интерес
к
музыке.
Следует
планировать
свою
работу
с
акцентом
на
максимальном, всестороннем развитии комплексных механизмов, становления
техники и деятельности детей.
Использование
наглядно-слуховых,
наглядно-зрительных
приёмов,
оживляет
занятие,
поднимает
настроение
детей,
побуждает
к
хорошему
исполнению.
Практический метод, или метод упражнений связан с многократным
повторением трудных мест, или всего произведения в целом. Но повторять одно
и тоже очень скучно, поэтому мы используем:
- упражнения без музыки, под счёт, в своём темпе в течение 1, или 2- минуты,
- предварительно прорабатываем трудные места в песне, включая эти места, в
качестве распевки,
- включаем игровые приёмы,
- используем сочетание приёмов:
1. упражнение детей по показу взрослого (практический +наглядный)
2. показ и объяснение педагога (наглядный + словесный)
3. объяснение педагога и упражнение детей (словесный + практический)
Используя те, или иные приёмы, работая над развитием восприятия
музыки, над формированием певческих навыков, или навыков выразительного
движения, желательно фиксировать для себя, какие методы и приёмы помогают
достичь хороших результатов.
Движение
под
музыку
оказывается
одним
из
самых
эффективных
методов
развития
музыкальности-
методом,
основанным
на
естественной
двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребёнку. Даже если
ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения,
выражает
своё
отношение
к
нему,
если
правильно
выполняет
двигательные
упражнения
по
заданию
педагога
–
значит,
он
реагирует
на
слово,
думает,
запоминает,
действует.
Выполняя
музыкально-
ритмические
движения,
дети
развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть
своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в
танцах и играх.
Парный танец может научить детей очень многому: развить внимание,
ориентировку в пространстве, чувство ритма, координацию движений, а ещё-
механизм подстройки движений к музыке и к движению партнёра.
Танцы
с
пением
и
хороводы
очень
полезны
для
детей,
поскольку
помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения;
а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным
сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, то есть
гораздо чаще, чем другие виды танцев, использование сюжетных, национальных,
характерных танцев зависит как от состава группы и двигательных умений
детей, так и от подготовки самого музыкального руководителя.
Игра,
относящаяся
к
музыкально-ритмическим
движениям,
является
основным видом деятельности дошкольников.
Известно, что игры, даря радость и возможность проявлять свои эмоции,
способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной
сферы,
воспитанию
волевых
и
нравственных
черт
характера,
развитию
координации движений, быстроты реакции, ловкости. Мы чаще всего используем
игры инструментальные (сюжетные и не сюжетные), игры с пением и игра со
словом.
К достоинствам игр с пением относится то, что с их помощью легче
отрабатывать координацию пения и движения. А в игре со словом дети легко
улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи, познают меткость и
выразительность языка. Дети развивают речь, расширяют кругозор, улучшают
звукопроизношение,
позволяют
закрепить
сложные
двигательные
навыки,
автоматизируют
движения,
развивают
чувство
ритма,
интонационный
и
поэтический слух, музыкальность, координацию движения со словом.
Творчество в музыкальном воспитании предполагает развитие у детей
творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации
пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных и
шумовых
инструментах.
Творческую
активность
легче
формировать
при
передаче
характерных
образов
в
играх,
хороводах,
упражнениях
и
этюдах,
(например, «Куры и лиса, «Придумай фигуру», «Кто лучше пляшет?»).
В
игре
на
ударно-шумовых
инструментах
дети
чаще
всего
импровизируют ритм, но могут справиться с заданием «Придумай и сыграй
марш
на
барабане,
бубне,
колотушках».
Благодаря
занятиям
по
развитию
творческих способностей многие, раскрывая свои потенциалы, становятся более
уверенными и активными.
Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей.
Оно помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение,
проглатывание окончаний слов, особенно твёрдых, - а пение на слоги «ля-ля»,
«тили-ли»,«туру-ру»,
способствует
автоматизации
звука,
закреплению
правильного произношения.
В
работе
над
пением
большое
внимание
необходимо
уделять
упражнениям
по
формированию
певческих
навыков:
чистое
интонирование,
дыхание, дикция, правильному звукообразованию.
Необходимо
следить
чтобы
дети
брали
дыхание
в
начале
фразы
и
удерживали
его
до
конца,
«не
разрывали»
слово
во
время
пения,
активно
работали губами и правильно их располагали при пропевании гласных звуков.
Следует уделить внимание на подвижность нижней челюсти при открывании
детьми рта, на произношение твёрдых окончаний слов.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в
разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за
правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию
песни.
В работе над дыханием можно использовать показ педагога, или жест,
помогающий
вовремя
взять
дыхание.
Можно
предложить
детям
после
вступления песни «понюхать цветок» и сразу начать петь. Необходимо следить
за осанкой детей во время пения.
«Прямо сидение» и «прямо стояние»
способствует
не
только
воспитанию
правильного
дыхания,
но
и
тренировке
внимания, развитию волевых черт характера.
В группах, где есть дети с нарушением речи, очень полезно пропевать не
сложные вокализы с какими – либо гласными звуками, затем, транспонируя
мелодию и меняя гласный звук.
Например, мелодию «ре-ми-фа-ми-ре» надо пропеть со звуком «а», затем на
полтона выше со звуком «о», и т.д.
Очень полезно пропевать на одном звуке слоги «ми-мэ-ма-мо-му», а
также имени ребёнка, состоящее из трёх слогов («Ма-шень-ка, или «Я- и- ду»),
проговаривание слов «здравствуйте», «до свидания».
Хорошо использовать
пропевание
слов
педагогом
и
повторение
той
же
мелодии
детьми,
сопровождаемое имитационными движениями пальцев рук («лесенка», «качели»,
«гармошка»).
Для
активизации
процесса
запоминания
необходимо
использовать
иллюстрации,
игрушки,
картинки,
включать
соответствующие
движения,
инсценировать песню. Можно играть с детьми в игру «Подсказку»: педагог поёт
песню с остановками и ждёт, когда дети подскажут слово, которое он «забыл»,
или прочитать слово по губам педагога, которое «забыли» дети.
Повторение
песен
вместе
с
воспитателями,
использование
их
в
повседневной жизни, на занятиях, так же способствуют закреплению их в памяти
детей. А уж если ребёнок поёт дома, или включает в исполнение знакомых песен
в
самостоятельную,
или
игровую
деятельность,
то
значит
песни
ему
очень
понравились, и он запомнит их надолго.