Напоминание

Развитие речи детей двухлетнего возраста


Авторы: Легенкива Валентина Петровна, Легенкина Валентина Петровна
Должность: Воспитатель 1 младшей группы
Учебное заведение: МБДОУ "№102
Населённый пункт: Кемеровская область,город Кемерово
Наименование материала: Статья для педагогов дошкольного образования
Тема: Развитие речи детей двухлетнего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 102

«Детский сад присмотра и оздоровления»

«Развитие речи детей раннего возраста»

(

из опыта работы

)

Легенкина В.П.

Воспитатель

1 мл.группы

Кемерово,2018г

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое

условие существования человеческого общества. Речь является с

одной стороны орудием для выражения наших представлений,

мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и

расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми

видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим

орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры

человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем

развитии, как отсталость языка.

Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции:

- является средством познания, необходимым условием

познавательной деятельности человека (благодаря речи человек

приобретает знания, усваивает и передаёт их);

- является средством воздействия на сознание, выработки

мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов (т.е. речь

используется для того, что бы повлиять на взгляды и убеждения

людей, склонить их к действиям и поступкам и т.д.);

- используется в процессе совместной трудовой деятельности для

согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её

результатов;

- является средством удовлетворения личных потребностей

человека: в общении, в приобщении в определённой группе лиц

(человек, как существо социальное не может жить вне связи с

другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями,

переживать и сопереживать).

Развивая речь двухлетнего ребенка, я забочусь не только о том,

чтобы малыш произносил как можно больше слов, чтобы слова,

которые он слышал и повторял, были наполнены для него

конкретным содержанием.

В каждом режимном моменте ребенок получает развитие

определенного словаря, связанного с конкретными видами

деятельности.

Развиваю активную речь во время умывания (читаю потешки:

«Водичка-водичка», «Будет мыло пенится», прошу закатывать

рукава, учу правильно пользоваться мылом и полотенцем и т.д.)

Во время кормления называю названия блюд, затем задаю

вопросы, например: «Сейчас мы будем кушать кашу. Что мы

будем кушать? – кашу, и т.д.

Во время одевания на прогулку закрепляю с детьми названия

одежды, действия с ними, в какой последовательности нужно

одеваться. После прогулки также называем части одежды, куда

положить штанишки, кофточку (на полочку) куда повесить

курточку (на крючок).

На прогулке ежедневно провожу наблюдение за явлениями в

природе, за растениями, за птицами, за животными, за прохожими,

во что они одеты. Задаю ряд вопросов: «Что это?», «Кто это?».

Например: «Что это?» – дерево. «Какое оно?» -высокое. «На

дереве много больших и маленьких веток. А на ветках что

растет?» -листочки. «Сколько листочков?» -много.

«А это кто?» - собачка, «Какая она? Большая или маленькая?

Называем части туловища: голова, лапы, хвост и т. д. Во время

наблюдений закрепляю и уточняю знания детей, пополняю

словарный запас, развиваю речь малышей.

Провожу наблюдение за трудом взрослых – работой дворника,

затем предлагаю детям включатся в совместные трудовые действия:

собираем на участке опавшие с дерева веточки, листья и

складываем в кучу. Зимой сгребаем лопатками снег. Все эти

действия побуждаю проговаривать. В процессе трудовых действий

обогащается речь ребенка, совершенствуется ориентировка в

окружающем пространстве, развивается память \, внимание.

На прогулке провожу подвижные и словесные игры, дети

повторяют эти слова и выполняют соответствующие

движения:

«Зайки скачут скок-скок-скок

На зеленый, на лужок.

Щиплют травку, кушают

Осторожно слушают. Не идет ли волк»

Во время этих игр у детей формируется умение слушать речь

взрослого. Развивается навык действовать по сигналу. А

запоминание новых слов тренирует память малышей, активизирует

их речь.

В группе после игры с игрушками выясняем - куда что

положить во время уборки игрушек: мячи в корзину для мячей,

куклу посадить на диванчик, кубики и кирпичики сложить на

полочку и т. д.

Во время утреннего приема детей провожу беседы с детьми,

задаю следующие вопросы: «С кем пришел в детский сад?», «Что

видел по дороге?», «Идет ли дождик или снег на улице?», «С

какими игрушками играл дома?» и т.д.

Формирование словаря должно быть тесно связано с работой

по ознакомлению с окружающим. Вот почему я обеспечиваю

постепенное усвоение детьми нового. В этих целях использую

задания, например: «принеси мяч», «найди зеленый карандаш»,

«принеси пирамидку», «покажи как поливают цветы из леечки» и

т. д. Эти задания позволяют выяснить, понимает ли ребенок, о чем

идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре.

Также формирование словаря тесно связано со

звукоподражанием голосам животных, птиц, машин и т.д. Поэтому

провожу с детьми игры на самые разные звукоподражания и слова с

определённым звуком хором и индивидуально, используя

произведения. Например: «Наши уточки с утра…» (русская

народная песенка, «Путаница» К. Чуковского, «Сказка о глупом

мышонке» С. Маршака, «Кто как кричит» А. Барто, «Бычок» В.

Берестова, «Мчится поезд» Э Мошковской и многие другие.

Когда знакомлю с новым словом, неоднократно повторяю его

уже в сочетании с уже известным им словом. Например: «Курочка

клюет? Клюет. У нее клюв, а у цыпляток клювики. И курочка, и

цыплятки клюют зернышки». Затем с помощью вопросов

упражняю в употреблении этого слова «Курочка клюет зернышки.

Что она делает? Клюет зернышки (хоровые и индивидуальные

ответы).

Рассказывание по игрушкам. В основе высказываний детей

об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что

оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие

наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий

характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка

создает возможность закрепить и активизировать словарь, и служит

источником новых слов. Игрушка вызывает положительные

эмоции, желание высказаться. Поэтому ее я использую как средство

обучения описанию и повествованию.

Для

обучения монологической речи использую следующие виды игрушек:

дидактические (матрешки, башенки. пирамидки, бочонки);

сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда,

мебель, транспорт;

Готовые наборы игрушек, объединяю одним содержанием: стадо,

зоопарк, птичий двор.

Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость,

удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий использую

новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом

платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящей в машине) Это вызывает

у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке,

речевую реакцию.

Виды занятий по игрушкам:

Описание игрушки – связанное последовательное описание

внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения

ребенка к ней, или описание действий и образа жизни

изображенного в игрушке живого существа.

Описание игрушек провожу в виде дидактической игры

(«Магазин игрушек», «Магазин посуды», «Магазин одежды»,

«Чудесный мешочек», «Кто это?», Почтальон принес посылку» и

др.)

Например: «Что это?» -мяч. «Какого цвета мяч» -мяч красного

цвета. «Какого размера мяч?» - мяч большой (маленький). «Из

какого материала сделан мяч?» -мяч мягкий, резиновый. «Как с

мячом можно играть?» -мяч можно катать по полу,

подбрасывать вверх, отбивать об пол, бросать в руки друг другу

и ловить и т. д.

Для описания подбираю игрушки, которые бы привлекли

внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим

внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение,

сравнить (две куклы в разной одежде; два зайца, разные по цвету и

размеру). Дидактические игры на описание, как правило, провожу

после нескольких занятий, на которых дети приобретают некоторые

умения описывать игрушку, приобретают определенный словарный

запас и соответствующие представления. Одним из условий

эффективности игры являются ее живость, определенный ритм,

эмоциональность, активное участие каждого ребенка. Если дети не

умеют описывать игрушки, нуждаются в постоянной помощи и

подсказке взрослого, игровая ситуация нарушается, игра

превращается в вялотекущее упражнение.

Одним из видов описания игрушки является отгадывание и

составление загадок детьми. Вначале детей учу отгадывать

загадки, а затем составлять загадки – описания.

Например, вниманию детей предлагаю5-6 игрушек для

рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета,

формы, размера, материала. Появление игрушек обыгрывю –

почтальон принес посылку. Затем об одной из игрушек даю загадку:

«Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь);

«Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает,

бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран)

Отгадывание загадок связываю с рассматриванием игрушек перед

их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно детей

подвожу к самостоятельному составлению загадок.

Сюжетные рассказы – рассказ по набору игрушек – связный

последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего

сопровождаю игровыми действиями с игрушками по типу игры –

драматизации. Его составление обеспечиваю тем, что ребенок

рассказывает о действиях, которые совершает сам. Вначале учу

детей сосредотачиваться при рассматривании игрушек и предметов,

затем учу отвечать на вопросы по их описанию. Детей подвожу к

составлению с моей помощью высказываний об игрушках из 2-3

предложений. Индивидуально и по подгруппам организовываю

беседу – разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку

ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она? (размер,

цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе

нравятся в детском саду?

Игрушки беру одинаковыми по названию, но разными по

внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая

в одеяле и коляске; кошки белая и черная).

На занятии обучение описательным умениям организовываю в

игре «Найди и опиши». Подбираю разные игрушки: две куклы –

одна с бантом, другая без банта, две кошки разного цвета. Игрушки

поочередно рассматриваем с детьми, сравниваем; уточняем их

характерные особенности и различие; активизируем словарь. .

Затем «прячу» игрушки (так чтобы дети их быстро нашли) и

предлагаю найти их «Саша найди белую кошечку, Маша – черную,

а Настя – куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки,

называют и, с помощью моих вопросов, описывают: ( «Какая у тебя

кошечка?» « Что у кошечке на голове?» «А это что?») В итоге такой

беседы разрозненные ответы детей обобщаю в виде связного

высказывания: «Саша нашел черную кошечку. У неё на голове

ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост. Она

лакает молочко и мяукает: Мяу! Мяу!»

Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы,

предлагаю им повторить описание воспитателя. Таким образом, я

использую приёмы, направленные на оказание ребенку помощи в

описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение

педагога (образец описания).

На следующем этапе рекомендую совместное составление

описания.

В гости к детям приходит котенок. Его рассматриваем («Какой

котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. –Как его можно

назвать ласково? – Котик, котеночек. –Что любит котик? – Молоко. -

Давайте вместе расскажем про него»). Я начинаю предложение, а

дети продолжают: «Это (котенок). Он (маленький, пушистый).

Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?».

Остальные виды занятий с игрушками провожу как рассказ

воспитателя для детей. Придумываю несложные сценки – рассказы

с набором игрушек, рассказ сопровождаю драматизацией, в

которую включаются по ходу действия высказывания детей.

На занятиях по описанию игрушек использую стихи, потешки,

загадки. Так, загадываю загадку про собаку: «С хозяином дружит,

дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком». После

отгадывания загадки игрушку показываю, рассматриваем и

описываем. Занятие завершаю чтением потешек, стихов.



В раздел образования




Яндекс.Метрика