Авторы: Легенкива Валентина Петровна, Легенкина Валентина Петровна
Должность: Воспитатель 1 младшей группы
Учебное заведение: МБДОУ "№102
Населённый пункт: Кемеровская область,город Кемерово
Наименование материала: Статья для педагогов дошкольного образования
Тема: Развитие речи детей двухлетнего возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 102
«Детский сад присмотра и оздоровления»
«Развитие речи детей раннего возраста»
(
из опыта работы
)
Легенкина В.П.
Воспитатель
1 мл.группы
Кемерово,2018г
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое
условие существования человеческого общества. Речь является с
одной стороны орудием для выражения наших представлений,
мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и
расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми
видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим
орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры
человечества. Ничто не отражается так отрицательно на общем
развитии, как отсталость языка.
Речь в жизни человека выполняет следующие основные функции:
- является средством познания, необходимым условием
познавательной деятельности человека (благодаря речи человек
приобретает знания, усваивает и передаёт их);
- является средством воздействия на сознание, выработки
мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов (т.е. речь
используется для того, что бы повлиять на взгляды и убеждения
людей, склонить их к действиям и поступкам и т.д.);
- используется в процессе совместной трудовой деятельности для
согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки её
результатов;
- является средством удовлетворения личных потребностей
человека: в общении, в приобщении в определённой группе лиц
(человек, как существо социальное не может жить вне связи с
другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями,
переживать и сопереживать).
Развивая речь двухлетнего ребенка, я забочусь не только о том,
чтобы малыш произносил как можно больше слов, чтобы слова,
которые он слышал и повторял, были наполнены для него
конкретным содержанием.
В каждом режимном моменте ребенок получает развитие
определенного словаря, связанного с конкретными видами
деятельности.
Развиваю активную речь во время умывания (читаю потешки:
«Водичка-водичка», «Будет мыло пенится», прошу закатывать
рукава, учу правильно пользоваться мылом и полотенцем и т.д.)
Во время кормления называю названия блюд, затем задаю
вопросы, например: «Сейчас мы будем кушать кашу. Что мы
будем кушать? – кашу, и т.д.
Во время одевания на прогулку закрепляю с детьми названия
одежды, действия с ними, в какой последовательности нужно
одеваться. После прогулки также называем части одежды, куда
положить штанишки, кофточку (на полочку) куда повесить
курточку (на крючок).
На прогулке ежедневно провожу наблюдение за явлениями в
природе, за растениями, за птицами, за животными, за прохожими,
во что они одеты. Задаю ряд вопросов: «Что это?», «Кто это?».
Например: «Что это?» – дерево. «Какое оно?» -высокое. «На
дереве много больших и маленьких веток. А на ветках что
растет?» -листочки. «Сколько листочков?» -много.
«А это кто?» - собачка, «Какая она? Большая или маленькая?
Называем части туловища: голова, лапы, хвост и т. д. Во время
наблюдений закрепляю и уточняю знания детей, пополняю
словарный запас, развиваю речь малышей.
Провожу наблюдение за трудом взрослых – работой дворника,
затем предлагаю детям включатся в совместные трудовые действия:
собираем на участке опавшие с дерева веточки, листья и
складываем в кучу. Зимой сгребаем лопатками снег. Все эти
действия побуждаю проговаривать. В процессе трудовых действий
обогащается речь ребенка, совершенствуется ориентировка в
окружающем пространстве, развивается память \, внимание.
На прогулке провожу подвижные и словесные игры, дети
повторяют эти слова и выполняют соответствующие
движения:
«Зайки скачут скок-скок-скок
На зеленый, на лужок.
Щиплют травку, кушают
Осторожно слушают. Не идет ли волк»
Во время этих игр у детей формируется умение слушать речь
взрослого. Развивается навык действовать по сигналу. А
запоминание новых слов тренирует память малышей, активизирует
их речь.
В группе после игры с игрушками выясняем - куда что
положить во время уборки игрушек: мячи в корзину для мячей,
куклу посадить на диванчик, кубики и кирпичики сложить на
полочку и т. д.
Во время утреннего приема детей провожу беседы с детьми,
задаю следующие вопросы: «С кем пришел в детский сад?», «Что
видел по дороге?», «Идет ли дождик или снег на улице?», «С
какими игрушками играл дома?» и т.д.
Формирование словаря должно быть тесно связано с работой
по ознакомлению с окружающим. Вот почему я обеспечиваю
постепенное усвоение детьми нового. В этих целях использую
задания, например: «принеси мяч», «найди зеленый карандаш»,
«принеси пирамидку», «покажи как поливают цветы из леечки» и
т. д. Эти задания позволяют выяснить, понимает ли ребенок, о чем
идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре.
Также формирование словаря тесно связано со
звукоподражанием голосам животных, птиц, машин и т.д. Поэтому
провожу с детьми игры на самые разные звукоподражания и слова с
определённым звуком хором и индивидуально, используя
произведения. Например: «Наши уточки с утра…» (русская
народная песенка, «Путаница» К. Чуковского, «Сказка о глупом
мышонке» С. Маршака, «Кто как кричит» А. Барто, «Бычок» В.
Берестова, «Мчится поезд» Э Мошковской и многие другие.
Когда знакомлю с новым словом, неоднократно повторяю его
уже в сочетании с уже известным им словом. Например: «Курочка
клюет? Клюет. У нее клюв, а у цыпляток клювики. И курочка, и
цыплятки клюют зернышки». Затем с помощью вопросов
упражняю в употреблении этого слова «Курочка клюет зернышки.
Что она делает? Клюет зернышки (хоровые и индивидуальные
ответы).
Рассказывание по игрушкам. В основе высказываний детей
об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что
оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие
наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий
характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка
создает возможность закрепить и активизировать словарь, и служит
источником новых слов. Игрушка вызывает положительные
эмоции, желание высказаться. Поэтому ее я использую как средство
обучения описанию и повествованию.
Для
обучения монологической речи использую следующие виды игрушек:
дидактические (матрешки, башенки. пирамидки, бочонки);
сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда,
мебель, транспорт;
Готовые наборы игрушек, объединяю одним содержанием: стадо,
зоопарк, птичий двор.
Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость,
удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий использую
новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом
платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящей в машине) Это вызывает
у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке,
речевую реакцию.
Виды занятий по игрушкам:
Описание игрушки – связанное последовательное описание
внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения
ребенка к ней, или описание действий и образа жизни
изображенного в игрушке живого существа.
Описание игрушек провожу в виде дидактической игры
(«Магазин игрушек», «Магазин посуды», «Магазин одежды»,
«Чудесный мешочек», «Кто это?», Почтальон принес посылку» и
др.)
Например: «Что это?» -мяч. «Какого цвета мяч» -мяч красного
цвета. «Какого размера мяч?» - мяч большой (маленький). «Из
какого материала сделан мяч?» -мяч мягкий, резиновый. «Как с
мячом можно играть?» -мяч можно катать по полу,
подбрасывать вверх, отбивать об пол, бросать в руки друг другу
и ловить и т. д.
Для описания подбираю игрушки, которые бы привлекли
внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим
внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение,
сравнить (две куклы в разной одежде; два зайца, разные по цвету и
размеру). Дидактические игры на описание, как правило, провожу
после нескольких занятий, на которых дети приобретают некоторые
умения описывать игрушку, приобретают определенный словарный
запас и соответствующие представления. Одним из условий
эффективности игры являются ее живость, определенный ритм,
эмоциональность, активное участие каждого ребенка. Если дети не
умеют описывать игрушки, нуждаются в постоянной помощи и
подсказке взрослого, игровая ситуация нарушается, игра
превращается в вялотекущее упражнение.
Одним из видов описания игрушки является отгадывание и
составление загадок детьми. Вначале детей учу отгадывать
загадки, а затем составлять загадки – описания.
Например, вниманию детей предлагаю5-6 игрушек для
рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета,
формы, размера, материала. Появление игрушек обыгрывю –
почтальон принес посылку. Затем об одной из игрушек даю загадку:
«Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь);
«Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает,
бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран)
Отгадывание загадок связываю с рассматриванием игрушек перед
их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно детей
подвожу к самостоятельному составлению загадок.
Сюжетные рассказы – рассказ по набору игрушек – связный
последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего
сопровождаю игровыми действиями с игрушками по типу игры –
драматизации. Его составление обеспечиваю тем, что ребенок
рассказывает о действиях, которые совершает сам. Вначале учу
детей сосредотачиваться при рассматривании игрушек и предметов,
затем учу отвечать на вопросы по их описанию. Детей подвожу к
составлению с моей помощью высказываний об игрушках из 2-3
предложений. Индивидуально и по подгруппам организовываю
беседу – разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку
ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она? (размер,
цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе
нравятся в детском саду?
Игрушки беру одинаковыми по названию, но разными по
внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая
в одеяле и коляске; кошки белая и черная).
На занятии обучение описательным умениям организовываю в
игре «Найди и опиши». Подбираю разные игрушки: две куклы –
одна с бантом, другая без банта, две кошки разного цвета. Игрушки
поочередно рассматриваем с детьми, сравниваем; уточняем их
характерные особенности и различие; активизируем словарь. .
Затем «прячу» игрушки (так чтобы дети их быстро нашли) и
предлагаю найти их «Саша найди белую кошечку, Маша – черную,
а Настя – куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки,
называют и, с помощью моих вопросов, описывают: ( «Какая у тебя
кошечка?» « Что у кошечке на голове?» «А это что?») В итоге такой
беседы разрозненные ответы детей обобщаю в виде связного
высказывания: «Саша нашел черную кошечку. У неё на голове
ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост. Она
лакает молочко и мяукает: Мяу! Мяу!»
Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы,
предлагаю им повторить описание воспитателя. Таким образом, я
использую приёмы, направленные на оказание ребенку помощи в
описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение
педагога (образец описания).
На следующем этапе рекомендую совместное составление
описания.
В гости к детям приходит котенок. Его рассматриваем («Какой
котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. –Как его можно
назвать ласково? – Котик, котеночек. –Что любит котик? – Молоко. -
Давайте вместе расскажем про него»). Я начинаю предложение, а
дети продолжают: «Это (котенок). Он (маленький, пушистый).
Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?».
Остальные виды занятий с игрушками провожу как рассказ
воспитателя для детей. Придумываю несложные сценки – рассказы
с набором игрушек, рассказ сопровождаю драматизацией, в
которую включаются по ходу действия высказывания детей.
На занятиях по описанию игрушек использую стихи, потешки,
загадки. Так, загадываю загадку про собаку: «С хозяином дружит,
дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком». После
отгадывания загадки игрушку показываю, рассматриваем и
описываем. Занятие завершаю чтением потешек, стихов.