Автор: Болдырева Олеся Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д⁄с 34 "Капитошка"
Населённый пункт: Московская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Возрастные особенности детей 4 – 5 лет"
Раздел: дошкольное образование
Возрастные особенности детей 4—5 лет
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья.
Ребенок выходит из своего кризиса (3-х)лет и становится спокойнее, более
послушнее и покладистее. Сильной становится потребность в друзьях, и
появляется интерес познавать окружающий мир .
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
Стремление к самостоятельности. У ребенка появляется желание делать
все самостоятельно, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше
нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности —
заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои
правила в окружающем его мире.
Этические представления. Ребенок расширяет палитру своих эмоций, он
сопереживает, начинает понимать чувства других людей, . В этом возрасте
начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые
ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они
поступают.
Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную
фазу. Ребенок живет в мире фантазий, сказок, он способен создавать целые
миры в своей голове или на бумаге . В мечтах, разнообразных фантазиях
ребенок получает возможность стать главным действующим лицом,
добиться недостающего ему признания.
Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к
ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к
более широким отношениям с миром. Совместная игра становится
сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение
(игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети
дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу.
Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все
более выраженной становится потребность в признании и уважении со
стороны ровесников.
Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно
задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить,
обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита
произвольность, то есть способность заниматься тем, что им
неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется
в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Вам, как его родителям, важно:
Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не
позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно
быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
По возможности вместо запретов предлагать альтернативы,
формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на
этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо
чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно
запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую
злость или обиду по этому поводу.
Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую
реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть
готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной
этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими
принципами, которые вы транслируете ребенку.
Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания
за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное
ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность.
Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные
страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому
что для некоторых детей подобная информация может стать
сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка,
разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с
вами.
Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества
и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по
возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни
отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры,
осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и
образное мышление, но и совершенно необходима для здорового
эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только
законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы,
не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно
заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно
прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит
предупреждать его заранее.