Автор: Степанова Екатерина Дмитриевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Онохойская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: пгт Онохой Республика Бурятия
Наименование материала: Урок русского языка в 5 классе ФГОС
Тема: "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 5 классе
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Онохойская сош №2» Степанова Е.Д.
Технологическая карта урока русского языка
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
УМК: учебник « Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской
Тема урока: Обозначение мягости согласных с помощью мягкого знака
Цели урока: 1) углубить знания о случаях употребления мягкого знака, показать его смыслоразличительную роль;
2) образовательная :развивать орфографические навыки к познавательной, мотивацию к познавательной деятельности.
3) воспитательная: воспитывать умение анализировать , сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении
информации.
Тип урока: « открытие новых знаний».
Универсальные учебные действия:
Коммуникативные: управлять своим поведением(контроль, самокоррекция, оценка своего действия.
Регулятивные: осознать самого себя как движущую силу своего освоения знаний, свою способность
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы по теме.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Мотивация к
деятельности
Цель: включение
учащихся в деятельность
на личностно – значимом
уровне
Включение в деловой ритм
Подготовка класса к уроку
Ученики выбирают смайлик и демонстрируют
своё настроение.
Самоопределение (Л)
Планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками (К)
2. Актуализация и
пробное учебное
действие
Цель: повторение
изученного материала,
необходимого для «
открытия нового знания»
Выявляет уровень знаний, определяет
типичные недостатки.
Проверка домашнего задания.
1.Чтение и анализ сочинений –
описаний предмета.
2.беседа
-Всегда ли для обозначения мягкости
согласных употребляется мягкий знак?
-Всегда ли мягкий знак делает
согласный мягким,
Бывает ли мягкий знак лишним,
избыточным?
Для чего в таком случае он нужен?
Мягкий знак , стоящий на конце слова
после шипящей в глаголах, обозначает
принадлежность глагола ко 2 лицу ед.ч.
наст.вр.: едешь, купишь.
Ответы учащихся
Мягкий знак, стоящий на конце слова после
шипящей в существительных, обозначает
принадлежность существительного к 3
склонению: тушь, ложь, ветошь.
Планирование учебного
сотрудничества (К)
Анализ объектов с целью
выделения признаков ( П –
логические)
3. Постановка учебной
задачи
Цель: обеспечение
восприятия, осмысление
новой темы.
Активизирует знания учащихся, создаёт
проблемную ситуацию:
1Самостоятльные наблюдения и
чтение теоретического материала
учебника( § 60 стр. 138-139).
2.Запишите под диктовку пары слов
( без мягкого знака и с мягким знаком),
рядом запишите звуки, которыми слова
отличаются.
Мел-мель(л)
3.беседа
-Чем отличаются друг от друга слова,
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учащиеся записывают пары слов под диктовку.
Целеполагание ( Р)
Постановка вопросов ( К)
Самостоятельное
формулирование цели , темы
(П – общеучебное)
Формулирование проблемы
( П – логическое)
Планирование
( Р)
Прогнозирование ( Р)
4. Выявление места и
причины затруднения
Цель: формировать у
учащихся способность
выстраивать логическую
цепь рассуждения,
доказывать, выдвигать
гипотезу и её
обосновывать.
которые мы только что записали?
Какой вывод о роли мягкого знака
можно сделать.
Слова различаются всего одним звуком
, точнее , качеством звука, а смысл слов
меняется. Значит , мягкий знак играет в
слове смыслоразличительную роль.
Учащиеся вывод делают самостоятельно.
Решение проблемы,
построение логической цепи
рассуждений,
доказательство, выдвижение
гипотез и их обоснование
( П - моделирование)
Сотрудничество в поиске и
выборе ( К) информации
5. Первичное
закрепление
Цель: проговаривание и
закрепление нового
знания; выявление
пробелов первичного
осмысления изученного
материала; проведение
коррекции.
Учитель устанавливает осознанность
восприятия, делает первичное
обобщение и предлагает задания для
закрепления
1. Упр 303.-отработка правильного
произношения, выполнение задания
письменно.
2. Упр. 304- комментированное письмо
3.Упр.305- комментированное письмо
Учащиеся выполняют задание письменно.
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция ( Р)
Умение структурировать
знания, выбор наиболее
эффективных способов
решения задач
( П – общеучебные).
Управление поведением
партнёра.
6. Самостоятельная
работа с самопроверкой
по эталону
Цель: контроль знаний
Организует деятельность по
применению новых знаний
1. Упр.306
2.Словарная работа
Самостоятельная работа .
Осуществляют самопроверку , пошагово
сравнивая с эталоном.
Контроль
Коррекция
Выделение (К)
Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят
цель и результаты, степень их соответствия
Умение выражать свои
мысли (К)
7.Рефлексия
деятельности
Цель: закрепление и
коррекция способов
действия.
Организует рефлексию.
Учитель уточняет, достиг ли цели
каждый.
Учитель даёт дифференцированное
задание на дом.
Учитель оценивает работу учащихся на
уроке.
Учащиеся выбирают домашнее задание из
предложенного материала.( § 60, упр. 307)
Рефлексия (П)
Смыслообразование (Л)
Комментарий: выбранная педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо позволяет организовать
учебную деятельность учащихся, формировать коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные
универсальные учебные
действия. Развивая мотивационную сферу учащихся, формирует ценностный подход к содержанию изучаемого материала. При создании
познавательной
атмосферы
урока
способствует
оптимальному
отбору
учебного
материала.
Приёмы,
используемые
в
рамках
данной
технологии, способны
помочь школьнику понять и усвоить содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать
познавательную деятельность учащихся. У учащихся вырабатывается осознанное и активное отношение к своей учебной деятельности,
навык рациональной организации учебного труда на уроке.
Всё это позволяет успешно решать поставленные задачи, ориентированные на новый результат образования.