Автор: Чернышова Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Кизнерский детский сад №4"
Населённый пункт: п.Кизнер
Наименование материала: Презентация
Тема: "Поисково–познавательная деятельность, как одна из форм экологического воспитания"
Раздел: дошкольное образование
«ПОИСКОВО – ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ОДНА ИЗ
ФОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ».
Эксперимент - планомерное
проведение наблюдения. Тем
самым человек создает
возможность наблюдений, на
основе которых складываются
его знания о закономерностях
в наблюдаемом явлении.
Экспериментирование −
деятельность, которая позволяет
ребенку моделировать в своем
сознании картину мира,
основанную на собственных
наблюдениях, ответах,
установленных закономерностях.
«Детское экспериментирование – это
особая форма поисковой
деятельности дошкольников, в
которой проявляется собственная
активность детей, направленная на
получение новых сведений и новых
знаний».
Н. Н. Поддьяков.
создание благоприятных условий
познавательного развития детей в
соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и
склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как
субъекта отношений с самим собой, другими
детьми, взрослыми и миром.
ЦЕЛЬ
ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕТИРОВАНИЯ:
ЗАДАЧИ ДЕТСКОГО
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
•
Формировать у детей способность видеть
многообразие мира в системе взаимосвязей.
•
Сочетать показ предмета с активным действием
ребенка по его обследованию (ощупывание,
восприятие на вкус, запах и т. д.).
•
Учить детей сопоставлять факты и выводы из
рассуждений
•
Использовать опыт практической деятельности с
игровой деятельностью
•
Развивать у детей мыслительные, моделирующие
и преобразующие действия
Структура детского экспериментирования
постановка проблемы, которую необходимо
разрешить;
целеполагание
(что нужно сделать для решения проблемы);
выдвижение гипотез
(поиск возможных путей решения);
проверка гипотез
(сбор данных, реализация в действиях);
анализ полученного результата
(подтвердилось – не подтвердилось);
формулирование выводов.
Классификация экспериментов.
эксперименты можно классифицировать по разным
принципам:
1. По характеру объектов,
используемых в эксперименте:
1. По характеру объектов,
используемых в эксперименте:
Опыты с
растениями
Опыты с
растениями
Опыты с
животными
Опыты с
животными
Опыты с
объектами
неживой
природы
Опыты с
объектами
неживой
природы
Опыты,
объектом
которых
является
человек
Опыты,
объектом
которых
является
человек
2.По месту проведения опытов:
2.По месту проведения опытов:
В групповой
комнате;
В групповой
комнате;
На участке
На участке
В лесу, в поле, в
парке и т.д.
В лесу, в поле, в
парке и т.д.
3.По количеству детей:
3.По количеству детей:
Индивидуальны
е (1 – 4 ребенка)
Индивидуальны
е (1 – 4 ребенка)
Групповдетейые
(10 -15)
Групповдетейые
(10 -15)
Коллективные
(вся группа)
Коллективные
(вся группа)
4.По причине проведения:
4.По причине проведения:
Случайные
Случайные
Запланированные
Запланированные
Поставленные
в ответ на
вопрос ребенка
Поставленные
в ответ на
вопрос ребенка
5.По характеру включения в
педагогический процесс:
5.По характеру включения в
педагогический процесс:
Эпизодические
(от случая к
случаю)
Эпизодические
(от случая к
случаю)
Систематические
Систематические
Классификация экспериментов.
6. По продолжительности:
6. По продолжительности:
Кратковременные
(от 5 до 15 минут)
Кратковременные
(от 5 до 15 минут)
Длительные (свыше
15 минут)
Длительные (свыше
15 минут)
9.По количеству
наблюдений за одним и
тем же объектом:
9.По количеству
наблюдений за одним и
тем же объектом:
Однократные
Однократные
Многократные или
циклические
Многократные или
циклические
7. По месту в цикле:
7. По месту в цикле:
Первичные
Первичные
Повторные
Повторные
Заключитель
ные и
итоговые
Заключитель
ные и
итоговые
8.По характеру мыслительных операций:
8.По характеру мыслительных операций:
Констатирующие
(позволяющие увидеть какое
– то одно состояние объекта
или одно явление вне связи
с другими объектами и
явлениями)
Констатирующие
(позволяющие увидеть какое
– то одно состояние объекта
или одно явление вне связи
с другими объектами и
явлениями)
Сравнительные
(позволяющие увидеть
динамику процесса или
отметить изменения в
состоянии объекта)
Сравнительные
(позволяющие увидеть
динамику процесса или
отметить изменения в
состоянии объекта)
Обобщающие (в
которых
прослеживаются общие
закономерности
процесса, изучаемого
ранее по отдельным
этапам)
Обобщающие (в
которых
прослеживаются общие
закономерности
процесса, изучаемого
ранее по отдельным
этапам)
10.По характеру познавательной
деятельности детей:
10.По характеру познавательной
деятельности детей:
Иллюстративные
(детям все известно и
эксперимент только
подтверждает знакомые
факты )
Иллюстративные
(детям все известно и
эксперимент только
подтверждает знакомые
факты )
Поисковые (дети не
знают заранее, каков
будет результат)
Поисковые (дети не
знают заранее, каков
будет результат)
Решение
экспериментальных
задач
Решение
экспериментальных
задач
Условия для
экспериментирования
•
Максимальная простота конструкции приборов и правил
обращения с ними;
•
Безотказность действия приборов и однозначность
получаемых результатов;
•
Показ только существенных сторон явления или процесса;
•
Отчетливая видимость изучаемого явления;
•
Возможность участия ребенка в повторном показе
эксперимента.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТА
Недопустимы опыты, в которых создается реальная угроза
жизни и здоровью детей (работа на высоте, использование
удобрений и т.д.)
Недопустимы опыты, в которых создается реальная угроза
жизни и здоровью детей (работа на высоте, использование
удобрений и т.д.)
После окончания работы мыть руки с мылом и приводить в
порядок свое рабочее место, оборудование.
После окончания работы мыть руки с мылом и приводить в
порядок свое рабочее место, оборудование.
Безопасность детей. Если возможна хотя бы минимальная
опасность (свеча, горячая вода) опыты следует проводить
индивидуально или небольшими подгруппами.
Безопасность детей. Если возможна хотя бы минимальная
опасность (свеча, горячая вода) опыты следует проводить
индивидуально или небольшими подгруппами.
Главный принцип: «Не навреди!», так как объекты живые
организмы. «Нельзя!» - собирать в детском саду коллекции
насекомых; выносить растения на мороз; длительное время не
поливать и т.д.
Главный принцип: «Не навреди!», так как объекты живые
организмы. «Нельзя!» - собирать в детском саду коллекции
насекомых; выносить растения на мороз; длительное время не
поливать и т.д.
Непредусмотренный результат не является неправильным.
Если результат не тот, какой ожидали, значит не соблюдены
какие-то условия, неудачно подобран объект и т.д.
Непредусмотренный результат не является неправильным.
Если результат не тот, какой ожидали, значит не соблюдены
какие-то условия, неудачно подобран объект и т.д.
Требования, предъявляемые к
объектам экспериментирования
•
Безопасность объекта для детей.
•
Запрещается
проводить
эксперименты
с
незнакомыми
объектами.
•
Эстетическая
сторона
объекта.
(У
детей
должно
формироваться желание сделать чудо путем заботливого
отношения превратить «некрасивое» в «красивое».
•
К одному и тому же объекту возвращаются многократно,
каждый раз добавляя что – то новое.
Предметно – развивающая среда для
исследовательской деятельности
В уголке экспериментирования должны быть:
•
Различные емкости из стекла, пластмассы;
•
Приборы: увеличительные стекла, магниты, лупы;
•
Природные материалы: листья, ветки, семена, песок, глина, земля;
•
Гайки, скрепки, проволока;
•
Пипетки, шприцы, вата, бинты;
•
Бросовый
материал:
пластмасса,
бумага,
кусочки
ткани,
кожи,
меха;
•
Мука, соль, свечи, фонарики, различные виды круп;
•
Детские фартуки.
Достоинства применения метода
экспериментирования в детском саду
•
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях другими объектами и со средой обитания;
•
Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы
•
Развивается речь ребенка
•
Происходит накопление фонда умственных приемов и операций
•
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию
природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию,
обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность
ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с
природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими
правилами жизни в обществе и т. п.
•
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие
вопросы: «Как я это делаю»?, «Почему я это делаю именно так, а не иначе»?, «
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что вышло в результате»?.
«Самое лучшее открытие –
то, которое ребенок делает
сам» Ральф У. Эмерсон