Автор: Гераськина Екатерина Германовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия № 44"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения, 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа».
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения, 3 класс.
УМК «Перспективная начальная школа».
Тема урока: Учимся любить. С.Козлов «Если меня совсем нет», Огюст Ренуар «Портрет
Жанны Самари», Клод Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: 1. Формировать умения и навыки осознанного и выразительного чтения текста по
ролям.
2. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что чувствуют и
переживают герои.
3. Учить детей ориентироваться в тексте, в содержании, просматривать его и находить
нужное.
4. Учить рассуждать о ценности общения, дружбы, привязанности, красоты, любви.
5. Учить понимать смысл сказки, которая построена как рассуждение и вбирает в себя
глубокое философское переживание.
6. Учить классифицировать тексты по темам на основе содержания.
Задачи:
1.Создать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия
потенциала каждого ребёнка, воспитывать положительные качества в процессе работы;
учить слышать и видеть прекрасное, и ценить красоту, дружбу, любовь.
2. Развивать мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, работать со
словарём. Учить выражать свои мысли, чувства, настроение; чётко отвечать на
поставленные вопросы
3. Показать, что если мы будем стараться совершать добрые поступки, тренировать свою
душу, мир постепенно откроется нам как очень разнообразный и прекрасный.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: уметь называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых
произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать
содержание текстов, прочитанных в классе; рассказывать
о любимом литературном герое; выявлять авторское отношение к герою; характеризовать
персонажей произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; получить
возможность научиться рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции
живописных произведений в разделе «Музейный Дом».
Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную
задачу; познавательные – учиться основам смыслового чтения художественных и
познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
проводить сравнение; коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные: принимать образ «хорошего» ученика как ученика, обладающего
познавательной инициативой; выражать уважение к культуре других народов; проявлять
эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый, эвристический;
работа в парах; индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» , 3 класс, тетрадь, ЭФУ, компьютер,
мультимедиа, презентация, муз. пьеса, учебник «Русский язык № 2», лупа, рамки, квадрат
«Да – нет», маски: Медвежонок, Заяц.
Подготовить к уроку:
учебник «Литературное чтение»
печатная тетрадь
лупы
рамки
рисунки детей по произведениям С. Козлова (на доску)
дневники
пеналы с ручкой, простым карандашом, ластиком
Применяю:
Электронный Учебник
На доске:
С.Козлов «Если меня совсем нет»
научиться выразительно читать сказку;
научиться работать по содержанию сказки.
Тема урока: Учимся любить. С.Козлов «Если меня совсем нет»
Ход урока
I.Организационная часть
- Ребята, у нас сегодня гости на уроке давайте поприветствуем их?
II. Проверка домашнего задания.
- Какое домашнее задание вы выполняли дома?
(Делали задание № 23.Читали сказку С. Козлова «Дружба» и отвечали на
вопросы.)
- Проверим правильность выполнения с помощью Электронного учебника.
-Проверять будем только вопросы с 1 –го по пятый.
- Катя, начинай читать свой ответ на 1 –ый вопрос. Проверяем по
Электронному учебнику. У кого также поставьте справа рядом «+», у кого
другой ответ ставьте «-» .
- Юсиф, дальше читай. У кого также ставим «+».
- Лада, отвечай. Оцените свой ответ.
- Лиза А., отвечай. Оцените выполнение.
- На пятый вопрос отвечаем. Говори, Стася. Оценивайте.
-Начертите шкалу правильности. Отметьте, как вы выполнили все задание.
-Проверяем. Кто правильно выполним все задания? Кто ошибся?
-Молодцы!
II. Актуализация знаний.
- В каком разделе находится эта сказка? Почему?
( В разделе «Учимся любить», так как эта сказка
о дружбе,
привязанности друзей друг к другу, о любви к ближнему.)
- Откройте содержание учебника «Литературное чтение».
- Найдите в разделе «Учимся любить» сказку С. Козлова «Если меня
совсем нет».
- Назовите страницу. (Стр. 170).
- Определите тему урока.
(С.Козлов «Если меня совсем нет»)
III. Постановка учебной задачи
- Откройте учебник на странице 170.
- Поставьте цели.
научиться выразительно читать сказку;
научиться работать по содержанию сказки.
IV. Открытие нового знания
- Ребята, познакомить вас со сказкой помогут ребята нашего класса, которые
немного раньше прочитали её.
- Прослушайте сказку и подготовьтесь поделиться впечатлениями и работать
над содержанием.
(Читают по ролям:
за автора – Рябов Михаил,
за Ёжика– Брыксин Андрей,
за Медвежонка– Упоров Олег.)
- Понравилось вам выступление мальчиков? Получилось у ребят
эмоционально передать содержание сказки?
Проверка первичного восприятия
— Какое впечатление произвела на вас сказка? Что вы чувствовали, когда
слушали эту сказку?
_ А что чувствовали Маша и Миша?
- Найдите высказывания Маши и Кости Погодина. Зачитаем цепочкой.
Читай …
Чтение диалога на с. 172—173.
- Какая грустная сказка, - тихо сказала Маша и посмотрела на брата. Миша не выдержал и
расплакался. Почему?
- Почти весь текст состоит из разговора Ёжика и Медвежонка, - сказал Костя Погодин,
пересаживаясь к Маше и Мише. Ему хотелось утешить ребят.
- Найдите слова Анишит Йокоповны о мнении Кости.
- Прочитай, Лаура (до слов «Если захотите, можно почитать текст втроем»).
- Значение какого слова нам нужно объяснить?
(Диалог)
- Найдите значение этого слова в Толковом словаре.
(Ученики находят в Учебнике «Русский язык» 2 часть Толковый словарь.
Один из учеников читает значение слова вслух.)
Работа по вопросам учебника
–
Начнем работать по заданиям учебника!
- Найдите в нижней части страницы 173 пиктограмму.
- Скажите, что она обозначает.
(Выскажи свое мнение)
- Читать вопросы будем вслух по цепочке, отвечать, высказывать свои
предположения.
- Читай, Милена.
–
Какая ужасная мысль пришла в голову Ёжику?
ДЕТИ: Он пытается представить, что такое смерть и одиночество.
- Каким переживанием он пытается поделиться с Медвежонком?
ДЕТИ: Боязнь одиночества, переживание за близкого друга.
Для Ёжика смерть – не просто состояние, когда лично его нет, но ещё и
состояние другого – его друга, который не представляет себе жизни без
него.
-Дальше читайте вопрос.
(Читает Олег:
-Долго ли он добивался того, чтобы Медвежонок его понял?)
ДЕТИ: Да, долго.
Читает Лаура (сразу два вопроса?):
–
Можно ли сказать, что медвежонок глупый? Почему он никак не может
понять Ёжика?
ДЕТИ: Медвежонок очень наивный; он не может представить себе то, о
чём его просит Ёжик; для него отсутствие друга может быть только
временным и легкопоправимым.
- Читай, Сева или Рома?
–
Какие очень важные слова Медвежонка объясняют его
«непонимание»? Найдите их в тексте.
ДЕТИ: «Если тебя нет, то и меня нет».(Стр. 172)
! Читаю сама:
–
Можно ли их назвать главными словами сказки?
- А использовать их в качестве названия сказки?
ДЕТИ: Слова: « Если тебя нет, то и меня нет» можно назвать главными
словами сказки. Их можно использовать в качестве названия сказки.
-Ребята, а как вы думаете, это сказка о животных?
-Вернитесь на страницу173 и найдите, как это объясняет (ИЛИ ответил на
вопрос Миши) Михаил Потапович.
- Читай, … .
В сказках о животных животные действуют, а не размышляют и не переживают. Это
особенная сказка. Сказка – переживание, сказка – размышление о жизни – ответил
Михаил Потапович.
Задание классу:
–
А теперь ещё раз просмотрите весь текст и найдите другие очень
важные слова, которые произносит Ёжик.
!!! Дать время.
ДЕТИ: «Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть!»
–
А они могут быть названием сказки?
ДЕТИ: Да. Слова: «Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть!» могут
быть названием сказки.
Обобщение
-В каких словах Медвежонка отражается то, что Ёжик очень ему дорог?
ДЕТИ: Я побегу, обшарю весь лес и тебя найду. Побегу в соседний лес.
Переверну всё вверх дном, и ты отыщешься.
–
Как вы думаете, почему же эта сказка находится в главе о любви?
ДЕТИ: Эта сказка находится в главе «Учимся любить» так, как в ней
рассказывается о дружбе, о любви к друзьям.
ФИЗМИНУТКА (по времени?)
-Ребята, только ли писатели через произведения могут раскрыть тему любви
и дружбы?
ДЕТИ: Не только писатели могут раскрыть тему любви и дружбы; могут и
художники.
- Попробуем это доказать. Найдите пиктограмму «Поход в Музейный Дом».
- Найдите в «Музейном Доме» иллюстрацию картины художника Огюста
Ренуара «Портрет Жанны Самари».
- Рассмотрите (пока без лупы и рамки) картину.
- Ваши впечатления?
- Кто изображен на картине? Какого возраста? Какой профессии? Обратите
внимание на ее платье и украшение.
ДЕТИ: На картине изображена молодая женщина (девушка), ей может
быть 23, 24 года (25 лет), она актриса.
- Правильно, это девушка двадцати трех лет (Анишит Йокоповна называет ее
барышней).
- Возьмите лупы. Рассмотрите внимательно ее платье и украшения (выделяю
на экране с помощью ЭУ)
- Предположите, умеет ли Жанна петь и танцевать.
ДЕТИ: Да, легко можно представить, как она поёт, танцует.
-
Представьте, как она смеётся: негромко, едва слышно или громко и
заразительно?
ДЕТИ: Глядя на Жанну, можно легко представить, как она громко и
заразительно смеётся.
– Как можно охарактеризовать её взгляд?
ДЕТИ высказывают свое мнение.
Дополняю: Во взгляде этой молодой женщины можно уловить оттенки
самых разных чувств и переживаний: чувство радости и лёгкой грусти,
доброе и чувственное отношение к людям.
Сама поза Жанны – одной рукой она подпирает щеку, как будто бы
приготовилась выслушать чей –то длинный рассказ, её внимательный взгляд,
открытое лицо говорят о том, что она умеет слушать и способна поддержать
человека в сложной ситуации.
- Какое впечатление в целом производит на вас картина? (ЕСЛИ БУДЕТ
ВРЕМЯ)
- Ребята, этот портрет передает атмосферу молодости, красоты праздника, и
одновременно ощущается сложность человеческих чувств и переживаний.
- А как еще можно передать тему любви?
ДЕТИ: Тему любви можно передать через музыку.
- Ребята, авторы учебника и Анишит Йокоповна предлагают нам послушать
музыкальную пьесу Клода Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».
Сама прочитаю значение слова «лен».
Учащиеся слушают аудиозапись.
-Как вы думаете, удалось ли композитору передать свое отношение к героине
произведения?
Итог урока
- Вернемся к теме урока.
- Назовите цели урока.
ДЕТИ:
научиться выразительно читать сказку;
научиться работать по содержанию сказки.
- Какую цель выполнили?
ДЕТИ: научиться работать по содержанию сказки.
- Какую цель не выполнили?
ДЕТИ: научиться выразительно читать сказку.
Домашнее задание
Учебник, стр. 170 – 172. Чтение по ролям.
Когда дома будете перечитывать сказку ещё раз, возможно, вы заметите что-
то интересное, поразмышляете с родителями. Я буду рада, если у вас
появятся какие-то новые мысли.
Рефлексия деятельности
- Наш урок подошел к концу. Посмотрите на экран и попробуйте продолжить
предложения.
– сегодня я узнал…
– я выполнял задания…
– я понял, что…
– теперь я могу…
– я научился…
– у меня получилось …
– я смог…
– меня удивило…
– урок дал мне для жизни…
– мне захотелось…
– было интересно…
– было трудно…