Напоминание

Урок литературного чтения, 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа».


Автор: Гераськина Екатерина Германовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия № 44"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок литературного чтения, 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа».
Раздел: начальное образование





Назад




Урок литературного чтения, 3 класс.

УМК «Перспективная начальная школа».

Тема урока: Учимся любить. С.Козлов «Если меня совсем нет», Огюст Ренуар «Портрет

Жанны Самари», Клод Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: 1. Формировать умения и навыки осознанного и выразительного чтения текста по

ролям.

2. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что чувствуют и

переживают герои.

3. Учить детей ориентироваться в тексте, в содержании, просматривать его и находить

нужное.

4. Учить рассуждать о ценности общения, дружбы, привязанности, красоты, любви.

5. Учить понимать смысл сказки, которая построена как рассуждение и вбирает в себя

глубокое философское переживание.

6. Учить классифицировать тексты по темам на основе содержания.

Задачи:

1.Создать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия

потенциала каждого ребёнка, воспитывать положительные качества в процессе работы;

учить слышать и видеть прекрасное, и ценить красоту, дружбу, любовь.

2. Развивать мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, работать со

словарём. Учить выражать свои мысли, чувства, настроение; чётко отвечать на

поставленные вопросы

3. Показать, что если мы будем стараться совершать добрые поступки, тренировать свою

душу, мир постепенно откроется нам как очень разнообразный и прекрасный.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: уметь называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых

произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать

содержание текстов, прочитанных в классе; рассказывать

о любимом литературном герое; выявлять авторское отношение к герою; характеризовать

персонажей произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; получить

возможность научиться рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции

живописных произведений в разделе «Музейный Дом».

Метапредметные: регулятивные – принимать и сохранять учебную

задачу; познавательные – учиться основам смыслового чтения художественных и

познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

проводить сравнение; коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к

координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: принимать образ «хорошего» ученика как ученика, обладающего

познавательной инициативой; выражать уважение к культуре других народов; проявлять

эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый, эвристический;

работа в парах; индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» , 3 класс, тетрадь, ЭФУ, компьютер,

мультимедиа, презентация, муз. пьеса, учебник «Русский язык № 2», лупа, рамки, квадрат

«Да – нет», маски: Медвежонок, Заяц.

Подготовить к уроку:

учебник «Литературное чтение»

печатная тетрадь

лупы

рамки

рисунки детей по произведениям С. Козлова (на доску)

дневники

пеналы с ручкой, простым карандашом, ластиком

Применяю:

Электронный Учебник

На доске:

С.Козлов «Если меня совсем нет»

научиться выразительно читать сказку;

научиться работать по содержанию сказки.

Тема урока: Учимся любить. С.Козлов «Если меня совсем нет»

Ход урока

I.Организационная часть

- Ребята, у нас сегодня гости на уроке давайте поприветствуем их?

II. Проверка домашнего задания.

- Какое домашнее задание вы выполняли дома?

(Делали задание № 23.Читали сказку С. Козлова «Дружба» и отвечали на

вопросы.)

- Проверим правильность выполнения с помощью Электронного учебника.

-Проверять будем только вопросы с 1 –го по пятый.

- Катя, начинай читать свой ответ на 1 –ый вопрос. Проверяем по

Электронному учебнику. У кого также поставьте справа рядом «+», у кого

другой ответ ставьте «-» .

- Юсиф, дальше читай. У кого также ставим «+».

- Лада, отвечай. Оцените свой ответ.

- Лиза А., отвечай. Оцените выполнение.

- На пятый вопрос отвечаем. Говори, Стася. Оценивайте.

-Начертите шкалу правильности. Отметьте, как вы выполнили все задание.

-Проверяем. Кто правильно выполним все задания? Кто ошибся?

-Молодцы!

II. Актуализация знаний.

- В каком разделе находится эта сказка? Почему?

( В разделе «Учимся любить», так как эта сказка

о дружбе,

привязанности друзей друг к другу, о любви к ближнему.)

- Откройте содержание учебника «Литературное чтение».

- Найдите в разделе «Учимся любить» сказку С. Козлова «Если меня

совсем нет».

- Назовите страницу. (Стр. 170).

- Определите тему урока.

(С.Козлов «Если меня совсем нет»)

III. Постановка учебной задачи

- Откройте учебник на странице 170.

- Поставьте цели.

научиться выразительно читать сказку;

научиться работать по содержанию сказки.

IV. Открытие нового знания

- Ребята, познакомить вас со сказкой помогут ребята нашего класса, которые

немного раньше прочитали её.

- Прослушайте сказку и подготовьтесь поделиться впечатлениями и работать

над содержанием.

(Читают по ролям:

за автора – Рябов Михаил,

за Ёжика– Брыксин Андрей,

за Медвежонка– Упоров Олег.)

- Понравилось вам выступление мальчиков? Получилось у ребят

эмоционально передать содержание сказки?

Проверка первичного восприятия

— Какое впечатление произвела на вас сказка? Что вы чувствовали, когда

слушали эту сказку?

_ А что чувствовали Маша и Миша?

- Найдите высказывания Маши и Кости Погодина. Зачитаем цепочкой.

Читай

Чтение диалога на с. 172—173.

- Какая грустная сказка, - тихо сказала Маша и посмотрела на брата. Миша не выдержал и

расплакался. Почему?

- Почти весь текст состоит из разговора Ёжика и Медвежонка, - сказал Костя Погодин,

пересаживаясь к Маше и Мише. Ему хотелось утешить ребят.

- Найдите слова Анишит Йокоповны о мнении Кости.

- Прочитай, Лаура (до слов «Если захотите, можно почитать текст втроем»).

- Значение какого слова нам нужно объяснить?

(Диалог)

- Найдите значение этого слова в Толковом словаре.

(Ученики находят в Учебнике «Русский язык» 2 часть Толковый словарь.

Один из учеников читает значение слова вслух.)

Работа по вопросам учебника

Начнем работать по заданиям учебника!

- Найдите в нижней части страницы 173 пиктограмму.

- Скажите, что она обозначает.

(Выскажи свое мнение)

- Читать вопросы будем вслух по цепочке, отвечать, высказывать свои

предположения.

- Читай, Милена.

Какая ужасная мысль пришла в голову Ёжику?

ДЕТИ: Он пытается представить, что такое смерть и одиночество.

- Каким переживанием он пытается поделиться с Медвежонком?

ДЕТИ: Боязнь одиночества, переживание за близкого друга.

Для Ёжика смерть – не просто состояние, когда лично его нет, но ещё и

состояние другого – его друга, который не представляет себе жизни без

него.

-Дальше читайте вопрос.

(Читает Олег:

-Долго ли он добивался того, чтобы Медвежонок его понял?)

ДЕТИ: Да, долго.

Читает Лаура (сразу два вопроса?):

Можно ли сказать, что медвежонок глупый? Почему он никак не может

понять Ёжика?

ДЕТИ: Медвежонок очень наивный; он не может представить себе то, о

чём его просит Ёжик; для него отсутствие друга может быть только

временным и легкопоправимым.

- Читай, Сева или Рома?

Какие очень важные слова Медвежонка объясняют его

«непонимание»? Найдите их в тексте.

ДЕТИ: «Если тебя нет, то и меня нет».(Стр. 172)

! Читаю сама:

Можно ли их назвать главными словами сказки?

- А использовать их в качестве названия сказки?

ДЕТИ: Слова: « Если тебя нет, то и меня нет» можно назвать главными

словами сказки. Их можно использовать в качестве названия сказки.

-Ребята, а как вы думаете, это сказка о животных?

-Вернитесь на страницу173 и найдите, как это объясняет (ИЛИ ответил на

вопрос Миши) Михаил Потапович.

- Читай, … .

В сказках о животных животные действуют, а не размышляют и не переживают. Это

особенная сказка. Сказка – переживание, сказка – размышление о жизни – ответил

Михаил Потапович.

Задание классу:

А теперь ещё раз просмотрите весь текст и найдите другие очень

важные слова, которые произносит Ёжик.

!!! Дать время.

ДЕТИ: «Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть!»

А они могут быть названием сказки?

ДЕТИ: Да. Слова: «Как все-таки хорошо, что мы друг у друга есть!» могут

быть названием сказки.

Обобщение

-В каких словах Медвежонка отражается то, что Ёжик очень ему дорог?

ДЕТИ: Я побегу, обшарю весь лес и тебя найду. Побегу в соседний лес.

Переверну всё вверх дном, и ты отыщешься.

Как вы думаете, почему же эта сказка находится в главе о любви?

ДЕТИ: Эта сказка находится в главе «Учимся любить» так, как в ней

рассказывается о дружбе, о любви к друзьям.

ФИЗМИНУТКА (по времени?)

-Ребята, только ли писатели через произведения могут раскрыть тему любви

и дружбы?

ДЕТИ: Не только писатели могут раскрыть тему любви и дружбы; могут и

художники.

- Попробуем это доказать. Найдите пиктограмму «Поход в Музейный Дом».

- Найдите в «Музейном Доме» иллюстрацию картины художника Огюста

Ренуара «Портрет Жанны Самари».

- Рассмотрите (пока без лупы и рамки) картину.

- Ваши впечатления?

- Кто изображен на картине? Какого возраста? Какой профессии? Обратите

внимание на ее платье и украшение.

ДЕТИ: На картине изображена молодая женщина (девушка), ей может

быть 23, 24 года (25 лет), она актриса.

- Правильно, это девушка двадцати трех лет (Анишит Йокоповна называет ее

барышней).

- Возьмите лупы. Рассмотрите внимательно ее платье и украшения (выделяю

на экране с помощью ЭУ)

- Предположите, умеет ли Жанна петь и танцевать.

ДЕТИ: Да, легко можно представить, как она поёт, танцует.

-

Представьте, как она смеётся: негромко, едва слышно или громко и

заразительно?

ДЕТИ: Глядя на Жанну, можно легко представить, как она громко и

заразительно смеётся.

– Как можно охарактеризовать её взгляд?

ДЕТИ высказывают свое мнение.

Дополняю: Во взгляде этой молодой женщины можно уловить оттенки

самых разных чувств и переживаний: чувство радости и лёгкой грусти,

доброе и чувственное отношение к людям.

Сама поза Жанны – одной рукой она подпирает щеку, как будто бы

приготовилась выслушать чей –то длинный рассказ, её внимательный взгляд,

открытое лицо говорят о том, что она умеет слушать и способна поддержать

человека в сложной ситуации.

- Какое впечатление в целом производит на вас картина? (ЕСЛИ БУДЕТ

ВРЕМЯ)

- Ребята, этот портрет передает атмосферу молодости, красоты праздника, и

одновременно ощущается сложность человеческих чувств и переживаний.

- А как еще можно передать тему любви?

ДЕТИ: Тему любви можно передать через музыку.

- Ребята, авторы учебника и Анишит Йокоповна предлагают нам послушать

музыкальную пьесу Клода Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».

Сама прочитаю значение слова «лен».

Учащиеся слушают аудиозапись.

-Как вы думаете, удалось ли композитору передать свое отношение к героине

произведения?

Итог урока

- Вернемся к теме урока.

- Назовите цели урока.

ДЕТИ:

научиться выразительно читать сказку;

научиться работать по содержанию сказки.

- Какую цель выполнили?

ДЕТИ: научиться работать по содержанию сказки.

- Какую цель не выполнили?

ДЕТИ: научиться выразительно читать сказку.

Домашнее задание

Учебник, стр. 170 – 172. Чтение по ролям.

Когда дома будете перечитывать сказку ещё раз, возможно, вы заметите что-

то интересное, поразмышляете с родителями. Я буду рада, если у вас

появятся какие-то новые мысли.

Рефлексия деятельности

- Наш урок подошел к концу. Посмотрите на экран и попробуйте продолжить

предложения.

– сегодня я узнал…

– я выполнял задания…

– я понял, что…

– теперь я могу…

– я научился…

– у меня получилось …

– я смог…

– меня удивило…

– урок дал мне для жизни…

– мне захотелось…

– было интересно…

– было трудно…



В раздел образования




Яндекс.Метрика