Автор: Ахметжанова Роза Махмутовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Высокогорская средняя общеобразовательная школа № 3
Населённый пункт: Республика Татарстан Высокогорский район село Высокая Гора
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование современных технологий в начальной школе"
Раздел: начальное образование
«Использование современных инновационных технологий на уроках в
начальной школе.
Образование - это индустрия, направленная в будущее (С.П.Капица).
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает
сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального
государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на
компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане
сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин
естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в
области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов
обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс
современных образовательных и информационных технологий.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе
используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать
качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю
репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение
домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на
индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса,
академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе
представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются
в учебном процессе.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных
технологий в образовательный процесс позволит учителю:
• отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях
деятельности;
• развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную,
самообразовательную деятельность;
• воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в
организации учебных занятий.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому
коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов
обученности учащихся.
Проблемное обучение.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной
самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит
творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется
желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся
утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех,
повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие
способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному
самоопределению.
Исследовательские методы в обучении.
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в
изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании
мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого
школьника.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов
обучающих игр.
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных
умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и
навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей,
Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к
предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-
педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии.
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование
интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровье сберегающие технологии.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять
различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять
время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных
работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио».
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента
педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории
индивидуального развития личности.
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает,
что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной
частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов,
форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и
обеспечивающих планируемые результаты.
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока.
Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый
ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли
помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования
предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою»,
по-новому взглянуть на собственный опыт работы.
Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-
новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего,
измениться самому.
Библиографический список
1. Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова
//Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65
2. Головашкина, Л. Сдвоенный урок как обмен житейским опытом / Л. Головашкина//
Педагогическая техника.- 2010.- №1.-С.29-30
3. Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И.
Ягодко// Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№1.-С.36-38
4. Новикова, И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И. Новикова // Спорт в
школе. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.8
5. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А.
Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5
6. Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.-№3.-
С.67-70