Автор: Барков Вячеслав Васильевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1282 "Сокольники"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Использование физминуток на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
Физминутки в начальной школе
Физминутка - это кратковременный отдых, один из видов двигательно-
оздоровительных
моментов
на
занятии.
Термин
«физминутка»
можно
заменить другим - динамическая пауза.
Ее
задачи:
способствовать
снятию
физического,
психического
(интеллектуального
и
эмоционального)
перенапряжения,
легкому
переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей
работоспособности,
в
целях
сохранения
здоровья,
предотвращения
утомляемости.
Физкультурная
минутка
представляет
собой
небольшой
комплекс
физических
упражнений.
Упражнения
составлены
так,
чтобы
при
их
выполнении были охвачены различные группы мышц.
Оздоровительные минутки – это только часть системы использования
здоровьесберегающих технологий в школе. Систематическое использование
оздоровительных
минуток
приводит
к
улучшению
психо-эмоционального
состояния учащихся, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к
пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на
словах, а на деле.
Требования к организации и проведению физкультминуток.
Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления /8-14 минута
занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности
учебного материала/
Для
младших
школьников
наиболее
целесообразно
проведение
физкультминуток между 15-20 минутами.
Упражнения
должны
быть
занимательны,
знакомы
и
интересны
учащимся, просто в своем выполнении.
Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.
В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.
Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.
Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой
или стоять около ее, находиться у классной доски или в проходах между
партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.
Примеры физминуток.
Физминутки способствуют предупреждению и снятию утомления,
повышению активного внимания и работоспособности. Физминутки
могут
быть использованы на любом уроке и во внеурочной деятельности.
Раз, два - выше голова.
Три, четыре - руки, ноги шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок.
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подаёт нам голосок.
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят: "Такого свиста, не слыхали мы пока".
плечи поднять
Руки вверх поднимем - раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться, не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
(Дети показывают ответы в движении (наклоны,
повороты, прыжки, хлопки).)
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Повернулся и пошёл.
Без пальто гулял глупышка,
И замёрз он, как ледышка.
Чтобы нам его согреть
Будем прыгать и тереть.
В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать. (Дети качают запястьями вправо, влево)
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились. (Наклонились, выпрямились)
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь. (Выдох, вдох)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И – направо! И ещё
Через левое плечо!
Вот идёт чёрный кот. (Шаги с высоким подниманием ног)
Притаился – мышку ждёт. (Приседания, руки к коленям)
Мышка норку обойдёт. (Встать, повернуться)
И к коту не подойдёт (Руки в стороны)
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни: (Смотрят на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так,
Не обидятся никак. (Потираем руки)
Раз, 2, 3, 4, 5 (Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Постучали, (Постучали по столу)
Повертели (Круговые вращения кистью)
И работать захотели. (Потираем руками)
Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)
Мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)
Постучали, (Стучим по столу)
Повертели (Круговые вращения кистью)
И опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)
Вот мы в лес пришли,
Белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок …
Положу их в кузовок.
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой. (Руки вперёд, пружинистые движения ног)
Вот широкая река,
В ней холодная вода.
Пейте! (Плавное разведение рук в стороны, наклоны вперёд)
Хорошая водица!
Постучим копытцем! (Поочерёдное притопывание то левой, то правой ногой)
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком)
- Раз, 2, 3, 4, 5. (Хлопки в ладоши)
Их, считать, не сосчитать! (Прыжки на месте)
За день, за два и за месяц … (Шагаем на месте)
6, 7, 8, 9, 10. (Хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком)
Весна, весна! Пришла весна!
Тепло на крыльях принесла.
И вот на самом солнцепёке
С поднятой гордо головой
Расцвёл подснежник голубой.
Он весь пушистый, серебристый
На солнце маленький стоит.
Посланец он весны надёжный
Он не боится холодов.
За ним придут цветы другие,
Он первоцвет среди цветов.
Ветер дует нам в лицо (Все машут руками на себя)
(Дует ветер нам в лицо) (Все машут руками на себя)
Закачалось деревцо. (Изображают как качается деревцо. Наклоны, «качка»)
Ветер всё тише, тише. (Приседание или наклон)
Деревцо всё выше, выше. (Встают на носочки и тянуться вверх)
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клён.
(Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища вправо и влево)
- Вы, наверное, устали?
- Да!
- И поэтому все стали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш».
Пошипели, помолчали
И, как зайцы, поскакали
И за кустиком пропали.
- Вы, наверное, устали?
- Да!
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре –
Мышки дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон.
Побежали мышки вон.
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Две сестрицы – две руки –
Левая и правая – (Показ рук поочерёдно)
Рубят, строят, роют, (Показывают)
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют. (Имитация движений)
Месят тесто две руки –
Левая и правая, (Показ рук поочерёдно)
Воду моря и реки
Загребают плавая. (Выполнение плавательных движений)
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек
И – направо! И ещё (Поворот вправо)
Через левое плечо! (Поворот влево)
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!