Напоминание

"Специфика учебной деятельности начальной школы-лаборатории"


Авторы: Антонова Венера Николаевна, Андросова Аксинья Аркадьевна
Должность: доцент СВФУ, студентка ПСП–17
Учебное заведение: Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика учебной деятельности начальной школы-лаборатории"
Раздел: высшее образование





Назад




УДК 372

Антонова Венера Николаевна, к.п.н., доцент

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова,

Педагогический институт

Россия, г.Якутск

Антонов Петр Егорович, учащийся

Начальная школа-лаборатория

Россия, г.Якутск

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСУРСНОГО

ЦЕНТРА «СЭРГЭЛЭЭХ»

Аннотация: В данной статье авторами рассматриваются проблемы

организации деятельности начальной школы-лаборатории – Ресурсного

центра

«Сэргэлээх».

Раскрывается

специфика

учебной

и

внеучебной

деятельности

данного

образовательного

учреждения.

Особенностью

образовательной программы школы является внедрение во внеурочную

деятельность

направлений

детско-родительского

образовательного

форсайт-центра.

Ключевые

слова:

начальная

школа-лаборатория,

метапредметное

образование, форсайт-центр, авторская концепция начальной школы.

Antonova Venera Nicolaevna, Associate Professor

M.K.Ammosov North-Fastern Federal University,

Pedagogical institute

Antonov Peter Egorovich, student

Primary school-laboratory

Russia, Yakutsk

ACTIVITY OF INITIAL SCHOOL LABORATORY "SERGELEEKH"

Abstract: In this article authors consider problems of the organization of

activity of initial school laboratory – the Resource center "Sergeleekh". The

specifics

of

educational

and

extracurricular

activities

of

this

educational

institution reveal. Feature of the educational program of school is introduction

in extracurricular activities of the directions of the child parental educational

forsayt-center.

Keywords:

initial

school

laboratory,

metasubject

education,

forsayt-center,

author's concept of elementary school.

Начальная школа-лаборатория – Ресурсный центр «Сэргэлээх»

основана в 2013 году в качестве филиала МОБУ «Якутская городская

национальная гимназия» как научная лаборатория кандидата философских

наук Николая Константиновича Чиряева. Открытие начальной школы было

инициировано с целью создания экспериментальной базовой площадки,

учебной лаборатории СВФУ им. М.К. Аммосова при кафедре начального

образования

Педагогического

института

СВФУ.

Заведующий

кафедрой

начального образования, доктор педагогических наук, профессор Николай

Дмитриевич Неустроев поддержал данную идею. Классы были открыты на

территории университетского кампуса в здании общежития. Особенность

деятельности

школы

как

филиала

гимназии

заключается

в

полном

погружении в родную языковую среду, создание условий для углубленного

изучения родного языка, литературы и культуры, традиций. Спецификой

начальной

школы-лаборатории

является

то

что

школа

располагает

широким

спектром

ресурсов

университета:

материально-технических,

научно-методических, информационно-образовательных, кадровых и т.д. В

школе

обучаются

преимущественно

дети

сотрудников

СВФУ

им.

М.К.

Аммосова

и

это

отражает

специфику

деятельности

начальной

школы-

лаборатории, поскольку в числе родителей доля представителей научного

сообщества

высока,

чем

в

любой

общеобразовательной

школе

города

Якутска. Недостатком

является

отсутствие

приспособленного

здания

общеобразовательной

организации,

малое

число

учебных

кабинетов.

Начальная

школа-лаборатория

являясь

филиалом

Якутской

городской

национальной гимназии работает по единым образовательным программам

с

гимназией

и

руководствуется

основными

нормативными

локальными

документами

основной

школы.

В

процессе

преподавания

предметов

привлекаются педагоги основной школы по распределению администрации

гимназии.

Для

начальной

школы-лаборатории

является

актуальным

осуществление

дополнительной

научно-методической

работы

с

приходящими

преподавателями-предметниками

с

целью

формирования

творческого коллектива единомышленников, разделяющего цели и задачи

экспериментальной

методологической

работы

начальной

школы.

Начальная

школа-лаборатория

ориентируется

на

метапредметное

образование, которое выходит за рамки школьной общеобразовательной

программы,

направлено

на

усвоение

способов

деятельности,

навыков

жизненного самоопределения и смыслообразования. Как утверждает завуч

школы-лаборатории

Антонина

Алексеевна

Шишигина:

«Младший

школьный

возраст

является

наиболее

сензитивным

для

восприятия

и

усвоения культуры общества, идентификации и принятия себя как члена

современного

сообщества,

осознание

роли

и

места

образования

в

становлении

жизненных

ориентиров

ребенка». В

данной

школе

образовательный процесс осуществляется по концепции методологической

школы В.Е. Степановой, кандидата философских наук, раскрытой в идее

«Саха

оскуолата»,

прошедшей

апробацию

в

Якутской

городской

национальной гимназии и Айыы кыьата, но в настоящее время углубленно

реализуемой коллективом начальной школы-лаборатории под руководством

автора.

Действующая

концепция

школы

«Бэйэни

куруолэнии»

ориентирована

на

самоопределение

ребенка

как

представителя

своего

этноса, как гражданина своей Родины и творца собственной жизни. В

соответствии с концепцией в школе разработана методология проведения

уроков

как

создания

пространства

мыследеятельности,

где

создаются

условия

для

раскрытия

возможностей

максимального

развития

метапредметных результатов детей. Коллективом разработан собственный

инструментарий

оценки

метапредметных

результатов

младших

школьников.

Внеурочная

деятельность

в начальной

школе-лаборатории

представлена

широким

спектром

кружков

по

разным

направлениям.

Особенностью образовательной программы школы является внедрение во

внеурочную

деятельность

направлений

дет ско-родительского

образовательного

форсайт-центра.

Целью

деятельности

форсайт-центра

является уход от традиционных предметных кружков под руководством

ученых,

уход

от

натаскивания

к

научно-практическим

конференциям.

Деятельность форсайт-центра начинается с интересных, разработанных в

рамках технологии нового направления в педагогике - игропедагогики -

«встреч

с

наукой»

для

младших

школьников.

Промежуточными

результатами

проекта

является

участие

в

олимпиадах,

конкурсах,

конференциях учащихся. Познавательная исследовательская деятельность

рассматривается

как

цель

взаимодействия

и

элемент

сопровождения

учебной

деятельности

детей.

Минимум

3

раза

в

год

проводятся

познавательные

сессии

с

демонстрацией

мини

детских

роликов

по

фундаментальным

объектам

мира

«Человек»,

«Вода»,

«Время»

и

др.

Вокруг этого тематического объекта определяются познавательные темы

роликов с позиции разных наук или искусства. Любой ребенок исходя из

близкого ему научного направления может рассмотреть данный объект.

Сопоставление роликов позволяет получить целостное представление о

данном понятии или объекте. Спецификой деятельности форсайт-центра

является

медико-психолого-педагогическое

сопровождение

детей,

поскольку

ни

в

одной

школе

сегодня

не

проводятся

комплексное

исследование

состояния

ребенка

и

его

влияния

на

освоение

им

образовательной

программы.

Действующая

авторская

концепция

начальной школы ориентирует участников образовательного процесса на 3

компонента:

Образовательно-рефлексивное

пространство

(формируются

аутентичные компетенции – рефлексия и пр. обернуть ребенка на себя и

пр.); Социально-практическое (жизненные компетенции); Образовательное

пространство

формального

предметного

образования

(предметные

и

метапредметные компетенции).

Литература

1.

Неустроев

Н.Д.,

Неустроева

А.Н.

Историография

развития

начального

образования

в

Якутии:

монография.-Москва:

МПГУ,

2006.-300с.

2.

Неустроев Н.Д., Неустроева Е.Н. Формирование профессиональной

компетентности

будущего

учителя

начальных

классов

в

педагогическом вузе.-М.: Русский журнал, 2010.-144с.

3.

Степанова

В.Е.

Философско-методологические

о снования

саморазвития личности: диссертация на соискание ученой степени

кандидата философских наук.-Якутск, 2003

References

1. Neustroev N. D., Neustroeva A.N. Historiography of the development of

primary education in Yakutia: monograph.-Moscow: MPGU, 2006.-300s.

2. Neustroev ND, Neustroeva E.N. Formation of professional competence of the

future primary school teacher in a pedagogical university.-M .: Russian Journal,

2010.-144s.

3.

Stepanova

V.E.

Philosophical-methodological

foundations

of

self-

development

of

personality:

dissertation

for

the

degree

of

candidate

of

philosophical sciences.-Yakutsk, 2003

© В.Н. Антонова, П.Е. Антонов, 2018

Заявка участника конференции

Автор 1

Автор 2

Ф а м и л и я ,

и м я ,

отчество

А н т о н о в а

В е н е р а

Николаевна

А н т о н о в

П е т р

Егорович

Ученое звание, ученая

степень

к.п.н., доцент

ученик

Место учебы, работы,

должность, курс

Д о ц е н т

к а ф е д р ы

социальной

педагогики ПИ СВФУ

Н ач а л ь н а я

ш ко л а -

лаборатория

«Сэргэлээх»

Контактный телефон

89141004532

Тема статьи

Деятельность

нача льной

ш кол ы -

лаборатории

«Сэргэлээх»

Направление, секции

Региональные аспекты

развития

образования

н

а Cеверо-Востоке

России



В раздел образования




Яндекс.Метрика