Автор: Зейнетдинова Гулира Фидаиловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 4
Населённый пункт: город Казань РТ
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по русскому языку
Раздел: начальное образование
Русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета « Русский язык» для начальной школы составлена в соответствии с
1. Требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования:
2.Законом Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» ( в последующими изменениями и дополнениями);Законом Республики Татарстан «Об
образовании» №68 от 22 июля 2013 года
3. Основной образовательной программой начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МБОУ «Гимназия №4».
4.Учебного плана образовательного учреждения МБОУ «Гимназия №4 с татарским языком обучения » на 2018/2019 учебный год
5. Авторских программ начального общего образования по русскому языку В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого в соответствии с ФГОС второго поколения и направлена на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Учебники:
1.Методическое пособие для учителя / О.Н. Крылова // «Поурочные разработки по русскому языку к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс» , М.: Экзамен,
2014
2.В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык, 2 класс: учеб. для четырёхлетней нач. шк. – М.: Просвещение, 2012г.;
3. В. П Канакина. Рабочая тетрадь №1, 2 к учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс.-
М.: Просвещение, 2018 г.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитано на 175 учебных часов (5 ч. в неделю: 4 ч – базисный учебный план,
1 ч - школьный компонент).
3.Целью данного курса является:
организация регулярного, интенсивного, систематического усвоения норм литературного языка и формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами
русского языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка.
Достижение указанной цели возможно через решение следующих задач:
Познавательные
освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка,
овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
Развивающие
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и
письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
Воспитательные
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления
совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
4.Планируемые результаты освоения программы по русскому языку.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
• понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
• осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как к родному;
• адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;
• осознания русского языка как основного средства общения народов России;
• осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
• восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;
• понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная
мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• осознавать слово как главное средство языка;
• осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
• различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
• производить звуко - буквенный анализ слов простой слоговой структуры;
• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
• различать родственные (однокоренные) слова;
• осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
• осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
• применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
• осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);
• каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов,
писать под диктовку тексты в 35–40 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
• устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
• излагать содержание исходных текстов в 40–55 слов, создавать тексты /сочинения/ в 4–8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять
последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его
концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки
зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный
глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении);
анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
определять ударный и безударные слоги в слове;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
использовать знание алфавита при работе со словарями;
определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки,
ёлка, маяк;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие,
шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•
осознавать слово как единство звучания и значения;
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
иметь представление о синонимах и антонимах;
распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и
что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и
употребление в речи;
находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение),
порядок слов, знаки конца предложения;
находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
устанавливать связи слов между словами в предложении;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
восстанавливать деформированные предложения;
составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными
членами;
находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
— применять изученные правила правописания:
раздельное написание слов в предложении;
написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
разделительный мягкий знак (ь);
знаки препинания конца предложения (. ? !);
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание частицы не с глаголами;
— применять орфографическое чтение при письме под диктовку и при списывании;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;
— писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;
разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно организовывать своё рабочее место;
• понимать цель выполняемых действий;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
• понимать важность планирования работы;
• осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
• выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;
• осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при
списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
• оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
• намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
• объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
• осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
• использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
• строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
• находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
• владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
• находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
• владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
• уметь слышать, точно реагировать на реплики;
• понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
• озаглавливать текст;
• задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить).
Для одаренных детей
• оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
• намечать действия при работе в паре, составлять план действий при написании творческой работы, создании проектов;
• объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников
• осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий,
• понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная
мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.).
5. Оценка учебных достижений
Оценка достижений является постоянно организованным наблюдением (отслеживанием, анализом и контролем) за учебно-воспитательным процессом, ходом, эффективностью
и результативностью реализации образовательной программы. Главное ее назначение, (цель) заключается в сопоставлении имеющегося состояния педагогического процесса
с ожидаемыми результатами и обеспечении всех участников УВП обратной связью, которая позволяет вносить коррективы, дополнения, уточнения и изменения в процесс обучения.
Ключевыми задачами диагностики достижений учащихся являются:
обученность учащихся по отдельным предметам;
сформированность общеучебных умений и навыков;
воспитанность обучающихся;
уровень развития интеллектуальной, эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной сфер личности обучающихся;
состояние здоровья учеников и здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения.
Оценочные показатели, используемые в диагностике достижений учащихся, периодически подвергаются уточнению, изменению.
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения и навыки учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. Этапы
диагностики:
-предварительный (входной) анализ уровня обученности по предмету ;
- текущая проверка в процессе усвоения каждой темы.
-рубежный контроль- целесообразен после изучения крупной темы, раздела.
- итоговая проверка и учет знаний, умений, приобретаемых на всех этапах дидактического процесса. На этом этапе учащиеся должны проявить умение реализовать межпредметные
связи, решать задачи практического характера, проводится в конце полугодия, учебного года.
Формы и методы контроля
Формы такой дигностики: зачёты, тестирование, пресс-конференции, игры, викторины, устный индивидуальный опрос, фронтальный опрос, групповой опрос, взаимоопрос,
письменный контроль, тестовый контроль, практический контроль, взаимоконтроль, самоконтроль.
Формы контроля(по деятельности)
1. Урочные - традиционные: контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные; практические работы; практические работы; самостоятельные задания; зачеты;
рефераты.
2.Внеурочные: конкурсные проекты, газеты
3.Урочные нетрадиционные: круглые столы; литературные гостиные; дидактические многофункциональные игры
Формы контроля (по функциям)
1.Констатирующий - отслеживание фактического усвоения материала
2.Формирующий - констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат.
3. Корректирующий - исправление недостатков.
Критерии и нормы оценок
Диктант.
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического
характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за
ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при
выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.
Словарный диктант Количество слов
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).
6.Курс обеспечен учебно-методическим комплектом:
Дополнительная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2010.
2. Базисная программа по русскому языку. Материалы ФГОС. — М., 2010.
3. Правила по русскому языку «Стрекоза-Пресс», 2009г.
4.Справочник для учителей, М.В. Вербицкая, «Дрофа», 2009г.
5. Русский язык. Правила и упражнения. О.В.Узорова «Астрель», 2009г.
6.Сборник диктантов и к/р. Г.Г.Городилова «Дрофа»,2010г.
7.Тематический тестовый контроль «Учитель», 2012г.
8.Тесты по русскому языку, М.Г. Ракитина, «БАО-Пресс»2012г.
9.Словарные слова 2 класс, О.В.Узорова, Е.Н.Нефёдова, «Астрель» 2010г.
10. С.И. Ожегов «Толковый словарь»;
11.Диски с презентациями к урокам.
Материально-техническое обеспечение
1. Персональный компьютер
2. Экран Lumien. Белый 180*180
3. Проектор мультимедийный Benq
4. Диски с презентациями к урокам.
Содержание учебного предмета.
Разделы программы:
1.
Наша речь
3
2.
Текст
4
3.
Предложение
11
4.
Слова, слова, слова
19
5.
Звуки и буквы
34
6.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
25
7.
Части речи
60
8.
Повторение изученного за год
19
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (175ч.)
Наша речь (3 ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи
(слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (4ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее
представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (11 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением
предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на
письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и
второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении.
Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из
предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора
слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…(19 ч)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и
антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли.
Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных
слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение,
смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных
гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном
орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (34 ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение
представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное
расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных
букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и
проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне
слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной
гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (25ч)
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук
й
,
и буква «и краткое». Двойные
согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким
знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение
шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и
проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с
парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных
в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (60 ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён
существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена
существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён
существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён
существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование
навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в
речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение
глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с
изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и
противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного
текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён
прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных.
Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён
прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и
переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте.
Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении
их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании
предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (19 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и
согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и
переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата,
лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина,
Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д.
Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2)
л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений
Развитие речи*. Обогащение словаря новыми словами, уточнение значения по словарю вроде бы известных детям слов. Подборы синонимов, антонимов в условиях заданного
контекста. Использование разных языковых средств выражения сравнительных отношений: описательные выражения (похож на..., подобен...), сравнительные обороты (нежный, как...,
неуклюжий, точно..., словно...).
Составление предложений на тему, со словарным словом, из набора отдельных слов. Развитие речевого слуха: мелодика слова и предложения (интонационный рисунок).
Воспроизведение (изложение) чужой речи небольших по объёму текстов повествовательного характера: дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под
диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ/изложение по вопросам, по готовому плану).
Составление небольших по объёму текстов на тему летних каникул, новогоднего праздника, в жанре природной зарисовки и т. п.
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку во 2А классе
на 2018-2019 уч. г.
№
Тема урока
Количество
часов
дата
.
план
факт
Наша речь –(3ч.)
1.
Наша речь. Язык и речь.
1 час
1 неделя
2.
Виды речевой деятельности человека
1 час
1 неделя
3.
Диалог и монолог.
1 час
1 неделя
Текст – (4ч)
4.
Текст. Признаки текста.
1 час
1 неделя
5.
Тема и главная мысль текста.
1 час
1 неделя
6.
Построение текста.
1 час
2 неделя
7.
Части текста.
1 час
2 неделя
Предложение - (11ч)
8.
Предложение. Предложение как единица речи.
1 час
2 неделя
9.
Диктант «На даче»
1 час
2 неделя
10.
Работа над ошибками. Предложения по цели высказывания.
1 час
2 неделя
11.
Знаки препинания в конце предложения. Контрольное списывание
1 час
3 неделя
12.
Члены предложения. Главные члены предложения (основа).
1 час
3 неделя
13.
Второстепенные члены предложения
1 час
3 неделя
14.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения
1 час
3 неделя
15.
Распространённые и нераспространённые предложения.
1 час
3 неделя
16.
Связь слов в предложении.
1 час
4 неделя
17.
Диктант «Пушок».
1 час
4 неделя
18.
Анализ работ. Работа над ошибками
1 час
4 неделя
Слова, слова, слова – (19)
19.
Слова, слова, слова. Слово и его значение.
1 час
4 неделя
20.
Лексическое значение слова.
1 час
4 неделя
21.
Лексическое значение слова.
Работать с толковым и орфографическим словарями.
1 час
5 неделя
22.
Однозначные и многозначные слова.
1 час
5 неделя
23.
Прямое
и
переносное
значение
многозначных
слов.
1 час
5 неделя
24.
Синонимы и антонимы. Что такое синоним?
1 час
5 неделя
25.
Что такое антонимы?
1 час
5 неделя
26.
Что такое антонимы?
Работа со словарями синонимов и антонимов.
1 час
6 неделя
27.
Однокоренные слова.
1 часа
6 неделя
28
Корень слова
6 неделя
29
Различие однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
1 час
6 неделя
30
Единообразное написание корня в однокоренных словах.
1 час
6 неделя
31
Слог. Ударение. Перенос слова.
1 час
7 неделя
Слог
как
минимальная
произносительная
единица.
32
Словесное и логическое ударение.
1 час
7 неделя
33
Как определить ударный слог?
1 час
7 неделя
34
Перенос
слов
по
слогам.
1 час
7 неделя
35
Перенос слов с одной строки на другую.
1 час
7 неделя
36
Контрольный Диктант « Осенний лес.»
1 час
8 неделя
37
Анализ работ. Работа над ошибками.
1 час
8 неделя
Звуки и буквы – (34)
38
Различие звуков и букв.
1 час
8 неделя
39
Русский алфавит, или Азбука. Значение
алфавита.
1 час
8 неделя
40
Как мы используем алфавит?
1 час
8 неделя
41
Какие слова пишутся с заглавной буквы?
1 час
9 неделя
42
Гласные звуки.
1 час
9 неделя
43
Определение гласных звуков.
1 час
9 неделя
44
Развитие речи. Работа с текстом. Изложение.
1 час
9 неделя
45
Работа над ошибками.
1 час
9 неделя
46
Безударный гласный звук в слове и его место в слове.
1 час
10 неделя
47
Написание слов с безударным гласным звуком в корне .
1 час
10 неделя
48
Слова с безударным гласным звуком в корне . Проверочное и проверяемое слова
.
1 час
10 неделя
49
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Подбор проверочных слов путём изменения
формы слова и подбора однокоренного слова.
1 час
10 неделя
50
Безударный
гласный звук в корне слов.
1 час
10 неделя
51
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Буква безударного гласного звука в двусложных
словах.
1 час
11 неделя
52
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
1 час
11 неделя
53
Проверяемые и непроверяемые орфограммы.
1 час
11 неделя
54
Слова с непроверяемыми орфограммами.
1 час
11 неделя
55
Слова с непроверяемыми орфограммами. Закрепление.
1 час
11 неделя
56
Развитие
речи.
Обучающее
сочинение.
1 час
12 неделя
57
Согласные
звуки .
1 ч.
12 неделя
58
Как определить согласные звуки.
1 час
12 неделя
59
Согласный звук [й'] и буква «и краткое»
1 час
12 неделя
60
Слова с удвоенными согласными.
1 час
12 неделя
61
Слова с удвоенными согласными. Правило переноса слов с удвоенными согласными.
1 час
13 неделя
62
Слова с удвоенными согласными.Закрепление.
1 час
13 неделя
63
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Наши проекты «И в шутку и в серьез».
1 час
13 неделя
64
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
1 час
13 неделя
65
Мягкий знак (ь)
1 час
13 неделя
66
Мягкий знак (ь).
Перенос слов с мягким знаком.
1 час
14 неделя
67
Правописание мягкого знака в конце слова.
1 час
14 неделя
68
Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными
1 час
14 неделя
69
Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.
1 час
14 неделя
70
Проектная работа
«Пишем письмо”.
1час
14неделя
71
Работа над ошибками.
1час
15неделя
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками – ( 25 ч)
72
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч
1 час
15 неделя
73
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.
Правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт.
15неделя
74
Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу.
1 час
15 неделя
75
Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. Закрепление темы.
1 час
15 неделя
76
Звонкие и глухие согласные звуки.
1 час
16 неделя
77
Контрольный диктант «В роще.»
1 час
16 неделя
78
Работа над ошибками
1 час
16 неделя
79
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.
1 час
16 неделя
80
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? Правописание слов с парным согласным звуком.
1 час.
16 неделя
81
Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков.
1 час
17 неделя
82
Проверка парных согласных в корне слова.
1 час
17неделя
83
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных..
1 час
17 неделя
84
Проверка парных согласных..Изложение повествовательного текста.
1 час
17 неделя
85
Работа над ошибками.
17неделя
86
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.
Подбор проверочных слов путём изменения
формы слова и подбора однокоренных слов.
1 час
18 неделя
87
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.
Примеры слов с изучаемой орфограммой.
1 час
18 неделя
88
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.
1 час
18 неделя
89
Проверка парных согласных..Изложение повествовательного текста. по вопросам плана.
1 час
18 неделя
90
Проверка знаний.
1 час
18 неделя
91
Правописание гласных и согласных в
корне
слова.
1 час
19 неделя
92
Правописание гласных и согласных в
корне
слова. Закрепление.
1 час
19 неделя
93
Разделительный мягкий знак (ь)
1 час
19 неделя
94
Разделительный мягкий знак. Правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь).
1 час
19 неделя
95
Правописание слов с разделительным мягким знаком. Контрольное списывание « Кораблик.».
1 час
19 неделя
96
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала.
1 час
20 неделя
Части речи (60ч)
97
Части речи
1 час
20 неделя
98
Что такое части речи.
1 ч.
20 неделя
99
Развитие
речи. Обучающее
изложение
1 час
20 неделя
100
Анализ работы. Работа над ошибками
1 час
20 неделя
101
Имя существительное
1 час
21 неделя
102
Имя существительное как часть речи.
1 час
21 неделя
103
Имя
существительное.
Закрепление.
1 час
21неделя
104
Одушевлённые
и
неодушевлённые имена существительные .
1 час
21 неделя
105
Собственные
и
нарицательные имена
существительные .Правописание собственных имен
существительных
1 час
21 неделя
106
Собственные
и
нарицательные имена
существительные. Заглавная буква в именах ,отчествах и фамилия
людей.
1 час
22 неделя
107
Собственные
и
нарицательные имена
существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в
названия книг, журналов и газет.
1 час
22 неделя
108
Собственные
и
нарицательные имена
существительные Заглавная буква в написании кличек животных.
1 час
22 неделя
109
Собственные
и
нарицательные имена
существительные. Заглавная буква в географических названиях
1 час
22 неделя
110
Обобщение знаний о написании слов заглавной буквы.
1 час
22 неделя
111
Проверочный диктант « Зяблик.»
1 час
23 неделя
112
Анализ работы. Работа над ошибками
1 час
23 неделя
113
Единственное и множественное число имен существительных.
1 час
23 неделя
114
Число имён существительных
1 час
23 неделя
115
Число имён существительных.Закрепление.
1 час
23неделя
116
Обобщение знаний об имени существительном.
Грамматические признаки имён существительных.
1 час
24 неделя
117
Обобщение знаний об имени существительном.
1 час
24 неделя
118
Глагол
1 час
24 неделя
119
Глагол
как
часть
речи
1 час
24 неделя
120
Что такое глагол?
Лексическое значение глагола.
1 час
24 неделя
121
Что такое глагол?
1 час
24 неделя
122
Число глагола.
1 час
25 неделя
123
Единственное и множественное числа глагола.
1 час
25 неделя
124
Единственное и множественное числа глагола. Закрепление.
1 час
25 неделя
125
Правописание частицы не с глаголом.
1 час
25 неделя
126
Проверочная работа по теме « Глагол»
1 час
26 неделя
127
Работа над ошибками
1 час
26 неделя
128
Обобщение знаний о глаголе
1 час
26 неделя
129
Текст-повествование и роль в нём глаголов
1 час
26 неделя
130
Контрольный диктант « Главный город.»
1 час
26 неделя
131
Анализ работы. Работа над ошибками
1 час
27 неделя
132
Имя прилагательное.
1 час
27 неделя
133
Что такое имя прилагательное?
Лексическое значение
1 час
27 неделя
134
Связь
имени
прилагательного с именем существительным
1 час
27 неделя
135
Связь имени прилагательного с именем существительным. Составление совосочетаний.
1 час
27 неделя
136
Прилагательные близкие и противоположные по смыслу.
1 час
28 неделя
137
Прилагательные близкие и противоположные по смыслу. Закрепление.
1 час
28 неделя
138
Единственное
и
множественное
число имён прилагательных
1 час
28 неделя
139
Единственное и множественное число имен прилагательных. Упражнение в определении числа имен
прилагательных.
1 час
28 неделя
140
Обобщение
знаний об
имени
прилагательном
1 час
28 неделя
141
Текст-описание и роль в нём имён прилагательных
Понятие о тексте-описании Роль имён прилагательных в тексте-описании
1 час
29 неделя
142
Развитие
речи. Составление
текста-описания на
основе
личных
наблюдений
(описание
домашнего
животного либо комнатного растения).
1 час
29 неделя
143
Развитие
речи. Составление
текста-описания
натюрморта
по репродукции
картины
Ф.
П.
Толстого
«Букет цветов, бабочка и птичка»
1 час
29 неделя
144
Местоимение
1 час
29 неделя
145
Местоимение
(личное)
как
часть
речи
1 час
29 неделя
146
Местоимение
(личное)
как
часть
речи.
Закрепление.
1 час
30 неделя
147
Развитие
речи.
Редактирование текста с повторяющимися именами существительными
1 час
30 неделя
148
Текст-рассуждение.
Структура текста-рассуждения.
1 час
30 неделя
149
Развитие
речи. Работа с текстом.
1 час
30 неделя
150
Предлог
Общее понятие предлоге.
1 час
30 неделя
151
Общее понятие предлоге.
Предлоги в устной и письменной речи.
1 час
31 неделя
152
Роль предлогов в речи.
1 час
31 неделя
153
Раздельное написание предлогов со словами.
1 час
31 неделя
154
Развитие
речи. Обучающее
сочинение
1 час
31 неделя
155
Развитие
речи.
Редактирование
текста;
восстановление
деформированного
повествовательного текста
1 час
31 неделя
156
Проект «В словари — за частями речи!».
1 час
32 неделя
Повторение и закрепление изученного материала (19 часов)
157
Повторение по теме «Текст».
1 час
32 неделя
158
Повторение по теме «Предложение».
1 час
32 неделя
159
Восстановление предложения
1 час
32 неделя
160
Повторение по теме «Слово и его значение».
1 час
32неделя
161
Повторение по теме «Синонимы и антонимы».
1 час
33 неделя
162
Повторение по теме «Однокоренные слова».
1 час
33 неделя
163
Повторение по теме «Слог. Ударение. Перенос слова».
1 час
33неделя
164
Повторение по теме «Алфавит».
1 час
33 неделя
165
Повторение по теме «Правописаниие слов с безударным гласным звуком».
1 час
33 неделя
166
Повторение по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».
1 час
34 неделя
167
Повторение по теме «Правописание парных согласных»
1 час
34 неделя
168
Повторение по теме «Мягкий знак».
1 час
34 неделя
169
Итоговый контрольный диктант «Гроза»
1 час
34 неделя
170
Анализ работ. Работа над ошибками
1 час
34 неделя
171
Повторение по теме «Имя существительное».
1 час
35 неделя
172
Повторение по теме «Глагол».
1 час
35 неделя
173
Повторение по теме «Число глагола».
1 час
35 неделя
174
Повторение по теме «Имя прилагательное».
1 час
35 неделя
175
Повторение по теме «Местоимение
1 час
35 неделя