Автор: Бажина Ирина Георгиевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 27 "Микки - Маус"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Занятие по песочно-игровой терапии для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Город на песке"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД
Занятие по песочно-игровой терапии для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«Город на песке»
Выполнила:
Бажина Ирина Георгиевна
педагог – психолог МБДОУ №27 «Микки – Маус»
Задачи:
Образовательные, коррекционные:
-
учить
устанавливать
контакт
друг
с
другом,
действовать
согласованно
(развитие
коммуникативных навыков);
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
-
формировать эстетическое отношение к окружающему миру, поощрять стремление детей
отражать
свои
впечатления
в
постройках
из
песка
(развитие
воображения
образного
мышления эмоциональной сферы);
Развивающие:
-
развитие пространственных представлений;
-
поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать о создаваемом предмете
(постройка из песка);
-
продолжать развивать речь как средство общения (активизация мышления, речи).
Воспитательные:
Воспитание умения правильно выражать свои чувства, правильно оценивать отношения к себе
других людей. Регулирование поведения.
Оборудование : песочница размером 100 х 140 х 8 см, кукла - марионетка.
Материал:
набор
миниатюрных
предметов
и
игрушек;
люди,
животные,
дома
транспортные
средства, объекты ландшафта, объекты среды обитания человека – мосты дорожные знаки, деревья
и кустарники.
Методы: Наглядно – слуховой, наглядно – зрительный, словесный, практический.
Приемы:
Игровой,
хоровые
и
индивидуальные
ответы
детей,
использование
ТСО,
создание
проблемных ситуаций.
Ход занятия:
1 этап – приветствие:
Психолог:
Ребята – давайте мы дружно возьмемся за руки и произнесем слова:
Все мы дружные ребята
Мы ребята – дошколята
никого не обижаем
В гости к нам всех приглашаем.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
Психолог подходит к двум стрелкам лежащим на полу и говорит:
-
Ребята, посмотрите на полу 2 стрелки красная и синяя – они символизируют добро и зло.
« Без хороших поступков, нет хороших людей, а плохие поступки совершает злодей. Но ведь
каждый из нас признайтесь сейчас – плохие поступки совершил, хоть раз?».
-
А вы ребята совершали плохие поступки?
- Ответы детей.
-
Как вы себя чувствовали, когда совершали плохие поступки?
-
Ответы детей.
-
Что бы вы хотели сделать потом?
-
Почему бы вы, хотели извиниться?
-
Дети высказывают свои переживания, чувства и ощущения.
-
Скажите, а с какими бы вы хотели дружить ребятами?
-
Ответы детей.
2 этап - игровая мотивация:
Звучит музыка (Р.Шуман «Первая утрата») в руках у психолога появляется кукла – марионетка в
золотом одеянии – Фея добра.
Психолог:
-
Дети, посмотрите, кто это к нам пришел? Давайте спросим, как ее зовут?
-
Кто ты, красивая незнакомка? Чем ты расстроена, почему у тебя такое печальное лицо?
Психолог (от лица Феи добра):
-
Дорогие друзья, я добрая Фея, когда – то я жила в чудесной стране, там были замки, башни,
красивые дома. Но, вдруг прилетел огнедышащий змей, разрушил он все, только камни
одни, остались от нашей красивой страны. Что делать? Помогите! Страну восстановите!
Психолог:
-
Ребята, давайте поможем Фее добра построить чудесный город. Произнесем «Крибле –
крабле – бумс» и переместимся на остров Сказки. В путь!
( Дети закрывают глаза, произносят заклинание).
Психолог:
- Откройте глаза, дети!
(От лица Феи добра)
Вы, ребята молодцы!
Вы теперь – Волшебники!
Выручить страну добра, помогите,
Доброй силой Волшебства!
3 этап – знакомство с правилами игр на песке:
Дети стоят вокруг песочницы, взявшись за руки - Фея рассказывает правила работы с песком.
Правило первое
Правила моей страны
Очень все они просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране –
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети опускают руки в песочницу и произносят заклинание.
Соблюдение правил игры отслеживается при помощи сказочного персонажа Феи - добра.
4 этап - коллективная работа:
Дети строят «Город на песке», рассказывают о том, что построили, делятся впечатлениями.
Создается
возможность
самовыражения,
преодоление
барьеров
в
общении.
Регулирование
поведения в коллективе. Снятие психического напряжения.
(Приложение 1)
Фея благодарит детей:
Вы ребята молодцы!
Вы страну мою спасли
Вы теперь мои друзья
Благодарна вам я!
5 этап – завершение занятия – ритуал выхода.
Звучит музыка Э.Грика «Утро».
Завершая работу в песочнице, дети разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки,
разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.
В ладошки наши посмотри –
Мудрее стали ведь они!
Спасибо милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
Дети прощаются с Феей добра.
Психолог:
- Ребята, какой поступок мы сегодня совершили?
- Ответы детей.
- Расскажите о своих ощущениях.
- Ответы детей.
- Давайте возьмемся за руки и вернемся снова в детский сад. Наш путь будет лежать через дорогу.
- Как вы думаете, переходя дорогу, что нужно сделать?
- Ответы детей. (Переходя дорогу, обязательно сначала посмотри налево, а дойдя до середины
дороги – направо).
- И вот об этом давайте споем песню: «Правила перехода дороги».
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо:
Налево гляди,
И направо гляди,
И – если летать не умеешь –Иди!
Литература
1.
С.И. Семенака. Уроки добра. (коррекционно – развивающая программа для детей 5 -7 лет)
2.
С.С. Бычкова. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников.
3.
Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.
4.
Журнал дошкольная педагогика.
5.
Е.А.Алябьева. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного
возраста.
Приложение 1