Автор: Бережная Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №176 "Маленькая страна"
Населённый пункт: РСО - Алания, г. Владикавказ
Наименование материала: косультация
Тема: "Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 176 « Маленькая страна
Консультация
«Использование метода
кинезиологии
в работе с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель: Бережная М.А.
г.Владикавказ,2018г.
Введение
Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье
детей – это величайший труд педагога». У современных педагогов есть
большой выбор программ, технологий, методик. Все они направлены на
всестороннее развитие ребенка: нравственное, умственное, эстетическое,
трудовое и физическое. Но традиционные методы психолого-педагогического
воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата,
так как не устраняют первопричину данных нарушений. В отличие же от
них, метод кинезиологии направлен на коррекцию механизма возникновения
психофизиологических отклонений в развитии. Применение
данного метода позволяет улучшить у ребенка речь, внимание, моторику,
снижает утомляемость, активизирует интеллектуальные и познавательные
способности.
Сегодняшние дошкольники – это будущее третьего тысячелетия, и им
необходимо научиться ориентироваться в огромном потоке информации,
усваивать колоссальные объемы знаний, подготовиться к успешному
обучению в школе. Это возможно только при правильном физическом,
умственном развитии и полноценном здоровье.
Миссией нашего ДОУ является интеллектуально-творческое
развитие дошкольников в условиях здоровьесберегающего пространства.
Поэтому приоритетными направлениями работы являются: интеллектуально-
творческое развитие и здоровьесбережение детей дошкольного возраста.
Обозначив проблему интеграции приоритетных направлений работы в
рамках реализации программы развития, мы попробовали по- новому
взглянуть на синтез развития умственных способностей и физического
здоровья через определенные двигательные (кинезиологические) упражнения.
Основная часть
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и
физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался
АСКЛЕПИАД, живший более 2000 лет назад.
Истоки кинезиологии:
• Древнекитайская философская система Конфуция.
• Древнеиндийская йога.
• Кинезиотерапия в Древней Греции (врач Греции Гиппократ)
Современные кинезиологические методики.
Направлены на активизацию различных отделов коры больших
полушарий, что позволяет развивать способности человека или
корректировать проблемы в различных областях психики.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Самый благоприятный период для развития
интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет,
когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно
в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление,
внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие
ребенка информационным, изучая математику, языки и т. д.
Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может
быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга
развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к
неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию,
проблемам в эмоциональной сфере.
Специальные кинезиологические упражнения:
позволяют активизировать межполушарные взаимодействия,
приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека,
обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом,
снижают утомляемость,
повышают способность к произвольному контролю,
улучшают мыслительную деятельность, память и внимание.
Занятия проводятся по специально разработанному комплексу, в
который включены:
Упражнения для развития мелкой моторики.
Растяжки.
Дыхательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения.
Телесные упражнения.
Упражнения на релаксацию.
Массаж (самомассаж).
Продолжительность занятий — 10—15 мин.
Периодичность — ежедневно.
Время занятий — утро, день.
Требования. Все упражнения воспитатель должен выполнять вместе
с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.
Цель занятия:
развитие межполушарного взаимодействия;
синхронизация работы полушарий;
устранение дезадаптации в процессе обучения;
развитие мелкой моторики;
развитие умственных способностей;
развитие памяти, внимания, речи;
формирование пространственных представлений;
развитие мышления;
устранение дислексии.
Упражнения для развития мышц руки и мелкой моторики. Известно, что
развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать
с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит
важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как
рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Ведь не зря В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на
кончиках его пальцев».
Пальчиковые упражнения с младшими дошкольниками необходимо
выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем
другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны
быть спокойными, доброжелательными и четкими.
Для развития тонкой моторики рук используется разнообразный
спортивный инвентарь: скакалки, гимнастические палки, малые мячи, кольца,
палочки, флажки, мешочки и др. Хорошие результаты по развитию тонкой
моторики рук показывают упражнения с малыми мячами и утяжеленными
мешочками. Можно использовать мячи, разные по размеру, материалу,
фактуре. Через мышечное чувство, зрительную и тактильную
чувствительность в процессе действий ребенок научится сравнивать мячи,
осуществлять свой конкретно-чувствительный опыт.
В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и
этапа работы над освоением движений можно варьировать характер
манипуляций с утяжеленным мешочком или другими
предметами (перекладывание, подбрасывание, ловля и др.)темп работы и
степень ее сложности, количество одновременно задействованных в работе
предметов, организация занятий.
Кинезиологические упражнения нужно выполнять вместе с детьми,
постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность, включая в
режим дня дошкольника [2]. Длительность игр с двухлетними малышами – 5
-10 минут, занятия с детьми 3 – 4 лет до 15 минут, с ребятами 5 – 7 лет – 30
минут в день. Указания ребенку должны быть спокойными,
доброжелательными и четкими. Заниматься необходимо регулярно и
систематически, учитывая индивидуальные особенности ребенка, темп его
развития, возможности, настроение.
Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые
игры, которые так любят дети. Эти упражнения способствуют развитию
мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Кроме
пальчиковых игр, в кинезиологические упражнения входят дыхательные и
глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию организма и
массаж.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное
мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают
самоконтроль и произвольность.
Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, при
этом снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные
зажимы. (человеку для закрепления мысли необходимо движение).
Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию
напряжения.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения,
улучшить восприятие, снять напряжение.
Педагоги и родители понимают, что мало вырастить ребенка, надо его еще
и правильно воспитать, чтобы не покалечить ранимую детскую психику. Но
большие нагрузки даже в дошкольном возрасте, могут привести к
хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение
невротизации детей.
Таким образом, кинезиологические упражнения помогают развивать тело,
повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу
полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и
внимание, облегчить процесс чтения и письма, развивать творческую
деятельность ребенка. Тем самым, через эти методики можно помочь
дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более
качественно подготовится к школе.
Рекомендации по применению:
Доброжелательная обстановка.
Систематичность.
Усложнение и наращивание темпа заданий.
Точность выполнения движений и приемов.
Использование разнотипных и однотипных движений рук.
Включение всех 5 пальцев каждой руки.
Использование движений на сжатие, растяжение и расслабление мышц.
Применение упражнений на занятиях и в свободное время.
Проведение кинезиологических упражнений перед интенсивной
умственной нагрузкой.
Продолжительность занятий от 5-10 до 20 – 35 минут в день, в
зависимости от возраста.
Упражнения можно проводить только в том случае, если идет стандартная
учебная работа. Творческую деятельность прерывать нецелесообразно.
Вывод: Таким образом, использование метода кинезиологии позволяет
более эффективно корректировать нежелательные формы поведения,
отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями,
которые ранее были им не доступны.