Напоминание

"Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста"


Автор: Бережная Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №176 "Маленькая страна"
Населённый пункт: РСО - Алания, г. Владикавказ
Наименование материала: косультация
Тема: "Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 176 « Маленькая страна

Консультация

«Использование метода

кинезиологии

в работе с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель: Бережная М.А.

г.Владикавказ,2018г.

Введение

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье

детей – это величайший труд педагога». У современных педагогов есть

большой выбор программ, технологий, методик. Все они направлены на

всестороннее развитие ребенка: нравственное, умственное, эстетическое,

трудовое и физическое. Но традиционные методы психолого-педагогического

воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата,

так как не устраняют первопричину данных нарушений. В отличие же от

них, метод кинезиологии направлен на коррекцию механизма возникновения

психофизиологических отклонений в развитии. Применение

данного метода позволяет улучшить у ребенка речь, внимание, моторику,

снижает утомляемость, активизирует интеллектуальные и познавательные

способности.

Сегодняшние дошкольники – это будущее третьего тысячелетия, и им

необходимо научиться ориентироваться в огромном потоке информации,

усваивать колоссальные объемы знаний, подготовиться к успешному

обучению в школе. Это возможно только при правильном физическом,

умственном развитии и полноценном здоровье.

Миссией нашего ДОУ является интеллектуально-творческое

развитие дошкольников в условиях здоровьесберегающего пространства.

Поэтому приоритетными направлениями работы являются: интеллектуально-

творческое развитие и здоровьесбережение детей дошкольного возраста.

Обозначив проблему интеграции приоритетных направлений работы в

рамках реализации программы развития, мы попробовали по- новому

взглянуть на синтез развития умственных способностей и физического

здоровья через определенные двигательные (кинезиологические) упражнения.

Основная часть

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и

физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался

АСКЛЕПИАД, живший более 2000 лет назад.

Истоки кинезиологии:

• Древнекитайская философская система Конфуция.

• Древнеиндийская йога.

• Кинезиотерапия в Древней Греции (врач Греции Гиппократ)

Современные кинезиологические методики.

Направлены на активизацию различных отделов коры больших

полушарий, что позволяет развивать способности человека или

корректировать проблемы в различных областях психики.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Самый благоприятный период для развития

интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет,

когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно

в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление,

внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие

ребенка информационным, изучая математику, языки и т. д.

Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может

быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга

развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к

неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию,

проблемам в эмоциональной сфере.

Специальные кинезиологические упражнения:

позволяют активизировать межполушарные взаимодействия,

приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека,

обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом,

снижают утомляемость,

повышают способность к произвольному контролю,

улучшают мыслительную деятельность, память и внимание.

Занятия проводятся по специально разработанному комплексу, в

который включены:

Упражнения для развития мелкой моторики.

Растяжки.

Дыхательные упражнения.

Глазодвигательные упражнения.

Телесные упражнения.

Упражнения на релаксацию.

Массаж (самомассаж).

Продолжительность занятий — 10—15 мин.

Периодичность — ежедневно.

Время занятий — утро, день.

Требования. Все упражнения воспитатель должен выполнять вместе

с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.

Цель занятия:

развитие межполушарного взаимодействия;

синхронизация работы полушарий;

устранение дезадаптации в процессе обучения;

развитие мелкой моторики;

развитие умственных способностей;

развитие памяти, внимания, речи;

формирование пространственных представлений;

развитие мышления;

устранение дислексии.

Упражнения для развития мышц руки и мелкой моторики. Известно, что

развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать

с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит

важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как

рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Ведь не зря В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на

кончиках его пальцев».

Пальчиковые упражнения с младшими дошкольниками необходимо

выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем

другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны

быть спокойными, доброжелательными и четкими.

Для развития тонкой моторики рук используется разнообразный

спортивный инвентарь: скакалки, гимнастические палки, малые мячи, кольца,

палочки, флажки, мешочки и др. Хорошие результаты по развитию тонкой

моторики рук показывают упражнения с малыми мячами и утяжеленными

мешочками. Можно использовать мячи, разные по размеру, материалу,

фактуре. Через мышечное чувство, зрительную и тактильную

чувствительность в процессе действий ребенок научится сравнивать мячи,

осуществлять свой конкретно-чувствительный опыт.

В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и

этапа работы над освоением движений можно варьировать характер

манипуляций с утяжеленным мешочком или другими

предметами (перекладывание, подбрасывание, ловля и др.)темп работы и

степень ее сложности, количество одновременно задействованных в работе

предметов, организация занятий.

Кинезиологические упражнения нужно выполнять вместе с детьми,

постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность, включая в

режим дня дошкольника [2]. Длительность игр с двухлетними малышами – 5

-10 минут, занятия с детьми 3 – 4 лет до 15 минут, с ребятами 5 – 7 лет – 30

минут в день. Указания ребенку должны быть спокойными,

доброжелательными и четкими. Заниматься необходимо регулярно и

систематически, учитывая индивидуальные особенности ребенка, темп его

развития, возможности, настроение.

Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые

игры, которые так любят дети. Эти упражнения способствуют развитию

мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Кроме

пальчиковых игр, в кинезиологические упражнения входят дыхательные и

глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию организма и

массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное

мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают

самоконтроль и произвольность.

Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, при

этом снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные

зажимы. (человеку для закрепления мысли необходимо движение).

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию

напряжения.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения,

улучшить восприятие, снять напряжение.

Педагоги и родители понимают, что мало вырастить ребенка, надо его еще

и правильно воспитать, чтобы не покалечить ранимую детскую психику. Но

большие нагрузки даже в дошкольном возрасте, могут привести к

хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение

невротизации детей.

Таким образом, кинезиологические упражнения помогают развивать тело,

повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу

полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и

внимание, облегчить процесс чтения и письма, развивать творческую

деятельность ребенка. Тем самым, через эти методики можно помочь

дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более

качественно подготовится к школе.

Рекомендации по применению:

Доброжелательная обстановка.

Систематичность.

Усложнение и наращивание темпа заданий.

Точность выполнения движений и приемов.

Использование разнотипных и однотипных движений рук.

Включение всех 5 пальцев каждой руки.

Использование движений на сжатие, растяжение и расслабление мышц.

Применение упражнений на занятиях и в свободное время.

Проведение кинезиологических упражнений перед интенсивной

умственной нагрузкой.

Продолжительность занятий от 5-10 до 20 – 35 минут в день, в

зависимости от возраста.

Упражнения можно проводить только в том случае, если идет стандартная

учебная работа. Творческую деятельность прерывать нецелесообразно.

Вывод: Таким образом, использование метода кинезиологии позволяет

более эффективно корректировать нежелательные формы поведения,

отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями,

которые ранее были им не доступны.



В раздел образования




Яндекс.Метрика