Напоминание

"Интеллектуальные игры как средство формирования элементарных математических представлений"


Автор: Тигишвили Альбина Артёмовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №176 "Маленькая страна"
Населённый пункт: РСО - Алания, г. Владикавказ
Наименование материала: косультация
Тема: "Интеллектуальные игры как средство формирования элементарных математических представлений"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 176 « Маленькая страна

Консультация

«Интеллектуальные игры

как средство формирования элементарных

математических представлений»

Воспитатель: Тигишвили А.А.

Г.Владикавказ,2018г.

Одной

из

актуальных

проблем

является

эффективное

развитие

интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Дошкольники

с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются

в новой обстановке, уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.

Необходимым

условием

для

развития

познавательной

активности

детей

является организация особой предметно-развивающей среды. В группе я

создала

центр

«Веселая

математика».

В

него

вошли

развивающие

игры,

которые помогали развитию познавательных способностей, формированию

интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами,

решению

конкретных

задач

индивидуальной

работы

с

детьми,

совершенствованию математических представлений. В центре был помещён

разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог

выбрать себе игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для

развития

логического

мышления,

головоломки

(на

палочках);

логические

задачи; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание

фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все

они интересны, занимательны и доступны детям. Освоение было возможно

на разном уровне. Усвоив правила и игровые действия в заданном в игре виде

дети

переходили

к

придумыванию

новых

вариантов

игр,

проявлению

творчества. Для того, чтобы дети охотно принимали участие в коллективных

играх я использовала счётные палочки, магнитную доску с наборами фигур,

альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.

Всю

работу

в

центре

«Веселая

математика»

организовывала

с

учётом

индивидуальных

особенностей

детей.

Предлагала

ребёнку

игру,

ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития,

проявления активности, вовлекала в игры малоактивных, пассивных детей,

заинтересовывала их и помогала освоить игру.

Созданные условия для игр поддерживали и развивали интерес к процессу

познания математики, поощряли самостоятельные поиски решений задач,

стимулировали творческую инициативу.

Игры

математического

содержания

рассматриваются

мной

как

одно

из

средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на

занятиях.

Игровой

материал

я

включала

в

ход

самого

занятия

или

использовала

в

конце

его,

когда

наблюдалось

снижение

умственной

активности детей. При закреплении представлений ребят о геометрических

фигурах, их преобразовании применяла головоломки. Загадки, задачи-шутки

были уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий

над

числами,

формирования

временных

представлений.

В

качестве

«умственной гимнастики» я использовала несложные занимательные задачи.

Назначение их в данном случае состояло в создании у ребят положительного

эмоционального

состояния,

интереса

к

предстоящей

деятельности

на

занятии, активности.

С целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении,

геометрических формах, временных отношениях в ходе занятия я применяла

занимательные

задачи,

загадки.

Развивать

мышление

детей

помогали

различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые

строились на словах и действиях играющих. Дети описывали предметы,

выделяя их характерные признаки; находили признаки сходства и различия,

отгадывали по описанию, группировали предметы по различным признакам и

свойствам.

Они

учились

правильной

форме

высказываний:

«я

считаю,

что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни

они используют редко.

В

процессе

игровой

и

свободной

деятельности,

на

интегрированных,

тематических,

играх-занятиях,

которые

включают

познавательные

задачи,

проблемные ситуации, загадки, игровые упражнения, развивающие у детей

умение понимать и пользоваться условными обозначениями, знаками, дети

усваивали временные и пространственные ориентировки.

В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми

персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из

обучаемых

превращаются

в

обучающих,

они

размышляют,

доказывают,

делают умозаключение.

Учитывая

специфику

возраста,

применяла

методы

и

приёмы,

которые

лучшим образом обеспечивали осмысление воспринимаемого материала. Это

наглядные методы (демонстрация), словесные (объяснение) и практические

методы (упражнение, игра).

Чтобы

поддерживать

интерес

к

элементарной

математике

мной

использовалась

работа

в

мини-группах

или

коллективно.

Дети

учились

помогать

друг

другу,

преодолевать

определённые

трудности,

радоваться

общему результату.

С помощью разнообразных дидактических средств (современные учебно-

игровые

пособия)

и

личностно-ориентированной

модели

воспитания,

основанной

на

чутком

и

бережном

отношении

к

ребёнку,

мне

удалось

обеспечить

постепенное

продвижение

вперёд

каждого

воспитанника.

Я

формировала у детей интерес к интеллектуальной деятельности, создавая

проблемные

ситуации,

используя

модели

и

схемы

с

закодированной

информацией, развивала мотивацию, стремление детей к действию, давала

им

возможность

попасть

в

ситуацию,

требующую

анализа,

сравнения,

обобщения, что способствовало познавательной активности детей.

Взаимодействие с детьми я строила на основе личностно-ориентированного

подхода.

Использовала

в

своей

практике

различные

приёмы

мотивации:

сюрпризный

момент,

соревнования,

проблемная

ситуация,

общение

с

игровым персонажем. Всегда обеспечивала для каждого ребёнка ситуацию

успешности. У малоактивных детей воспитывала чувство уверенности в себе

и своих возможностях.

Осуществляла свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями:

знакомила

с

занимательными

и

развивающими

играми,

проводила

консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, привлекала

родителей

к

пополнению

центра

«Веселая

математика»,

в

проведение

математических

развлечений.

Именно

они

оказывали

мне

помощь

при

решении возникающих проблем.



В раздел образования




Яндекс.Метрика