Автор: Тигишвили Альбина Артёмовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №176 "Маленькая страна"
Населённый пункт: РСО - Алания, г. Владикавказ
Наименование материала: косультация
Тема: "Интеллектуальные игры как средство формирования элементарных математических представлений"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 176 « Маленькая страна
Консультация
«Интеллектуальные игры
как средство формирования элементарных
математических представлений»
Воспитатель: Тигишвили А.А.
Г.Владикавказ,2018г.
Одной
из
актуальных
проблем
является
эффективное
развитие
интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Дошкольники
с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются
в новой обстановке, уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.
Необходимым
условием
для
развития
познавательной
активности
детей
является организация особой предметно-развивающей среды. В группе я
создала
центр
«Веселая
математика».
В
него
вошли
развивающие
игры,
которые помогали развитию познавательных способностей, формированию
интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами,
решению
конкретных
задач
индивидуальной
работы
с
детьми,
совершенствованию математических представлений. В центре был помещён
разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог
выбрать себе игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для
развития
логического
мышления,
головоломки
(на
палочках);
логические
задачи; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание
фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все
они интересны, занимательны и доступны детям. Освоение было возможно
на разном уровне. Усвоив правила и игровые действия в заданном в игре виде
дети
переходили
к
придумыванию
новых
вариантов
игр,
проявлению
творчества. Для того, чтобы дети охотно принимали участие в коллективных
играх я использовала счётные палочки, магнитную доску с наборами фигур,
альбомы для зарисовки придуманных ими задач, составленных фигур.
Всю
работу
в
центре
«Веселая
математика»
организовывала
с
учётом
индивидуальных
особенностей
детей.
Предлагала
ребёнку
игру,
ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития,
проявления активности, вовлекала в игры малоактивных, пассивных детей,
заинтересовывала их и помогала освоить игру.
Созданные условия для игр поддерживали и развивали интерес к процессу
познания математики, поощряли самостоятельные поиски решений задач,
стимулировали творческую инициативу.
Игры
математического
содержания
рассматриваются
мной
как
одно
из
средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на
занятиях.
Игровой
материал
я
включала
в
ход
самого
занятия
или
использовала
в
конце
его,
когда
наблюдалось
снижение
умственной
активности детей. При закреплении представлений ребят о геометрических
фигурах, их преобразовании применяла головоломки. Загадки, задачи-шутки
были уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий
над
числами,
формирования
временных
представлений.
В
качестве
«умственной гимнастики» я использовала несложные занимательные задачи.
Назначение их в данном случае состояло в создании у ребят положительного
эмоционального
состояния,
интереса
к
предстоящей
деятельности
на
занятии, активности.
С целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении,
геометрических формах, временных отношениях в ходе занятия я применяла
занимательные
задачи,
загадки.
Развивать
мышление
детей
помогали
различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые
строились на словах и действиях играющих. Дети описывали предметы,
выделяя их характерные признаки; находили признаки сходства и различия,
отгадывали по описанию, группировали предметы по различным признакам и
свойствам.
Они
учились
правильной
форме
высказываний:
«я
считаю,
что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни
они используют редко.
В
процессе
игровой
и
свободной
деятельности,
на
интегрированных,
тематических,
играх-занятиях,
которые
включают
познавательные
задачи,
проблемные ситуации, загадки, игровые упражнения, развивающие у детей
умение понимать и пользоваться условными обозначениями, знаками, дети
усваивали временные и пространственные ориентировки.
В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми
персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из
обучаемых
превращаются
в
обучающих,
они
размышляют,
доказывают,
делают умозаключение.
Учитывая
специфику
возраста,
применяла
методы
и
приёмы,
которые
лучшим образом обеспечивали осмысление воспринимаемого материала. Это
наглядные методы (демонстрация), словесные (объяснение) и практические
методы (упражнение, игра).
Чтобы
поддерживать
интерес
к
элементарной
математике
мной
использовалась
работа
в
мини-группах
или
коллективно.
Дети
учились
помогать
друг
другу,
преодолевать
определённые
трудности,
радоваться
общему результату.
С помощью разнообразных дидактических средств (современные учебно-
игровые
пособия)
и
личностно-ориентированной
модели
воспитания,
основанной
на
чутком
и
бережном
отношении
к
ребёнку,
мне
удалось
обеспечить
постепенное
продвижение
вперёд
каждого
воспитанника.
Я
формировала у детей интерес к интеллектуальной деятельности, создавая
проблемные
ситуации,
используя
модели
и
схемы
с
закодированной
информацией, развивала мотивацию, стремление детей к действию, давала
им
возможность
попасть
в
ситуацию,
требующую
анализа,
сравнения,
обобщения, что способствовало познавательной активности детей.
Взаимодействие с детьми я строила на основе личностно-ориентированного
подхода.
Использовала
в
своей
практике
различные
приёмы
мотивации:
сюрпризный
момент,
соревнования,
проблемная
ситуация,
общение
с
игровым персонажем. Всегда обеспечивала для каждого ребёнка ситуацию
успешности. У малоактивных детей воспитывала чувство уверенности в себе
и своих возможностях.
Осуществляла свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями:
знакомила
с
занимательными
и
развивающими
играми,
проводила
консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, привлекала
родителей
к
пополнению
центра
«Веселая
математика»,
в
проведение
математических
развлечений.
Именно
они
оказывали
мне
помощь
при
решении возникающих проблем.