Автор: Крыжановская Анна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Д⁄с № 84 о.в.
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Крыжановская Анна Петровна
воспитатель
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания
детей.
Как
же
воспитать
в
детях
бережное
отношение
к
природе?
Учитывая
возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и
эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают
ребенку войти, как говорил В.А.Сухомлинский «в жизнь другого живого существа
изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную, вводить малыша в
окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для
себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к
истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Летом территория детского сада, особенно красива, обилие ярких, душистых цветов
привлекает внимание не только людей, но и насекомых. Вот он удобный момент, где
можно рассказать и наглядно показать о жизни насекомых, об их пользе. При
правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает понимать,
что хорошо, а что плохо. Систематическое наблюдение в природе учат детей быть
внимательными.
Великий художник Леонардо да Винчи сказал: «В наставницы себе я взял Природу,
учительницу всех учителей!» Природа – первооснова красоты, гармонии и величия.
Ее уникальные произведения – озера, реки, лес, поля способны обогатить радостью,
озарить душу светлым и чистым чувством. А в результате, наблюдая природу,
сформирует у него высокую эстетическую и духовную культуру, умение беречь и
совершенствовать красоту родной земли.
Любое
наблюдение
–
это
познавательная
деятельность,
требующая
от
детей
внимания,
сосредоточенности,
умственной
активности,
поэтому
оно
непродолжительно.
Педагогическое
общение
воспитателя
с
детьми
принимает
познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, направляя
детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на
каждое
сообщение.
И
самое
главное
–
хвалит
за
правильный
ответ,
похвалой
стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые
познавательным
общением
воспитателя
с
детьми,
развивает
в
них
наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные
представления
о
морфофункциональных
особенностях
растений
и
их
связи
со
средой обитания.
Для
педагога
важно
научить
детей
видеть
ценить
тихую
прелесть
крохотного
полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слышать
чарующие звуки природы – пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды…
Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит
природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети
очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро
видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает
не
только
определенное
душевное
состояние,
восприятие
ее
красоты,
но
и
ее
понимание, ее познание.
Один из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира, является
сказка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка
с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. В своей
работе с детьми мы используем произведения доктора педагогических наук Н.А.
Рыжовой, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В
занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязи,
с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу и
многими другими.
Сказку,
рассказ
можно
обсудить,
обыграть,
по
их
мотивам
можно
поставить
кукольные
спектакли,
создавать
серии
иллюстраций.
Например,
ребята
с
удовольствием «превращаются» в сказочных персонажей и рассуждают от их имени.
Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне
детского
сада,
выращивание
растений,
забота
о
животных
могут
принимать
различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как
взрослых, так и детей.
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает и
становиться возможным их дежурство в уголке природы, при этом воспитатель
помогает им. Труд детей становится осмысленным, экологически целесообразным.
Созданная
экологическая
тропинка
выполняет
познавательную,
развивающую,
эстетическую
и
оздоровительную
функцию.
Она
позволяет
более
продуктивно
использовать
обычные
прогулки
с
детьми
для
экологических
занятий
и
одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Не обязательно сразу
посещать все точки тропинки. Все зависит от возраста детей и целей. Одни и те же
объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. На тропинке
проводятся разные наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.
В
целом
в
экологическом
обучении
наиболее
эффективным
является
интегрированный
подход,
предполагающий
взаимосвязь
исследовательской
деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры,
театральной деятельности, литературы, моделирования, т.е. эколизацию различных
видов деятельности ребенка.
Список литературы:
1. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому
воспитанию дошкольников [Текст]/ Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994.
- №7.
2. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст]/ М. М. Марковская: Кн.
для воспитателя дет, сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144с.
3. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа [Текст] /
Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 329с.