Напоминание

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»


Автор: Крыжановская Анна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Д⁄с № 84 о.в.
Населённый пункт: г. Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Крыжановская Анна Петровна

воспитатель

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания

детей.

Как

же

воспитать

в

детях

бережное

отношение

к

природе?

Учитывая

возрастные особенности дошкольников, к которым относится впечатлительность и

эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают

ребенку войти, как говорил В.А.Сухомлинский «в жизнь другого живого существа

изнутри», почувствовать чужую боль, как свою собственную, вводить малыша в

окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для

себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к

истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Летом территория детского сада, особенно красива, обилие ярких, душистых цветов

привлекает внимание не только людей, но и насекомых. Вот он удобный момент, где

можно рассказать и наглядно показать о жизни насекомых, об их пользе. При

правильном руководстве наблюдением окружающего, ребенок начинает понимать,

что хорошо, а что плохо. Систематическое наблюдение в природе учат детей быть

внимательными.

Великий художник Леонардо да Винчи сказал: «В наставницы себе я взял Природу,

учительницу всех учителей!» Природа – первооснова красоты, гармонии и величия.

Ее уникальные произведения – озера, реки, лес, поля способны обогатить радостью,

озарить душу светлым и чистым чувством. А в результате, наблюдая природу,

сформирует у него высокую эстетическую и духовную культуру, умение беречь и

совершенствовать красоту родной земли.

Любое

наблюдение

это

познавательная

деятельность,

требующая

от

детей

внимания,

сосредоточенности,

умственной

активности,

поэтому

оно

непродолжительно.

Педагогическое

общение

воспитателя

с

детьми

принимает

познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, направляя

детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на

каждое

сообщение.

И

самое

главное

хвалит

за

правильный

ответ,

похвалой

стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые

познавательным

общением

воспитателя

с

детьми,

развивает

в

них

наблюдательность, стойкий интерес к природе, формирует отчетливые конкретные

представления

о

морфофункциональных

особенностях

растений

и

их

связи

со

средой обитания.

Для

педагога

важно

научить

детей

видеть

ценить

тихую

прелесть

крохотного

полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной тропинке, слышать

чарующие звуки природы – пение птиц, шелест листьев и трав, журчание воды…

Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам искренне любит

природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. Дети

очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро

видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает

не

только

определенное

душевное

состояние,

восприятие

ее

красоты,

но

и

ее

понимание, ее познание.

Один из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира, является

сказка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка

с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. В своей

работе с детьми мы используем произведения доктора педагогических наук Н.А.

Рыжовой, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В

занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязи,

с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу и

многими другими.

Сказку,

рассказ

можно

обсудить,

обыграть,

по

их

мотивам

можно

поставить

кукольные

спектакли,

создавать

серии

иллюстраций.

Например,

ребята

с

удовольствием «превращаются» в сказочных персонажей и рассуждают от их имени.

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне

детского

сада,

выращивание

растений,

забота

о

животных

могут

принимать

различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как

взрослых, так и детей.

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает и

становиться возможным их дежурство в уголке природы, при этом воспитатель

помогает им. Труд детей становится осмысленным, экологически целесообразным.

Созданная

экологическая

тропинка

выполняет

познавательную,

развивающую,

эстетическую

и

оздоровительную

функцию.

Она

позволяет

более

продуктивно

использовать

обычные

прогулки

с

детьми

для

экологических

занятий

и

одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Не обязательно сразу

посещать все точки тропинки. Все зависит от возраста детей и целей. Одни и те же

объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. На тропинке

проводятся разные наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.

В

целом

в

экологическом

обучении

наиболее

эффективным

является

интегрированный

подход,

предполагающий

взаимосвязь

исследовательской

деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры,

театральной деятельности, литературы, моделирования, т.е. эколизацию различных

видов деятельности ребенка.

Список литературы:

1. Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по экологическому

воспитанию дошкольников [Текст]/ Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1994.

- №7.

2. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст]/ М. М. Марковская: Кн.

для воспитателя дет, сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 144с.

3. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа [Текст] /

Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 329с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика