Напоминание

"Специфика работы учителя–логопеда по формированию связной речи с использованием мнемотаблиц у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"


Автор: Шелковникова Татьяна Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №13 комбинированного вида
Населённый пункт: Киселевский городской округ
Наименование материала: Учебно–методический материал
Тема: "Специфика работы учителя–логопеда по формированию связной речи с использованием мнемотаблиц у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный

институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Факультет

повышения квалификации Кафедра психологического и социально-педагогического

сопровождения общего и специального (коррекционного) образования КРИПК и ПРО

Итоговая работа

Специфика работы по формированию связной речи с использованием

мнемотаблиц

у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Срок обучения с «18» Сентября2015г. по «20» Ноября2015г.

Исполнитель:Шелковникова

Татьяна Владимировна,

учитель –логопед «МБДОУ

д/с № 51 компенсирующего вида»

(т.89515970905)

Консультант: Загляда Людмила

Ивановна,Старший преподаватель

кафедры психологического и

социально-педагогоческого

сопровождения общего и

специального коррекционного

образования КРИПК и ПРО

Кемерово 2015

2

Содержание

1. Введение

2. Цели и задачи развития связной речи детей старшего дошкольного

возраста ОНР с использованием мнемотехники.

3. Специфика работы логопеда над стихотворением, пересказом, обучением

рассказыванию.

3

4. Результаты использования мнемотаблиц в познавательно - речевом

развитии старших дошкольников с ОНР.

5. Приложение.

4

5

6

Введение

7

В

последние

годы

отмечается

увеличение

количества

детей,

имеющих

нарушение речи. В связи с этим актуальность использования инновационных

методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной

речи

принимает

глобальный

характер.

У

детей

с

онр

отмечается

грамматически не правильное построение фраз, фонетико – фонематическое

несовершенство.

Наряду

с

несформированностью

всех

компонентов

языковой системы, большинство таких детей имеют нарушение внимания и

8

словеснологического мышления, и это, в свою очередь, ведет к трудностям

овладения связной речи, что выражается в разной степени – от полного

отсутствия развернутого высказывания до речи с рядом недочетов, ошибок,

неточностей. У детей логопедической группы в

речевом

высказывании

происходит

сбой.

Поэтому

в

их

высказываниях

отсутствует

четкость,

последовательность, точность. Предложения грамматически не оформлены,

в

то

время

как

связанная

речь

это

именно

смысловое

развернутое

9

высказывание

или

цепь

логических

сочетающихся,

грамматически

правильных

предложений.

По

мнению

Т.А.

Ткаченко,

многолетний

опыт

наблюдение и обучение детей с различными нарушениями речи показывает,

что на начальном пусковом этапе обучения такие традиционно приятные в

логопедической работе виды упражнений, как пересказ объемного текста

без наглядной опоры, описание объектов и предметов, придумывание конца

к рассказу педагога, составление рассказа по опорным словам, оказываются

10

недоступными большинству воспитанников. Поэтому мы избрали несколько

другой путь, чем тот, который предлагают многие специалисты – логопеды.

Речь идет о поиске вспомогательных средств, облегчающих и направляющих

процесс

становления

у

ребенка

развернутого

смыслового

высказывания.

Одним из таких средств является наглядность, при которой или по поводу

которой

происходит

речевой

акт.

Данный

прием

,

а

именно

прием

мнемотехники

не

только

развивает

мышление,

но

и

способствует

11

качественным изменениям в памяти – переходу непроизвольных процессов в

произвольные. Этот прием позволяет продуктивно развивать связанную речь

дошкольников,

вводить

активный

словарный

запас

обобщающие

слова,

развивать интерес, воспитывать любознательность. Учитывая тот факт, что

полнота, точность и ловкость воспроизведения во многом зависит от особой

( м н е м и ч е с к о й ) д е я т е л ь н о с т и ,

с п е ц и а л ь н о

н а п р а в л е н н о й

н а

з а п о м и н а н и е с л о в е с н о г о

м а т е р и а л а ,

м ы

и с п о л ь з у е м

п р и е м

12

мнемотехники(

модели,

схемы,

пиктограммы

),

который

способствует

формированию

связной

речи,

позволяет

развивать

более

сложную

монологическую речь дошкольников. Мнемотехника – это система методов и

приемов,

обеспечивающих

эффективное

запоминание,

сохранение

и

воспроизведение

информации.

Использование

мнемотехники

для

дошкольников в настоящие время становится все более актуальным. Цель

обучения с ее использованием – не только развитие речи, но и памяти

13

( слуховой, зрительной, двигательной, тактильной ), мышления, внимания,

воображения.

Следовательно

мы

можем

говорить

об

актуальности

использования приема мнемотехники в работе с детьми с нарушением речи:

Во-первых,

ребенок-дошкольник

пластичен

и

легко

обучаем,

но

для

большинства детей с нарушением речи характерны бысто утомляемость и

потеря интереса к занятию.

14

Использование

наглядного

моделирования

вызывает

интерес

и

помогает

решить эту проблему

Во-вторых , использование символической аналогии облегчает и ускоряет

процесс запоминания и усвоение материала.

В-третьих, применяя графическую аналогию мы учим детей видеть главное,

систематизировать полученные знания.

15

16

2. Цели и задачи развития связной речи детей старшего

дошкольного возраста ОНР с использованием мнемотехники.

Мнемотехника

17

Система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание,

сохранение и воспроизведение информации и конечно же развитие речи.

18

На сегодняшний день образная, богатая синонимами ,дополнениями речь у

детей дошкольного возраста явление редкое .А для детей с ОНР- это

проблема № 1.

Учитывая то ,что в данное время дети перенасыщены информацией , перед

нами стояла задача сделать процесс обучения рассказыванию интересным ,

занимательным и развивающим.

19

Взяв за основу мнение великих педагогов о том, что наглядный материал

помогает по обучению детей связной речи. Мы изготовили мнемотаблицы ,

которые служат дидактическим материалом по развитию связной речи и

используются:

- для обогащения словарного запаса;

-при обучении составлению рассказов;

20

-при пересказах произведений художественной литературы;

-при отгадывании и загадывании загадок;

-при заучивании стихов.

-при заучивании песен.

21

Цель обучения мнемотехнике- развитие психических процессов- памяти,

мышления, воображения, внимания -ведь именно они тесно связаны с

полноценным развитием речи.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает

время обучения и одновременно решает следующие задачи:

1 Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.

22

2 Формирование навыков перекодирования информации, то есть

преобразование абстрактных символов в образы.

3 Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом

воспроизведении.

4 Развитие творческих способностей, фантазии.

23

5 Совершенствование лексико- граматических средств языка, звуковой

стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности

.

24

25

26

3. Специфика работы логопеда над стихотворением, пересказом,

обучением рассказыванию.

Работа логопеда по формированию связной речи у дошкольников с

использованием мнемотаблиц проводится по определенной схеме или

этапом работы:

Этапы работы над стихотворением:

27

1. Выразительное чтение стихотворения

2. Сообщение о том, что дети будут учить его наизусть. Повторное чтение

педагогом стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, цель которых - помочь детям

уяснить основную мысль.

4. Выявление и объяснение значения непонятных детям слов (в доступной

28

для детей форме ).

5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения ( дети повторяют с опорой

на мнемотаблицу ).

6. Рассказывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Этапы работы над пересказом рассказа:

29

1. Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.

2. Ответы на вопросы по содержанию ( языковой разбор текста ).

3. Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.

4. Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.

5. Коллективный пересказ.

30

6. Самостоятельный пересказ текста.

7. Анализ самостоятельный пересказов детей.

Этапы работы по обучению рассказыванию:

1. Логопед читает детям начало рассказа.

31

2. В вопросно - ответной форме проводится разбор содержания рассказа.

3. Совместно с детьми логопед составляет мнемосхему рассказа, а

последнюю ячейку мнемосхемы оставляет в виде вопроса (?).

4. Текст читается еще раз с опорой на мнемотаблицу.

5. Анализ детских рассказов.

32

33

34

35

4. Результаты использования мнемотаблиц в познавательно-

речевом развитии дошкольников с общим недоразвитием речи

С помощью мнемотаблиц удается достичь следующих результатов:

36

1. У детей увеличивается круг знаний об окружающим мире.

2. Появляется желание пересказывать тексты,придумывать интересные

истории.

3. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек.

4. Словарный запас выходит на более высокий уровень.

37

5. Дети преодолевают робость и застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.

Использование мнемотаблиц в коррекционно-развивающем процессе

помогает организовать занятие интереснее и разнообразнее.

Глядя на схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую

информацию. Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом и

38

помогают детям выстраивать последовательность запоминаемого текста.

Данный прием способствует созданию условий для речевого

высказывания,обогащению словарного запаса, развитию связной речи.

Таким образом, использование приема мнемотехники в работе с детьми с

общим недоразвитием речи дает хорошие результаты. Применение

мнемотаблиц позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать

39

зрительную информацию, запоминать стихотворения,сказки ,рассказы и

песни.

Наблюдения за детьми показали: введение схем и таблиц облегчает процесс

овладения детьми содержанием, структурой описательных и

повествовательных текстов , их связностью. Анализ рассказов выявил

улучшение почти всех показателей: большинство детей к концу обучения

40

самостоятельно, без наводящих вопросов описывали игрушки, животных,

овощи, фрукты, пересказывали тексты.

Именно поэтому, мы считаем что прием мнемотехники может испешно

применяться в логопедической практике по формированию у детей с

нарушением речи ключевых компетенций.

41

42

Список литературы

43

Большова Т.В. Развитие мышления дошкольников с помощью

мнемотехники.СПб.,2005

Волковская Т.Н,Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с

общим недоразвитием речи. М.2004

Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования

связной речи.// Дошкольное воспитание №6.2011

44

Ткаченко Т.А Использование схем в составлении описательных рассказов//

Дошкольное воспитание№10. 2013

Широких Т.Д Учим стихи- развиваем память // Ребенок в детском саду №2.

2010

45

46

47

Приложение

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63



В раздел образования




Яндекс.Метрика