Автор: Шелковникова Татьяна Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №13 комбинированного вида
Населённый пункт: Киселевский городской округ
Наименование материала: Учебно–методический материал
Тема: "Специфика работы учителя–логопеда по формированию связной речи с использованием мнемотаблиц у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
Раздел: дошкольное образование
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный
институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Факультет
повышения квалификации Кафедра психологического и социально-педагогического
сопровождения общего и специального (коррекционного) образования КРИПК и ПРО
Итоговая работа
Специфика работы по формированию связной речи с использованием
мнемотаблиц
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Срок обучения с «18» Сентября2015г. по «20» Ноября2015г.
Исполнитель:Шелковникова
Татьяна Владимировна,
учитель –логопед «МБДОУ
д/с № 51 компенсирующего вида»
(т.89515970905)
Консультант: Загляда Людмила
Ивановна,Старший преподаватель
кафедры психологического и
социально-педагогоческого
сопровождения общего и
специального коррекционного
образования КРИПК и ПРО
Кемерово 2015
2
Содержание
1. Введение
2. Цели и задачи развития связной речи детей старшего дошкольного
возраста ОНР с использованием мнемотехники.
3. Специфика работы логопеда над стихотворением, пересказом, обучением
рассказыванию.
3
4. Результаты использования мнемотаблиц в познавательно - речевом
развитии старших дошкольников с ОНР.
5. Приложение.
4
5
6
Введение
7
В
последние
годы
отмечается
увеличение
количества
детей,
имеющих
нарушение речи. В связи с этим актуальность использования инновационных
методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной
речи
принимает
глобальный
характер.
У
детей
с
онр
отмечается
грамматически не правильное построение фраз, фонетико – фонематическое
несовершенство.
Наряду
с
несформированностью
всех
компонентов
языковой системы, большинство таких детей имеют нарушение внимания и
8
словеснологического мышления, и это, в свою очередь, ведет к трудностям
овладения связной речи, что выражается в разной степени – от полного
отсутствия развернутого высказывания до речи с рядом недочетов, ошибок,
неточностей. У детей логопедической группы в
речевом
высказывании
происходит
сбой.
Поэтому
в
их
высказываниях
отсутствует
четкость,
последовательность, точность. Предложения грамматически не оформлены,
в
то
время
как
связанная
речь
–
это
именно
смысловое
развернутое
9
высказывание
или
цепь
логических
сочетающихся,
грамматически
правильных
предложений.
По
мнению
Т.А.
Ткаченко,
многолетний
опыт
наблюдение и обучение детей с различными нарушениями речи показывает,
что на начальном пусковом этапе обучения такие традиционно приятные в
логопедической работе виды упражнений, как пересказ объемного текста
без наглядной опоры, описание объектов и предметов, придумывание конца
к рассказу педагога, составление рассказа по опорным словам, оказываются
10
недоступными большинству воспитанников. Поэтому мы избрали несколько
другой путь, чем тот, который предлагают многие специалисты – логопеды.
Речь идет о поиске вспомогательных средств, облегчающих и направляющих
процесс
становления
у
ребенка
развернутого
смыслового
высказывания.
Одним из таких средств является наглядность, при которой или по поводу
которой
происходит
речевой
акт.
Данный
прием
,
а
именно
прием
мнемотехники
не
только
развивает
мышление,
но
и
способствует
11
качественным изменениям в памяти – переходу непроизвольных процессов в
произвольные. Этот прием позволяет продуктивно развивать связанную речь
дошкольников,
вводить
активный
словарный
запас
обобщающие
слова,
развивать интерес, воспитывать любознательность. Учитывая тот факт, что
полнота, точность и ловкость воспроизведения во многом зависит от особой
( м н е м и ч е с к о й ) д е я т е л ь н о с т и ,
с п е ц и а л ь н о
н а п р а в л е н н о й
н а
з а п о м и н а н и е с л о в е с н о г о
м а т е р и а л а ,
м ы
и с п о л ь з у е м
п р и е м
12
мнемотехники(
модели,
схемы,
пиктограммы
),
который
способствует
формированию
связной
речи,
позволяет
развивать
более
сложную
монологическую речь дошкольников. Мнемотехника – это система методов и
приемов,
обеспечивающих
эффективное
запоминание,
сохранение
и
воспроизведение
информации.
Использование
мнемотехники
для
дошкольников в настоящие время становится все более актуальным. Цель
обучения с ее использованием – не только развитие речи, но и памяти
13
( слуховой, зрительной, двигательной, тактильной ), мышления, внимания,
воображения.
Следовательно
мы
можем
говорить
об
актуальности
использования приема мнемотехники в работе с детьми с нарушением речи:
Во-первых,
ребенок-дошкольник
пластичен
и
легко
обучаем,
но
для
большинства детей с нарушением речи характерны бысто утомляемость и
потеря интереса к занятию.
14
Использование
наглядного
моделирования
вызывает
интерес
и
помогает
решить эту проблему
Во-вторых , использование символической аналогии облегчает и ускоряет
процесс запоминания и усвоение материала.
В-третьих, применяя графическую аналогию мы учим детей видеть главное,
систематизировать полученные знания.
15
16
2. Цели и задачи развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста ОНР с использованием мнемотехники.
Мнемотехника
17
Система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание,
сохранение и воспроизведение информации и конечно же развитие речи.
18
На сегодняшний день образная, богатая синонимами ,дополнениями речь у
детей дошкольного возраста явление редкое .А для детей с ОНР- это
проблема № 1.
Учитывая то ,что в данное время дети перенасыщены информацией , перед
нами стояла задача сделать процесс обучения рассказыванию интересным ,
занимательным и развивающим.
19
Взяв за основу мнение великих педагогов о том, что наглядный материал
помогает по обучению детей связной речи. Мы изготовили мнемотаблицы ,
которые служат дидактическим материалом по развитию связной речи и
используются:
- для обогащения словарного запаса;
-при обучении составлению рассказов;
20
-при пересказах произведений художественной литературы;
-при отгадывании и загадывании загадок;
-при заучивании стихов.
-при заучивании песен.
21
Цель обучения мнемотехнике- развитие психических процессов- памяти,
мышления, воображения, внимания -ведь именно они тесно связаны с
полноценным развитием речи.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает
время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1 Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.
22
2 Формирование навыков перекодирования информации, то есть
преобразование абстрактных символов в образы.
3 Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
4 Развитие творческих способностей, фантазии.
23
5 Совершенствование лексико- граматических средств языка, звуковой
стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности
.
24
25
26
3. Специфика работы логопеда над стихотворением, пересказом,
обучением рассказыванию.
Работа логопеда по формированию связной речи у дошкольников с
использованием мнемотаблиц проводится по определенной схеме или
этапом работы:
Этапы работы над стихотворением:
27
1. Выразительное чтение стихотворения
2. Сообщение о том, что дети будут учить его наизусть. Повторное чтение
педагогом стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения, цель которых - помочь детям
уяснить основную мысль.
4. Выявление и объяснение значения непонятных детям слов (в доступной
28
для детей форме ).
5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения ( дети повторяют с опорой
на мнемотаблицу ).
6. Рассказывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Этапы работы над пересказом рассказа:
29
1. Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок.
2. Ответы на вопросы по содержанию ( языковой разбор текста ).
3. Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.
4. Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.
5. Коллективный пересказ.
30
6. Самостоятельный пересказ текста.
7. Анализ самостоятельный пересказов детей.
Этапы работы по обучению рассказыванию:
1. Логопед читает детям начало рассказа.
31
2. В вопросно - ответной форме проводится разбор содержания рассказа.
3. Совместно с детьми логопед составляет мнемосхему рассказа, а
последнюю ячейку мнемосхемы оставляет в виде вопроса (?).
4. Текст читается еще раз с опорой на мнемотаблицу.
5. Анализ детских рассказов.
32
33
34
35
4. Результаты использования мнемотаблиц в познавательно-
речевом развитии дошкольников с общим недоразвитием речи
С помощью мнемотаблиц удается достичь следующих результатов:
36
1. У детей увеличивается круг знаний об окружающим мире.
2. Появляется желание пересказывать тексты,придумывать интересные
истории.
3. Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек.
4. Словарный запас выходит на более высокий уровень.
37
5. Дети преодолевают робость и застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Использование мнемотаблиц в коррекционно-развивающем процессе
помогает организовать занятие интереснее и разнообразнее.
Глядя на схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую
информацию. Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом и
38
помогают детям выстраивать последовательность запоминаемого текста.
Данный прием способствует созданию условий для речевого
высказывания,обогащению словарного запаса, развитию связной речи.
Таким образом, использование приема мнемотехники в работе с детьми с
общим недоразвитием речи дает хорошие результаты. Применение
мнемотаблиц позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать
39
зрительную информацию, запоминать стихотворения,сказки ,рассказы и
песни.
Наблюдения за детьми показали: введение схем и таблиц облегчает процесс
овладения детьми содержанием, структурой описательных и
повествовательных текстов , их связностью. Анализ рассказов выявил
улучшение почти всех показателей: большинство детей к концу обучения
40
самостоятельно, без наводящих вопросов описывали игрушки, животных,
овощи, фрукты, пересказывали тексты.
Именно поэтому, мы считаем что прием мнемотехники может испешно
применяться в логопедической практике по формированию у детей с
нарушением речи ключевых компетенций.
41
42
Список литературы
43
Большова Т.В. Развитие мышления дошкольников с помощью
мнемотехники.СПб.,2005
Волковская Т.Н,Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с
общим недоразвитием речи. М.2004
Соломенникова Л. Об использовании наглядности для формирования
связной речи.// Дошкольное воспитание №6.2011
44
Ткаченко Т.А Использование схем в составлении описательных рассказов//
Дошкольное воспитание№10. 2013
Широких Т.Д Учим стихи- развиваем память // Ребенок в детском саду №2.
2010
45
46
47
Приложение
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63