Напоминание

Игра как развивающая форма ролевого поведения ребёнка


Автор: Маслова Анна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад " 193"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Игра как развивающая форма ролевого поведения ребёнка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра как развивающая форма ролевого поведения ребёнка

Автор: Маслова Анна Васильевна

Организация: МДОУ «Детский сад № 193»

Населённый пункт: город Ярославль

Ведущей

деятельностью

дошкольников

является

сюжетно

-

ролевая

игра. Во время этой игры ребёнок берет на себя роль взрослых людей и в

специально-созданной самим ребёнком ситуации воссоздаёт деятельность

взрослых и их отношения между собой.

Игра имеет большое значение в развитии ребёнка. Исследователями

было отмечено, что именно игра способствует наиболее эффективному

развитию

главных

новообразований

детей-дошкольников:

воображение,

самосознание, образное мышление и другое. Сюжетно-ролевая игра учит

общению,

способствует

развитию

умения

фантазировать

и

сочинять,

способствует развитию умения прогнозировать ответно-ролевое поведение.

Игра

уч ит ребёнка

уметь

ориентироваться

в

смыслах

и

мотивах

деятельности взрослых людей, игра учит ребёнка как усваивать правила

социального поведения и нравственные нормы, действующие в обществе.

Именно игра позволяет ребёнку познать мир, готовит ко взрослой жизни

[3].

Ролевое поведение - ведущий компонент сюжетно - ролевой игры. При

выполнении

роли

ребёнок

сдерживает

собственные

непосредственные

побуждения,

поступаясь

личными

желаниями

и

демонстрируя

общественно

одобряемый

образец

поведения,

выражая

нравственные

оценки.

Педагоги

детских

садов

должны

знать

теоретические

основы

организации

сюжетно-ролевых

игр

и

опираться

на

них,

воспитатели

должны владеть диагностическими методиками. Игра сможет достигнуть

такого уровня развития, который позволит ей выполнять функции ведущей

деятельности,

который создаёт благоприятные условия для психического

развития

детей,

только

в

процессе

целенаправленного

формирования.

Поэтому тему данной статьи мы считаем достаточно актуальной [4].

Большинство авторов, которые описывают или исследуют сюжетно-

ролевые игры, единогласно отмечали, что на сюжеты игры решающее

влияние оказывает окружающая детей действительность. Один из самых

существенных вопросов - вопрос о том, что конкретно в окружающей

ребёнка действительности способствует оказанию определяющего влияния

на ролевую игру. Решение этого вопроса может подвести к выяснению

действительной природы сюжетно-ролевых игр, к решению вопросов о

содержании ролей, которые в процессе игры берут на себя дошкольники.

Учёные пришли к выводу, что ролевые игры особенно чувствительны к

сфере

деятельности

человека,

его

труда

и

отношений

между

людьми.

Отсюда следует, что основное содержание ролей, которые берут на себя

дети, - это воспроизведение действительности [3].

А.П. Усова отмечает, что развитие сюжета, начинаясь с исполнения

ролевых действий заканчивается ролями-образцами, в которых ребёнком

используются многие средства изображения: речь, действие, мимика, жест

и соответствующие роли отношения [1].

К принципам организации сюжетно-ролевых игр по концепции Н.Я.

Михайленко и Н.А. Коротковой можно отнести следующее:

1.Совместная игра воспитателя и детей. Педагог занимает позицию

«играющий партнёр». Стратегия педагога заключается в том, чтобы

дошкольники были поставлены перед необходимостью использовать

более сложный, новый способ построения игры.

2.Педагог

играет

с

дошкольниками

вплоть

до

подготовительной

группы, с той лишь разницей, что на каждом из этапов игру нужно

развёртывать таким образом, чтобы дети могли «открыть» и усвоить

новый, более сложный способ её построения.

3.На

каждом

из

этапов

дошкольного

детства

при

формировании

игровых умений нужно одновременно ориентировать ребёнка и на

осуществление

игровых

действий,

и

на

пояснение

их

смысла

партнёрам по игре, которым может выступать как взрослый, так и

сверстник [1].

По отношению к играм в педагогическом процессе имеют место быть 2

составляющие, которые взаимосвязаны между собой:

1.Совместные игры взрослых с детьми, в ходе которых происходит

формирование новых умений и навыков.

2.Самостоятельные детские игры, в которые педагоги не включаются,

а только обеспечивают условия для её активизации

Для дошкольников остаётся скрытой связь между ролями и действиями,

в которых они могут быть воплощены, остаётся скрытым ролевой смысл

действий.

Данная

связь,

связь

роли

и

связанных

действий,

не

может

возникнуть спонтанно, поэтому должна быть раскрыта детям педагогами и

другими взрослыми [5].

Развитие

игры

имеет

связь

с

логикой

овладения

предметными

действиями

и

выделением

взрослых

как

образцов

и

носителей

человеческих

форм

деятельности,

отношений.

Весь

этот

процесс

не

происходит спонтанно, а проходит под руководством взрослых [2].

Итак, игра детей-дошкольников будет иметь развитие, если:

1.Педагогом будет организована предметная среда.

2.Педагогом будет обеспечено руководство играми.

3.Педагогом будет обеспечена благоприятная атмосфера:

-создаст доверительные отношения,

-не будет критиковать детей при оценке их деятельности,

-будет внимателен к каждому из детей.

Список литературы:

1.

Алексеева

М.М.

Методика

развития

речи

дошкольников

/

М.М.

Алексеева. – М.: Академия, 2006.

2.

Воронова

В.Я.

Творческие

игры

старших

дошкольников

/

В.Я.

Воронова. – М.: Просвещение, 2011.- 80 с.

3.

Жуковская Р.И. Творческие и ролевые игры в детском саду / Р.И.

Жуковская. – М.: Норма, 2014. – 69 с.

4.

Менджерицкая

Д.В.

Воспитателю

о

детской

игре:

Пособие

для

воспитателя дет. сада / под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение,

2012. - 128 с.

5.

Эльконин

Д.Б.

Психологические

вопросы

игры

и

обучения

в

дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2000. – 76

с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика