Автор: Маслова Анна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад " 193"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Игра как развивающая форма ролевого поведения ребёнка
Раздел: дошкольное образование
Игра как развивающая форма ролевого поведения ребёнка
Автор: Маслова Анна Васильевна
Организация: МДОУ «Детский сад № 193»
Населённый пункт: город Ярославль
Ведущей
деятельностью
дошкольников
является
сюжетно
-
ролевая
игра. Во время этой игры ребёнок берет на себя роль взрослых людей и в
специально-созданной самим ребёнком ситуации воссоздаёт деятельность
взрослых и их отношения между собой.
Игра имеет большое значение в развитии ребёнка. Исследователями
было отмечено, что именно игра способствует наиболее эффективному
развитию
главных
новообразований
детей-дошкольников:
воображение,
самосознание, образное мышление и другое. Сюжетно-ролевая игра учит
общению,
способствует
развитию
умения
фантазировать
и
сочинять,
способствует развитию умения прогнозировать ответно-ролевое поведение.
Игра
уч ит ребёнка
уметь
ориентироваться
в
смыслах
и
мотивах
деятельности взрослых людей, игра учит ребёнка как усваивать правила
социального поведения и нравственные нормы, действующие в обществе.
Именно игра позволяет ребёнку познать мир, готовит ко взрослой жизни
[3].
Ролевое поведение - ведущий компонент сюжетно - ролевой игры. При
выполнении
роли
ребёнок
сдерживает
собственные
непосредственные
побуждения,
поступаясь
личными
желаниями
и
демонстрируя
общественно
одобряемый
образец
поведения,
выражая
нравственные
оценки.
Педагоги
детских
садов
должны
знать
теоретические
основы
организации
сюжетно-ролевых
игр
и
опираться
на
них,
воспитатели
должны владеть диагностическими методиками. Игра сможет достигнуть
такого уровня развития, который позволит ей выполнять функции ведущей
деятельности,
который создаёт благоприятные условия для психического
развития
детей,
только
в
процессе
целенаправленного
формирования.
Поэтому тему данной статьи мы считаем достаточно актуальной [4].
Большинство авторов, которые описывают или исследуют сюжетно-
ролевые игры, единогласно отмечали, что на сюжеты игры решающее
влияние оказывает окружающая детей действительность. Один из самых
существенных вопросов - вопрос о том, что конкретно в окружающей
ребёнка действительности способствует оказанию определяющего влияния
на ролевую игру. Решение этого вопроса может подвести к выяснению
действительной природы сюжетно-ролевых игр, к решению вопросов о
содержании ролей, которые в процессе игры берут на себя дошкольники.
Учёные пришли к выводу, что ролевые игры особенно чувствительны к
сфере
деятельности
человека,
его
труда
и
отношений
между
людьми.
Отсюда следует, что основное содержание ролей, которые берут на себя
дети, - это воспроизведение действительности [3].
А.П. Усова отмечает, что развитие сюжета, начинаясь с исполнения
ролевых действий заканчивается ролями-образцами, в которых ребёнком
используются многие средства изображения: речь, действие, мимика, жест
и соответствующие роли отношения [1].
К принципам организации сюжетно-ролевых игр по концепции Н.Я.
Михайленко и Н.А. Коротковой можно отнести следующее:
1.Совместная игра воспитателя и детей. Педагог занимает позицию
«играющий партнёр». Стратегия педагога заключается в том, чтобы
дошкольники были поставлены перед необходимостью использовать
более сложный, новый способ построения игры.
2.Педагог
играет
с
дошкольниками
вплоть
до
подготовительной
группы, с той лишь разницей, что на каждом из этапов игру нужно
развёртывать таким образом, чтобы дети могли «открыть» и усвоить
новый, более сложный способ её построения.
3.На
каждом
из
этапов
дошкольного
детства
при
формировании
игровых умений нужно одновременно ориентировать ребёнка и на
осуществление
игровых
действий,
и
на
пояснение
их
смысла
партнёрам по игре, которым может выступать как взрослый, так и
сверстник [1].
По отношению к играм в педагогическом процессе имеют место быть 2
составляющие, которые взаимосвязаны между собой:
1.Совместные игры взрослых с детьми, в ходе которых происходит
формирование новых умений и навыков.
2.Самостоятельные детские игры, в которые педагоги не включаются,
а только обеспечивают условия для её активизации
Для дошкольников остаётся скрытой связь между ролями и действиями,
в которых они могут быть воплощены, остаётся скрытым ролевой смысл
действий.
Данная
связь,
связь
роли
и
связанных
действий,
не
может
возникнуть спонтанно, поэтому должна быть раскрыта детям педагогами и
другими взрослыми [5].
Развитие
игры
имеет
связь
с
логикой
овладения
предметными
действиями
и
выделением
взрослых
как
образцов
и
носителей
человеческих
форм
деятельности,
отношений.
Весь
этот
процесс
не
происходит спонтанно, а проходит под руководством взрослых [2].
Итак, игра детей-дошкольников будет иметь развитие, если:
1.Педагогом будет организована предметная среда.
2.Педагогом будет обеспечено руководство играми.
3.Педагогом будет обеспечена благоприятная атмосфера:
-создаст доверительные отношения,
-не будет критиковать детей при оценке их деятельности,
-будет внимателен к каждому из детей.
Список литературы:
1.
Алексеева
М.М.
Методика
развития
речи
дошкольников
/
М.М.
Алексеева. – М.: Академия, 2006.
2.
Воронова
В.Я.
Творческие
игры
старших
дошкольников
/
В.Я.
Воронова. – М.: Просвещение, 2011.- 80 с.
3.
Жуковская Р.И. Творческие и ролевые игры в детском саду / Р.И.
Жуковская. – М.: Норма, 2014. – 69 с.
4.
Менджерицкая
Д.В.
Воспитателю
о
детской
игре:
Пособие
для
воспитателя дет. сада / под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение,
2012. - 128 с.
5.
Эльконин
Д.Б.
Психологические
вопросы
игры
и
обучения
в
дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2000. – 76
с.