Автор: Беляева Татьяна Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 23
Населённый пункт: Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка урока обществознания
Тема: "Особенности составления на практике финансовой части бизнес-плана в ходе проектной деятельности учащихся"
Раздел: полное образование
Номинация: деловая игра с элементами проблемно-проектной деятельности учащихся
Учебный предмет:
обществознание
Тема урока: «Особенности составления на практике финансовой части
бизнес-плана в ходе проектной деятельности учащихся»
Класс: 11 «А»
Название ОУ: Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
муниципального образования
город Краснодар гимназия № 23
Автор: Беляева Татьяна Ивановна,
учитель истории и обществознания
МАОУ гимназия № 23
Краснодар
2018
ПЛАН – КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
ПРЕДМЕТ: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
КЛАСС: 11 «А»
ТЕМА УРОКА: «ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ НА ПРАКТИКЕ ФИНАНСОВОЙ
ЧАСТИ БИЗНЕС-ПЛАНА В ХОДЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
(Учитель демонстрирует слайд № 1 электронной презентации)
ЦЕЛЬ
УРОКА:
познакомить
учащихся
с
методикой
создания
в
совместной
проектной
учебно-
исследовательской деятельности на уроке обществознания финансовой части бизнес-плана по изданию в
городе Краснодаре журнала «Экология бизнеса».
(Учитель демонстрирует слайд № 2 электронной презентации)
ЗАДАЧИ УРОКА:
– Информационные:
а) используя компьютерные технологии, приучать учеников работать с максимально широкой
источниковедческой базой, предоставляемой возможностями ресурсов Интернет;
б) выходить по заданному адресу в режиме online на образовательные сайты с целью получения
информации и непосредственного общения в рамках форума;
в)
обучать
школьников
создавать
авторские
презентации
в
программе Power Point в качестве
информационного продукта по исследуемой теме.
– Образовательные:
а)
сформировать
у
учащихся
представления
о
теоретических
основах
бизнес-плана
и
его
предназначении в предпринимательской деятельности;
б) приучать школьников использовать полученную информацию при осуществлении специальных
расчётов в
процессе
оценки
финансовых
рисков,
сопоставлении
сравнительных
преимуществ
и
недостатков в ходе выбора финансовой услуги;
в)
обучать
школьников
финансовой
грамотности
в
процессе
проведения
деловой
игры
и
осуществления экономических расчётов в ходе создания проекта бизнес-плана по изданию в городе
Краснодаре журнала «Экология бизнеса».
– Воспитательные:
а) организуя предварительную исследовательскую деятельность, способствовать развитию умений
школьников
общаться
с
реальными
партнерами
в
ходе
совместной
групповой
деятельности,
вести
полемику и находить в споре объективную истину;
б)
приучать
старшеклассников
осмысливать
в
ходе
образовательной
деятельности
вопросы
будущей профессиональной ориентации и способствовать развитию социальной активности в решении
повседневных жизненных проблем;
в) научить школьников обращаться к опыту родителей в решении практических финансовых
расчётов по ведению домашнего хозяйства, семейного бюджета, индивидуального бизнеса.
Форма урока: деловая игра с элементами проблемно-проектной деятельности учащихся.
Оборудование
урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, 4 ноутбука для
каждой команды, презентация учителя, таблички с надписями: «Команда №1», «Команда №2», «Команда
№3», «Команда №4», съёмные электронные носители для каждой команды, дополнительная информация
учащихся.
Основные понятия: проект, бизнес-план, функции бизнес-плана, стратегия маркетинга, экономические
риски, инвестиции и финансирование бизнес-планов.
Ожидаемые результаты по окончанию урока обществознания:
В результате подготовки учащихся 11 класса «А» к уроку обществознания и проведения деловой игры с
элементами проблемно-проектной деятельности у школьников должны сформироваться теоретические
понятия:
бизнес и предпринимательская деятельность;
бизнес-план в экономической деятельности;
основные цели и задачи бизнес-плана;
методика создания финансовых проектов.
2
Дальнейшее развитие у школьников:
навыков исследовательской и проектной деятельности;
умения планировать теоретическую и практическую деятельность;
взаимопонимания в совместной коллективной работе в группах;
навыков самостоятельной работы с разнообразными источниками;
умения выделять главное, находить причинно-следственные связи;
навыков сравнительного анализа при сопоставлении объектов;
самостоятельности в формулировках суждений, умозаключений и выводов.
Подготовка урока «Особенности составления на практике финансовой
части бизнес-плана в ходе проектной деятельности учащихся»
1.
Деловая игра проводится в рамках обязательного минимума содержания основных образовательных
программ
по
обществознанию
при
изучении
темы
«Рациональное
экономическое
поведение
потребителя и производителя».
2.
Технология урока рассчитана на погружение ребят в проектную деятельность через разнообразные
формы
индивидуальной
творческой
деятельности
и
организацию
предварительной
поисковой
и
исследовательской работы группового типа.
3.
Для деловой игры используется спаренный урок обществознания и кубановедения.
4.
Подготовка
к
уроку
начинается
заранее,
учитель
отбирает
по
добровольному
принципу
инициативную группу для проведения творческого урока обществознания, объясняет ребятам смысл
деловой игры и возможные варианты проблемно – проектной деятельности.
5.
Инициативная группа разбивается на четыре связки по интересам и создает основу будущих команд.
В каждой группе ребята распределяют роли участников деловой игры:
-
лидер – набирает свою команду, организует исследовательскую работу в группе, координирует
выступления учащихся в ходе деловой игры;
-
аналитик-теоретик
–
помощник
лидера,
сильный
учащийся,
выступающий
источником
информации по теоретическим основам бизнес-планов;
-
аналитик-практик – ученик, владеющий компьютерными технологиями, умеющий создавать
авторские презентации в программе Power Point;
-
эксперт-математик – учащийся, хорошо знающий основные математические расчёты;
-
эксперт-финансист – учащийся, разбирающийся в основах финансовой деятельности бизнеса;
-
секретарь – обладает способностями быстро набирать текст на компьютере, систематизировать
материал.
6.
Опережающее задание для команд:
-
группа №1 получает задание познакомиться с теоретическими основами бизнеса, найти в
Интернете
материал
по
основам
бизнес-планирования
и
подготовить
выступление
своей
группы;
-
группа
№2
получает
задание
исследовать
проблему
освещения
в
СМИ
связи
бизнеса
с
вопросами экологической безопасности города Краснодара, готовит анализ рынка печатных
изданий
и
выясняет
возможность
осуществления
издания
в
городе
Краснодаре
журнала
«Экология бизнеса»;
-
группа №3 получает задание создать свой проект бизнес-плана журнала «Экология бизнеса»;
-
группа №4 занимается определением формата, описания внешнего вида и рубрик журнала
«Экология бизнеса».
7.
Список рекомендуемой литературы.
– Аксель Заель. Бизнес-план: инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов,
Москва, 2000.
– Белокрылова О.С. Обществознание в вопросах и ответах. Пособие – репетитор. – Ростов н/Д: изд-
во «Феникс», 2010.
– Боголюбов Л. Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. Обществознание. Учебник для 10-11 классов
ОУ: профильный класс. М.: Просвещение, 2016.
– Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
10 – 11 классы общеобразоват. орг. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2015.
– Косов В.В. Бизнес-план: обоснование решений, Москва, 2005.
3
– Инновационный менеджмент: Учебник для вузов /Абрамешин А.Е., Воронина Т.П., Молчанова
О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В.; Под редакцией доктора экономических наук, профессора О.П.
Молчановой. - М.: Вита-Пресс, 2001.
–
Лиманова
Е.Г.,
Буфетова
Л.П.
Основы
экономики.
Учебное
пособие
для
школьников.
Экономический факультет Новосибирского государственного университета, 2012.
– Липсиц И.В. Экономика: Учебник для 10-11 классов ОУ. Базовый уровень образования. – М.:
Вита–Пресс, 2016.
– Савицкая Е.В. Курс лекций по микроэкономике. Национальный фонд подготовки кадров. Москва,
2002.
– Сербиновский
Б.Ю.
Обществознание.
100
экзаменационных
ответов.
Учебное
пособие
для
абитуриентов,
поступающих
на
экономические
и
юридические
специальности.
–
Ростов
н/Д:
издателький центр «МарТ», 2006.
– Сборник: Методические рекомендации по вопросам планирования и учёта затрат на производство
и
реализацию
продукции
(работ,
услуг)
на
полиграфических
предприятиях
(утверждён
Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых
коммуникаций 25.11.2002 г.).
8.
Оформление кабинета.
– Выставка книг по экономике и основам финансовой грамотности.
– Подборка лучших эссе по обществознанию учащихся 11 классов на темы экономики.
Этапы урока и его содержание.
I.
Вводное слово учителя.
Мы начинаем свой нестандартный урок на тему: «Особенности составления на практике финансовой части
бизнес-плана в ходе проектной деятельности учащихся», и на доске вы уже видите первый слайд презентации
урока и можете прочесть тему и цель нашего сегодняшнего урока. Этот урок будет необычным не только
потому, что проводится в форме деловой игры с элементами предварительной подготовки творческих групп
учащихся, но и потому, что он интегрирует два учебных предмета: «Обществознание» и «Кубановедение», и мы
можем на двух спаренных уроках обобщить полученные теоретические знания и претворить их на практике в
проект бизнес-плана по изданию в городе Краснодаре журнала «Экология бизнеса». Если такой проект будет
создан, то мы получим настоящий инновационный бизнес-план, который в будущем кто-то из вас может
осуществить на практике.
II. Ход деловой игры.
1. Учитель демонстрирует третий слайд презентации и приглашает начать своё выступление
учащихся группы №1. (Слайд № 3)
К доске выходят 3 представителя группы, один занимает место за компьютером, он демонстрирует слайды
своей презентации, а двое учащихся представляют свой приготовленный
материал по теоретическим основам бизнеса и предпринимательской деятельности.
Рассказ учащихся группы №1.
Задание учащимся класса: в ходе рассказа и демонстрации презентации выписать важнейшие понятия
темы «Бизнес и предпринимательская деятельность» в тетрадь. (Слайд №4)
Слово «бизнес» произошло
от
английского business
и
в
экономике
означает
любое
занятие,
дело,
приносящее
доход.
Отсюда
и
человека,
занимающегося
бизнесом, н а з ы в а ю т бизнесменом
( о т
английского businessman),
то
есть
делец,
коммерсант,
предприниматель.
В
экономических
справочниках
бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на
получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). Также
понятие
«бизнес»
может
рассматриваться
как
синоним
понятия
«предпринимательство».
Предпринимательская
деятельность,
предпринимательство
представляет
собой
инициативную
самостоятельную
деятельность
граждан
и
их
объединений,
направленную
на
получение
прибыли,
осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых
организационно-правовой формой предприятия.
Участниками бизнеса выступают следующие группы людей:
1) собственно предприниматели, то есть лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск,
под свою экономическую и юридическую ответственность, а также коллективы предпринимателей. Деловой
интерес
участников
бизнеса
первой
группы
–
получение
доходов
–
реализуется
через
производство
и
4
реализацию продукции. В процессе своей деятельности они вступают в деловые взаимоотношения, а также в
отношения с другими участниками бизнеса, образуя в итоге сферу предпринимательского бизнеса. Последняя
включает три компонента: производство продукции, коммерцию (торговлю) и коммерческое посредничество.
Бизнес нельзя сводить лишь к коммерции (торговле) и коммерческому посредничеству.
Бизне с
–
это
прежде
вс его
производство,
со ст авляющее
о снову
любой
э ко н о м и к и ;
2) индивидуальные и коллективные потребители продукции, предлагаемой предпринима-телями, а также
к о л л е к т и в ы
п о т р е б и т е л е й ,
о б р а з у ю щ и х
с в о и
с о ю з ы ,
а с с о ц и а ц и и
и
т .
п .
Деловой интерес участников бизнеса этой группы – приобретение товаров и услуг. Он реализуется посредством
налаживания контактов с производителями и продавцами продукции на основе взаимной выгоды. Если для
предпринимателей выгодой является доход, то для потребителей – товар или услуга, удовлетворяющие их
потребности.
Реализуя
свои
потребительские
интересы,
эта
группа
участников
бизнеса
образует
сферу
потребительского бизнеса;
3) работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму, на контрактной или иной основе, а
также их профессиональные союзы. Деловой интерес участников бизнеса третьей группы – извлечение доходов
–
реализуется
посредством
работы
в
фирме,
организации,
на
предприятии.
Если
для
предпринимателей
выгодой в сделках является конечный доход фирмы, то для наемных работников – личный доход, получаемый в
результате выполненной работы. Реализуя свои интересы, данная группа участников образует сферу трудового
бизнеса;
4) государственные
органы,
учреждения
и
организации, когда
они
выступают
непосредст-венными
участниками сделок. Речь идет о предоставлении правительственных заказов предпринимателям, определении
цен, состава и объема льгот при их выполнении и т. д. В таких случаях государственные органы являются
равноправными
партнерами
других
участников
бизнеса.
Деловой
интерес
участников
этой
группы
–
осуществление общегосударственных программ (научно-технических, научно-производственных, социальных
и др.) в целях удовлетворения потребностей как государства в целом, так и всех его граждан. Принцип
взаимной выгоды при таких сделках следующий. Фирмы стимулируются государством для участия в этих
программах, а государство получает возможность реализовать их на практике, образуя в конечном счете сферу
государственного бизнеса.
Бизнес как система представляет собой явление, наделенное четырьмя свойствами – целесообразностью,
целостностью, противоречивостью и активностью. Целесообразность означает, что бизнес любому элементу
внутри него придает рациональную направленность на объединяющее эти элементы начало – получение
дохода, прибыли. Высшие цели бизнеса обычно выводят из требований так называемого закона свободной
конкуренции.
Высшие
цели,
в
свою
очередь,
подразделяются
на
более
конкретные
цели,
выступающие
средствами получения первых. Целостность означает, что бизнес пронизывает все сферы, сектора, территории
и элементы экономики в той мере, в какой это необходимо для полной реализации его высшей цели, –
увеличения прибыли. Иначе говоря, бизнес должен свободно проникать в те сферы, которые для него являются
жизненно важными в данных условиях. Запреты и ограничения должны быть сведены к разумному уровню.
Бизнес нельзя представить без своей среды и главных элементов, к которым относят менеджмент, маркетинг,
финансовую систему, право.
Современный бизнес – это не просто система, обладающая необходимыми признаками целесообразности,
целостности,
противоречивости
и
активности.
Бизнес
–
это
и
внутренне
регулируемая
или
саморегулирующаяся система. Предприниматели заинтересованы не только в свободном соперничестве друг с
другом, но и в согласовании отдельных сторон своего рыночного поведения. Современное высокоразвитое
производство за отдельные ошибочные шаги в бизнесе платит очень дорогую цену. Чтобы этого не произошло,
существует бизнес-планирование.
Бизнес-планирование (деловое планирование) – это самостоятельный вид плановой деяте- льности,
которая непосредственно связана с предпринимательством.
В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его
развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии
ц е л е в ы х
р ы н к о в ,
п о л о ж е н и и
н а
н и х
к о н к у р е н т о в
и
е щ ё
м н о ж е с т в е
ф а к т о р о в .
Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых,
интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять
эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.
Учёные выделяют следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:
1) подготовительную стадию;
2) стадию разработки бизнес-плана;
5
3) стадию продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;
4) стадию реализации бизнес-плана.
Ключевыми моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной
бизнес-идеи.
Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического
решения.
Источниками новых идей могут быть:
1) отзыв потребителей;
2) продукция, выпускаемая конкурентами;
3) мнение работников отдела маркетинга;
4) публикации федерального правительства о патентах;
5) проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Презентация бизнес-плана – это краткое изложение основных положений бизнес-плана на пере-говорах с
инвесторами и потенциальными партнерами. Компания и ее продукция, рынок – клиенты и конкуренты,
маркетинговая стратегия, первоочередные финансовые задачи, команда, которая будет осуществлять этот план,
необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены, размер,
условия и сроки реализации инвестиции – это
перечень основных освещаемых вопросов на презентации бизнес-проекта.
2. Учитель благодарит ребят за представленный материал и красочную презентацию и приглашает
начать своё выступление учащихся группы №2. (Слайд №5)
К доске выходят 3 представителя группы, один занимает место за компьютером, он демонстрирует слайды
авторской презентации, а второй и третий учащиеся представляют приготовленный материал по проблеме
экологической безопасности деятельности предприятий муниципального образования город Краснодар.
Рассказ учащихся группы №2.
Наша группа провела исследование более чем 100 печатных изданий и Интернет-сайтов города Краснодара
и Краснодарского края. Мониторинг показал, что рынок средств массовой информации состоит из отраслевых
изданий, информационно-публицистических, рекламных и развлекательных. Если говорить об отраслевых
журналах, то лидируют здесь издания, посвященные проблемам туристического бизнеса, сельского хозяйства,
строительству и рынкам оборудования. Специализированных изданий, посвященных защите окружающей
среды на печатном рынке Кубани, единицы. Экологическая журналистика появляется в Краснодаре с очень
серьезным опозданием. Экологические издания и на федеральном уровне в настоящее время возникают (и
исчезают) с непостижимой быстротой. Появляются различные газеты, журналы, информационные агентства –
общероссийские и региональные, телевизионные и радиопрограммы, целиком посвященные экологической
тематике. Зачастую они разобщены, как и журналисты, пишущие на эту тему. Многие органы массовой
информации не выдерживают конкуренции, тяжелого экономического бремени, не находят своего читателя и
нужных спонсоров - вспыхнув на небосклоне экологической журналистики, вскоре гаснут, уступая место
другим смельчакам, благородным борцам за экологическое здоровье планеты. Экологические издания редко
появляются в киосках «Союзпечати», а у частных распространителей прессы их вообще не бывает. Это
объясняется и малыми тиражами изданий, и незаинтересованностью торговцев в такой «некоммерческой»
продукции. Именно поэтому существование таких изданий столь недолговечно.
Одна из причин недостаточно хорошего качества «зеленых» изданий в том, что им катастрофически не
хватает профессиональных журналистов, специалистов по рекламе, фотографов, дизайнеров. За неимением
профессионально подготовленных кадров приходится заниматься самодеятельностью: нередки случаи, когда
сам активист экологического движения является одновременно и главным редактором газеты, и репортером, и
художником, и верстальщиком. «Зеленым» изданиям редко удается привлечь хороших профессиональных
журналистов
–
работа
такого
рода
в
СМИ
считается
почему-то
не
очень
престижной
среди
многих
журналистов.
Если
говорить
о
стиле,
то,
наверное,
не
достает
живого
разговорного
языка,
лёгкости
в
обращении к аудитории, и это одна из причин, по которой многие статьи в «зеленой» прессе просто не хватает
сил дочитать до конца. В силу сложной подачи информации, часто недоступной для понимания обывателя, у
«зеленых»
изданий
сложилась
своя,
весьма
ограниченная
аудитория,
состоящая
в
основном
из
природоохранных
чиновников,
учёных,
преподавателей
и,
собственно,
самих
участников
общественного
экологического движения.
В деловых СМИ города Краснодара начали появляться статьи о взаимосвязи и взаимодействии бизнеса и
экологии, но они выходят нерегулярно. Статьи освещают проблемы экологии, экологическое законодательство,
6
новости, но нет информации, предназначенной конкретно для предпринимателей.
Бизнес сегодня надо
воспитывать, обучать бережному отношению к окружающей среде в сфере производства.
В ходе исследования все ученики группы пришли к выводу, что конкурентов на выбранном рынке у нашего
проекта
бизнес-плана по изданию в городе Краснодаре журнала «Экология бизнеса» почти нет. А сегмент
рынка, который предполагается занять, составляет более 20 тысяч потенциальных покупателей. Как показали
маркетинговые исследования, 80% из активных читателей Краснодара не удовлетворены состоянием рынка
СМИ в части, касающейся их интересов. Не исключено, что аудитория будет гораздо шире за счёт охвата не
только жителей города, но и жителей Краснодарского края.
3. Учитель благодарит ребят за предоставленный материал и авторскую презентацию и приглашает
начать демонстрацию своего выступления учащихся группы №3. (Слайд №6)
К доске выходят 3 представителя группы, один занимает место за компьютером, он демонстрирует слайды
авторской презентации, а два оставшихся ученика представляют приготов-
ленный материал своего бизнес-плана журнала «Экология бизнеса».
Рассказ учащихся группы №3.
Мы провели небольшой опрос среди жителей Краснодара, опросили своих соседей, родителей наших
учащихся и узнали, что большинство из них считают наш город удобным и благоприятным местом для
проживания.
Поэтому
мы
сделали
вывод,
что
среди
авторов
журнала
могут
быть
не
только
местные
журналисты, но и достаточно известные российские журналисты и учёные, ведущие специалисты и аналитики
в области экономики и финансов, права, естественных наук, руководители предприятий. Многие из них смогут
пересылать свои статьи электронным способом, а некоторые согласятся на переезд с целью начать новое и
перспективное в будущем дело.
Аудитория активных читателей нашего журнала – руководители фирм, которые стремятся к лидерству и
побеждают,
готовы
совершенствоваться
и
пополнять
багаж
собственных
знаний,
которые
понимают,
что
завоевать рынок сегодня можно, только ориентируясь на качество, что экологичность производства является
одним
из
основных
факторов
устойчивого
развития
бизнеса.
PR-
специалисты
предприятий,
которые
заинтересованы в том, чтобы рассказать об экологической ответственности предприятия. События последних
лет показали, что правда о нарушении деятелями бизнеса законодательства по защите экологии и здоровья
жителей нашего города формирует негативное общественное мнение об этом предприятии и его руководителях,
а
зачастую
заставляет
людей
предпринимать
конкретные
меры,
то
есть
отказываться
от
продукции
проштрафившегося предприятия.
Журнал
может
помочь
специалистам
пойти
на
диалог
с
общественностью
и
попытаться
выработать
совместно комплекс мер для улучшения положения. В будущем наш журнал может в перспективе двинуться по
пути
расширения
сферы
деятельности
и
сформировать
на
Юге
России
новую
деловую
среду,
основополагающими
факторами
для
которой
станут
социальная
ответственность
бизнеса,
экологичность
производства и проекты продуманных рациональных экономических решений без ущерба среде обитания
человека и живых организмов биосферы. В отличие от существующих газет и журналов, «Экология бизнеса»
будет не только освещать проблемы экологичности бизнеса, но и широко привлекать самих предпринимателей
к выступлениям на своих страницах. С этой целью предполагается заключение контрактов с несколькими
руководителями малых предприятий и предпринимателями без образования юридического лица на оказание
информационных
услуг
редакции.
Привлекательность
нового
издания
будет
достигаться
и
системой
распространения,
предусматривающей
в
течение
первого
полугода
работы
редакции
адресную
доставку
журнала. Если составить базу данных на 20 - 25 тысяч потенциальных читателей (руководители предприятий,
экологи, специалисты по PR крупных заводов), а это примерное количество предприятий и организаций города
и края, то уже первоначальный тираж (без розничной продажи) составит порядка 20 000 экземпляров.
4. Учитель благодарит выступивших ребят за предоставленный проект бизнес-плана журнала и
авторскую презентацию и приглашает начать демонстрацию своего выступления учащихся группы №4.
(Слайд № 7)
К доске выходят 3 представителя группы №4, один ученик занимает место за компьютером, его задача
демонстрировать слайды авторской презентации, а второй и третий члены группы представляют свой вариант
формата, описания внешнего вида и рубрик журнала «Экология бизнеса».
Рассказ учащихся группы №4.
7
Поначалу мы отправились в редакцию собственной гимназической газеты «KNOW HOW» и взяли интервью
у редактора гимназической газеты МБОУ гимназии № 23 Гринёвой Т.В. Наша малотиражная газета издаётся с
февраля 1993 года и имеет множество всероссийских наград и грантов.
Второй частью поиска нужной информации стали многочисленные Интернет-сайты печатных изданий и их
рекомендации
по
издательству
газет
и
журналов.
После
обобщения
полученных
сведений
мы
приняли
следующие параметры для издания нашего печатного журнала «Экология бизнеса».
Формат журнала «Экология бизнеса»: А 4.
Предполагаемый тираж: 20 000 экземпляров.
Бумага: глянцевая.
Печать полноцветная.
Объём журнала: 35 страниц + обложка.
Надёжная упаковка: целлофан.
Периодичность выхода журнала: ежемесячно.
Варианты распространения тиража журнала: вначале адресное распространение, затем распространение
на выставках на специальных выставочных стендах, позже – розничная продажа. Привлекательности издания
будет способствовать то, что в ней наряду с экологической информацией читатель найдет практические
экономические советы.
Основные рубрики журнала «Экология бизнеса»:
«Чистый» бизнес;
Аксиомы природопользования;
Мировой опыт;
Взгляд эксперта;
Экологическое расследование;
Правовое поле и другие.
Планируется регулярно проводить экологические рейтинги предприятий города Краснодара. Уровень
экологической безопасности деятельности предприятий должен будет оцениваться по следующим критериям:
– Уровень экологичности деятельности (влияние различных действий компании на окружающую среду,
использование экологически безопасных материалов и процедур в рамках своего бизнеса);
– Уровень экологического менеджмента (отношение менеджмента компании к вопросам экологической
безопасности и его готовность соблюдать правила экологической безопасности и следить за состоянием
окружающей среды);
–
Открытость
компании
экологической
проблеме
и
готовность
к
диалогу
с
организациями,
занимающимися
проблемами
экологической
безопасности
(в
том
числе
с
неправительствен-ными
и
государственными организациями).
Биоэкономическое направление журнала – освещает и анализирует экологические проблемы через призму
взаимодействия
и
взаимовыгодного
сотрудничества
экологии
и
экономики.
Сюда
относятся
публикации,
пропагандирующие положительный опыт по рациональному использованию окружающей среды, ратующие за
экологическое обоснование экономических проектов, любой хозяйственной деятельности.
Стоит
упомянуть
ещё
такие
формы
работы,
как:
экологический
анализ,
экологический
мониторинг
(системное наблюдение за природными объектами), составление досье по экологической проблематике.
Наше оригинальное издание журнала «Экология бизнеса» будет содержать качественные иллюстрации,
предоставленные
профессиональным
фотографом,
могут
быть
привлечены
к
проекту
профессиональные
журналисты-экологи, которые специально обучались системе защиты экологии. Качество полиграфии и бумаги
– высшее, сегодня для этого существует первоклассная техника.
5. Учитель благодарит выступивших ребят из группы № 4 за придуманный формат, внешний вид и
рубрики журнала «Экология бизнеса» и показанную ими интересную презентацию.
Учитель предлагает всем командам сходить на перемену и отдохнуть перед вторым уроком, на котором
будет проходить практическая часть деловой игры.
III. Практическая часть деловой игры. (Слайд № 8)
Учитель: на втором уроке нашей деловой игры нам предстоит составить финансовую смету стоимости
издания журнала «Экология бизнеса» и в этом нам поможет гость, приглашённый на
наш урок, Павлович В.Ф., генеральный директор Полиграфического объединения «Плехановец».
Учитель: предоставляет слово для выступления Павловичу В.Ф.
8
Учащиеся задают гостю интересующие их вопросы по издательскому делу и финансовым трудностям выпуска
печатных изданий в городе Краснодаре. Идёт интересная беседа.
1. Задание учащимся класса: каждая группа может в течение 15 минут заняться совместными расчётами
финансовой сметы стоимости издания журнала «Экология бизнеса». При возникновении затруднений вы
можете получить консультацию у нашего почётного гостя.
2. Учитель приглашает лидеров команд сесть за общий стол и обобщить свои полученные результаты,
при этом их консультантом и экспертом выступает приглашённый почётный гость – Павлович В. Ф.
3.
Лидер
группы
№4
получает
право
огласить
финансовую
смету
стоимости
издания
журнала
«Экология бизнеса». (Слайд № 9)
IV. Заключительная часть деловой игры.
Заключительную часть деловой игры в виде совместно полученного результата все учащиеся 11 класса «А»
записали в свои тетради и вот, что у них получилось.
Печать сигнального номера: формат 215x275 мм, объем 86 полос + обложка.
Красочность: блок и обложка – 4+4.
Бумага – блок 115 гр./м. кв. матовая меловая.
Обложка – 200 гр./м. кв. матовая меловая.
Скрепление – КБС.
Отделка обложки – односторонний матовый ламинат.
Тираж – 1000 экземпляров.
Себестоимость одного экземпляра – 65 рублей.
При тираже 50 000 себестоимость одного экземпляра = 30 рублей.
Стоимость печати: 62 400 рублей.
Затем предстоит подготовить к выпуску второй сигнальный (пилотный) номер, с учётом пожеланий
потенциальных рекламодателей и читателей. Параллельно необходимо набрать штат редакции, менеджеров,
рекламных агентов и найти помещение под редакцию.
Смета редакции на первый месяц (один номер)
Зарплата работникам редакции – 40 000 рублей.
Четыре человека (главный редактор, штатный фотограф, 2 штатных корреспондента)
по 10 000 рублей каждому.
Набор и верстка – 30 000 рублей.
Профессиональная верстка 80 страниц (40 % рекламные блоки) из расчета 300 рублей
за полосу – 24 000 рублей.
Набор и корректировка текста – 6 000 рублей.
Аренда офиса – 30 000 рублей, примерная площадь 50 кв. м., телефон МГТС +
интернет, мебель.
Примерная стоимость аренды в месяц – 50 000 рублей.
Дополнительные расходы – 34 000 рублей.
Расходы на проявку и печать фотографий – 15 000 рублей.
Мобильная связь – 5 000 рублей.
Интернет – 3 000 рублей.
Транспортные расходы (бензин) – 6 000 рублей.
Расходные материалы для печатных работ с применением оргтехники (бумага,
картриджи для принтеров, ручки, папки, скрепки и т.п.) – 5 000 рублей.
Итого: финансовые расходы редакции в месяц составят 154 000 рублей.
Оргтехника (разовое вложение) - 90 000 рублей.
Два компьютера – 60 000 рублей.
Принтер лазерный чёрно-белый A 4 – 6 000 рублей.
Струйный цветной фотопринтер A 4 – 9 000 рублей.
Сканер A 4 – 5 000 рублей.
Телефон-факс – 6 000 рублей.
Подборка CD для работы 50 штук (дизайн, энциклопедии и т.п.) – 4 000 рублей.
Всего на редакцию: 306 400 рублей. Презентация – 120-150 тысяч рублей.
Разослать тираж по предполагаемым рекламодателям, провести презентацию и заключить договоры на
распространение.
9
Второй сигнальный номер: 300 тысяч рублей (редакция + макет + тираж). Выпустить второй сигнальный
(пилотный) номер. Тираж – 1000 экземпляров.
V. Заключительное слово учителя. (Слайд № 10)
Мы провели сегодня очень интересный и плодотворный урок. Теперь каждый из вас усвоил на практике
важность
составления
бизнес-плана
в
предпринимательской
деятельности.
Вы
пополнили
свои
знания
в
экономической науке и одновременно осознали, как полезно эти знания уметь применять так, чтобы не
наносить урон природе родного края и людям, которые живут и трудятся на вашей малой родине.
VI.
Домашнее
задание: написать
мини-сочинение
по
обществоведению
на
тему:
«Экономическая
конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга»
(Э. Каннан)
VII. Итог деловой игры.
Учитель выставляет оценки «отлично» 12 учащимся, наиболее активным участникам деловой игры, у
остальных 12 учеников собирает тетради и после проверки конспектов выставляет полученные оценки в
электронный журнал.
10