Напоминание

"Белоснежная зимушка–зима"


Автор: Семёнова Любовь Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №22
Населённый пункт: г. Каменск–Уральский Свердловская область
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Белоснежная зимушка–зима"
Дата публикации: 09.01.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический проект на тему «Белоснежная зимушка»

Название проекта:

«Белоснежная зимушка».

Тип проекта:

познавательный

Возраст детей:

подготовительная группа.

Сроки реализации: 10- 25 февраля 2018года.

Итоговое мероприятие:

Познавтельно-исследовательское мероприятие «Зимние

приключения в снежном городке»

1 этап

Цель проекта: расширять представления детей о зиме как времени года, зимних праздниках, о свойствах снега и воды .

Задачи:

Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с

зимним периодом.

Расширить представления о свойствах снега и льда через познавательно-исследовательскую деятельность;

Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы в процессе

элементарных опытов со снегом и водой.

Воспитывать у детей умение любоваться зимней природой, чувствовать ее красоту.

Актуальность. У детей ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы. В

этот период очень важно не сообщать малышам знания в готовом виде, а помочь им опытным путем научиться

устанавливать причинно - следственные связи тех или иных явлений. Дети младшего возраста еще не способны работать

самостоятельно, но охотно делают это со взрослыми, поэтому участие педагога в совершении любых действий

обязательно. Во время работы с педагогом дети могут выполнять не одно, а сразу два действия в подряд, если они

просты. Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если…».

Велика

роль

природы

в

духовной

жизни

общества.

Природа

это

вся

Вселенная

с

существующим

в

ней

органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и

видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы

узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает

мышление

и

способность

к

формированию

научного

мировоззрения.

Воспитательное

значение

природы

трудно

переоценить.

Дело

охраны

природы

зависит

в

большей

мере

от

сознательности

каждого

человека,

его

гражданской

ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей,

бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут

располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за

животными, наблюдать природу, видеть её красоту.

На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

2 этап.

Социализация

Д/и: «Лаборатория в зимнем царстве», «Собери

снеговика», «Наоборот», «Что зимой бывает»,

«Снежинки», «Что прячется за сугробом», «Когда это

бывает?», «Отгадайте по описанию», «Подбери слово»,

«Три агрегатных состояния воды», «Доскажи словечко».

Сюжетно-ролевая игра «Телевизионный репортаж о

зиме в нашем городе».

Игра «Следопыты».

Коммуникация.

Развитие речи.

Беседы по теме « Почему к нам приходит зима?», «Для

чего нужна зима?», «Экспериментируем с водой и

снегом», «Как лесные звери проводят зиму», «Зимовье

птиц», «Если б не было зимы».

Общение: «Что нам дарит зима?», «За что я люблю

зиму», «Пришла коляда- отворяй ворота», «Зима и дети.

Зимние забавы».

Составление описательного рассказа на тему: «Зима».

Составление рассказа «Птицы тундры».

Поговорка «Покорми птиц зимой- послужат тебе

весной».

Познание.

Наблюдения во время прогулок.

Рассматривание картин: Н.Крылов «Зимний вечер»,

И.Шишкин «Зима», К.Юон «Зима в лесу», К.Юон

«Русская зима», И.Грабарь «Февральская лазурь».

Загадывание загадок о зиме, о снеге, животных, птицах.

Заучивание пословиц: «Январь тулуп до пят надевает,

хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит

да ухо морозом рвет», «Январю батюшке- морозы,

февралю- метели».

Развивающая среда

Книжки – раскраски на тему «Зима».

Мини-лаборатория для экспериментов

Альбом для рассматривания «Зима».

Открытки на тему: «Животные севера зимой».

Трафареты птиц, животных, деревьев.

Чтение художественной литературы

С.Маршак «Тает месяц молодой», «Г.Скребицкий

Сказка «Четыре художника. Зима.», Н.Сладков «Суд над

декабрем», Русская народная сказка «Мороз Иванович»,

С.Есенин «Береза», И.Никитин «Детство» (отрывок),

С.Маршак «Двенадцать месяцев», А.Пушкин «Зима»,

С.Дрожжин «На безлюдный простор», Н.Некрасов

«Мороз, красный нос» (отрывок), Е.Трутнева «Первый

снег».

Художественно- творческая деятельность

Рисование: «Цветные льдинки на горке», «Снегири на

ветке», «Зимняя береза»

Аппликация: «Какой это мастер на стекла нанес и листья

и травы». «В зимнем лесу».

Лепка: «Снегоуборочные машины».

Трудовая деятельность.

Уход за комнатными растениями в уголке природы.

Опыты и эксперименты с водой и снегом.

Уборка снега со скамейки во дворе садика.

Уборка участка от снега. Сгребание снега в лунки

молодых деревьев и кустарников.

Стряхивание снега с веток молодых деревьев.

Художественно- эстетическая деятельность

Слушание музыки. П.И.Чайковский «Времена года.

Январь».

Хоровод «Пришла коляда- отворяй ворота».

Работа с родителями

Проведение опытов в домашних условиях.

Подготовка выставки замороженных фигурок.

Консультация на тему: «Как сделать зимнюю прогулку

интересной»

3 этап.

Презентация

1.

Организация выставки совместных работ взрослых и детей «Волшебные цветные фигурки».

2.

Познавательно- развлекательная программа «Зимние приключения».

3.

Организация выставки детской художественной литературы зимней тематики.

4.

Вечер стихов, загадок и пословиц.

Приложение 1.

Дидактические игры по теме «Зима, зимние забавы».

1. «Собери снеговика».

Цели:

Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.

Совершенствование фразовой речи.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению

собирают из них снеговика. Рассказывают , каких деталей не хватает, описывают их.

2. «Наоборот».

Цели:

Развитие слухового внимания, логического внимания.

Активизация словаря- закрепление в речи слов- антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик

горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут),

медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).

3. «Что зимой бывает».

Цели:

Развитие представление о приметах зимы.

Совершенствование связной речи.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». дети подбирают к большой карте, на которой

изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

4 «Снежинки»

Цели:

Развитие сильного направленного выдоха.

Закрепление в речи предлога На.

У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она

попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.

5.

«Что прячется за сугробом»

Цели:

Развитие зрительного внимания .

Активизация словаря по теме.

Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка,

солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они

догадываются, что это за предмет.

6.

«Когда это бывает».

Цели:

Учить детей называть времена года по их признакам.

Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на

картинках и выставляют их на мольберт.

- Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? ( Зимой)

- Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной).

- Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

- Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

7.

«Отгадай по описанию».

Цели:

Учить детей называть времена года по из признакам.

Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года.

Воспитатель описывает времена года, а дети его отгадывают.

Воспитатель: В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки.

Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

8.

«Подбери слово».

Ударили…. (морозы)

Хрустит…. (снег)

Бушует… (вьюга)

Замерзли… (реки)

Скрипит… (снег)

Метут… (метели)

Падает… (снег)

9.

«Доскажи словечко»

1.Тихо, тихо, как во снег 2.С неба все скользят пушинки

Падает на землю…. (снег) серебристые…..(снежинки)

3. На поселок, на лесок 4. Вот веселье для ребят

Все снижается…. (снежок) Все сильнее…. (снегопад)

5. Все бегут в перегонки 6. Словно в белый пуховик

Все хотят играть в ….. (снежки) Нарядился…. (снеговик)

7. Рядом снежная фигурка 8. На снегу- то посмотри

Это девочка…. (снегурка) С красной грудкой….. (снегири)

9.Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…. (снег)

Приложение 2.

Стихи про лесных зверей.

1.

Белочка что заводная,

Скачет устали не зная.

По еловому стволу,

Как по ровному столу.

С ветки на ветку

Торопится к деткам.

И несет не пирогов-

Связку белых грибов,

Горстку орешков,

Ягод сладкоежкам.

2.

Белый- белый,

Хрусткий- хрусткий

Дайте мне листок капустки.

Ведь, от волка натощак

Мне не убежать никак.

Закусив салат морковкой,

Поквитаюсь я с плутовкой:

От лисы ускача,

Дам по лесу стрекача.

Хорошо на природе

Лопать спаржу в огороде.

От охотника с ружьем

Будем сыты- удерем.

Белый- белый

Хрусткий- хрусткий

Я грызу листок капустки,

Ведь голодными, друзья,

Зайкам быть никак нельзя.

3.

Над дуплом медвежьим пар

Снег слегка оплавил

Будто мишка самовар

Кипятить поставил.

Будто он хотел чайку

Перед сном напиться,

Но прилег и на боку

Спит и не вертится.

4.

Медведь.

По завалам, по оврагам

Ходит он хозяйским шагом.

Любит мишка сладкий мед

Да малину с веток рвет.

5.

Лиса

Знает лисонька - лиса:

В шубе вся ее краса.

Шубы нет в лесу рыжей,

Зверя нет в лесу хитрей.

6.

Волк.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит- бродит волк молчком,

Уши серые- торчком.

7.

Еж.

Серый ежик весь в иголках,

Словно он не зверь, а елка.

Хоть колюч молчун лесной-

Ежик добрый, а не злой.

8.

Белка.

Далеко еще зима,

Но не для потехи

Тащит белка в закрома

Ягоды, орехи…

Знает маленький зверек:

Запасаться надо в срок.

9.

Запасливая белка.

Рыжая белочка с рыжим хвостом

Маленький рыжик нашла под кустом.

Маленький рыжик она засолила.

В банку большую его положила.

Белке теперь не страшны холода:

Есть у нее на всю зиму еда.

Приложение 3.

Загадки про диких животных.

1.

На деревьях живет и орешки грызет. (Белка)

2.

Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк).

3.

Рыжая, пушистая, хитрая, кур таскает. (Лиса).

4.

Он зимой в берлоге спит

Потихонечку храпит,

А проснется, ну реветь.

Как зовут его? (Медведь)

5.

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого- то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это? (Волк)

6.

Любит красную морковку,

Грызет капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям.

Серый, белый и косой,

Кто скажите он такой? (Заяц).

7.

Серая шубка, мех серебристый,

Очень красивая, хвостик пушистый,

Если вам немного повезет,

Орешек из руки у вас возьмет.

А от вас летит как стрелка,

Ну конечно это-…. (Белка).

8.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Олень)

9.

Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не строит птица в них.

В ветвях краса и мощь моя,

Скажите быстро- кто же я? (Олень)

10.

Дружбу водит он с лисой,

Для других ужасно злой.

Все зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый…. (Волк).

11.

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее…. (Лиса)

12.

Летом сер, зимой бел-

Чтоб никто его не съел. (Заяц)

13.

Припрятала орешки

И сушит сыроежки.

Зимой в ее дупле

Что хочешь на столе. (Белка)

14.Этот зверь в берлоге спит,

Лижет лапу и ворчит. (Медведь).

Загадки про зимующих птиц.

Загадки про зимующих птиц (снегирь, синичка, воробей).

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!

(Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это … (снегири)

От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг

И к зиме не улетает

На далёкий знойный юг.

Пусть покроют снега груды

И пригорок, и пустырь -

Раскрасавец красногрудый,

Житель севера … (снегирь)

На ветвях украшенных

Снежной бахромой,

Яблоки румяные

Выросли зимой.

Яблоки на яблоне

Весело снуют,

Гусениц мороженых

Яблоки клюют.

(Снегири)

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

- Облетел я всю Сибирь.

- Как зовут тебя? … (снегирь)

Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка -

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.

(Снегирь)

В тёплый край не улетают,

На морозе распевают,

Эти птички-невелички

Называются … (синички)

У этой птички клюв кривой,

А гнёзда вьёт она зимой,

Из шишек семечки клюёт,

Кто это птичку назовёт?

(Клёст)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает.

(Воробей)

К нам с ветрами прилетели

Стаи ярких …

Песню севера запели

Для детишек …

Вот крушина, вот калина,

А в деревне у овина

Стынет в инее рябина.

Как пришла пора метелей,

Налетели ...,

Заскрипели, засвистели,

Всё до ягодки поели.

(Свиристели)

А эта таёжная птица

Сидит на кедровой сосне.

Сидит плутовка, молчит,

Кедровые шишки лущит.

(Кедровка)

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

(Кормушка)

Сало и зёрнышки, хлеба горбушка -

Птиц угощает зимою …

(Кормушка)

В зимний день

Среди ветвей

Стол накрыт

Для гостей.

(Кормушка)

Приложение 4.

Пословицы и поговорки о зиме.

1.

Зима без снега- не быть хлебу.

2.

Снег на полях – хлеб в закромах.

3.

Снега надует – хлеба прибудет.

4.

Солнце - на лето, зима- на мороз.

5.

Сугроб да вьюга – два друга.

6.

Мы в дом ель, а она с собой – метель.

7.

Снегирь – спутник зимы.

8.

Январь году начало, зиме- середина.

9.

Январь на порог – прибыло дня на куриный шаг.

10.

Новый год – к весне поворот.

11.

Не бойся зимы, бойся отзимка.

12.

Снег глубок- хлеб хорош.

13.

Январь – весне дедушка.

14.

Не пугай, зима, весна придет.

15.

Не велик мороз. Да краснеет нос.

16.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

17.

Готовь зимой телегу, а летом сани.

18.

Зимний денек – с воробьиный скок.

19.

В январе что ни ночь, то тьма короче.

20.

Месяц январь- зимы государь.

21.

Январь тулуп до пят одевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет.

22.

Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.

23.

Январю –батюшке морозы, февралю- метелицы.

24.

Как зима ни злится, а весне покорится.

25.

Зима лето строит: зимнее тепло- летний холод.

26.

Зимой льдом не дорожат.

27.

Зима лодыря морозит.

28.

В зимний холод всякий молод.

29.

У зимы рот велик.

30.

Зима не лето, в шубу одета.

31.

Лето работает на зиму, а зима на лето.

32.

Зима снежная, лето дождливое.

33.

Зима морозная – лето жаркое.

Приложение 5.

БЕСЕДА на тему "Почему к нам приходит зима?

Цели: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом. Развивать внимание и

память.

Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира.

1.

Чтение отрывка из стихотворения С.В.Коноваленко «Времена года».

Она пришла такая снежная,

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы

Она художница прилежная

Все разрисует в царство снежное,

Развесит кружева из инея-

Такая сказочно красивая!

- О каком времени года идет речь?

Сегодня ребята, я шла в садик очень рано. На березке, которая растет возле нашей группы, я увидела вот этот странный

конверт. На нем написан адрес «Детский сад «Рябинка», детям группы «Ласточка». Без вас я не стала его вскрывать и

читать письмо. Хотите, прочтем его вместе?

«Здравствуйте, дорогие девчонки и мальчишка!

Пишет вам Лесовичок. Мы встречались в осеннем лесу. Сейчас в лес пришла зима. Очень многое в нем изменилось. Я

жду вас в гости, чтобы показать много интересного и чудесного, что есть в моем лесу.»

Воспитатель. Ну что ж, примем приглашение Лесовичка? Давайте вспомним, а что же изменилось в природе с приходом

зимы?

- Почему наступает зима?

- Почему зимой идет снег? (ответы детей)

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет

дождь, а холодной зимой- снег.

Приметы зимы:

- дни короткие, рано темнеет;

- на улице холодно, выпадает снег, стоят морозы, ветры;

- прекращается рост растений, деревья стоят голые, без листьев;

- у некоторых животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее, а другие животные всю зиму спят.

А теперь мы будем собираться в гости к Лесовичку. Как мы будем одеваться? А почему обязательно нужно брать

варежки?

А сейчас мы с вами поиграем. Видите, на доске прикреплены самые разные рукавички. На столе тоже рукавички. Они

немного перепутались. Я предлагаю каждому из вас подойти к доске и выбрать ту варежку, которая понравится. Затем на

столе найдете пару к выбранной рукавичке.

Дети находят на столе рукавички парные к прикрепленным на доске. (Рукавичек больше по количеству детей).

Дети делятся на 4 команды.

Воспитатель. А теперь к столу, на котором лежит синий круг, подойдут те дети, у которых варежки с синим узором. Ваша

команда будет называться синей, и работать вы будете за этим столом. Стол с красным кругом предназначен для детей, у

которых варежки с красным узором. Вы – красная команда. Аналогично образуются желтая и зеленая команды.

1 задание Лесовичка.

Отгадайте загадки.

1.

Он вошел никто не видел.

Он сказал- никто не слышал.

Дунул в окна и исчез.

А на окнах вырос лес. (Мороз)

2.

Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

3.

Белый Тихон с неба спихан,

Где пробегает- ковром устилает (Снег)

2 задание Лесовичка.

Игра «Разрезные картинки». Для игры выбираются фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Дети

составляют картину.

Воспитатель. Нам очень понравилось у Лесовичка, но зимний день короткий и пора возвращаться домой. Поблагодарим

Лесовичка за то, что он пригласил нас в гости. Но нас ждет наш детский садик.

Беседа «Как лесные звери проводят зиму».

Цели: расширять знания детей о диких животных нашего края, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются

звери, как находят себе пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособлении создала

природа, чтобы они переносили зимние холода. Воспитывать интерес к изучению природы.

Предварительная работа.

- Чтение познавательной и художественной литературы.

- Рассматривание иллюстраций.

- Заучивание стихов.

Воспитатель. Сейчас мы сядем в сани и помчимся в лес. И так садимся поудобнее. Наши сани не простые, а волшебные.

Мы оказались в лесу. Большие сугробы, на ветках берез, елей и кедров снег. А кто это под елкой? Да это Лесовичек.. Он

рад нашему приезду. На снегу много золотистых чешуек и шишек, с ветки на ветку прыгает маленький шустрый зверек.

Он так быстро прыгнул что мы не успели разглядеть.

- Кого мы встретим в зимнем лесу? (Ответы детей).

А теперь скажите о ком пойдет речь?

1.

Загадка.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка)

- Как вы думаете, почему она меняет цвет шубки? Она становится более теплой, чтобы легче прятаться от врагов.

А что готовит белочка на зиму?

- Как ее называют? (хлопотунья, труженица)

2. Расскажите стихи о белочке.( Приложение 2).

3. Веселая эстафета животных. Белочки.

С корзиной добежать до стула, взять орешек, положить в корзину, вернуться к команде, передать другому.

Воспитатель. А это кто там прячется за елочкой в белой шубке? (Ответы детей)

- Зачем ему менять шубку?

-Чем он питается зимой? (Кора деревьев молодых, сено, сухая трава).

- А какие враги у зайца?

4. Физминутка.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит (делают руками уши и шевелят)

Вот так, вот так и ушами шевелят.

Зайке холодно сидеть, нужно лапки им погреть (хлопают руками)

Вот так, вот так нужно лапки им погреть.

Зайке холодно стоять, нужно зайке поскакать.

5.

Загадки Старичка- Лесовичка.

- Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (Белка)

- Кто зимой холодной, ходит злой голодный? Волк).

_ Он хозяин леса строгий, а поспать любит в берлоге, страшно может реветь. Кто скажите он? (Медведь).

6.

Игра «Закончи предложение»

Лесовик предлагает поиграть в игру «Закончи предложение».

Дети становятся в круг, Лесовик проходит по кругу, к кому дотронется, тот отвечает.

Белка зимой серая, а летом…

Лиса живет в норе, а медведь в…

Заяц зимой белый, а летим…

У зайца хвост короткий, а уши…

Заяц пушистый, а еж…

Медведь неуклюжий, а белка…

Дети рассказывают стихи о лесных жителях.

Зимний день короткий, нужно возвращаться в садик. Говорим зверям и Лесовику до свидания и возвращаемся в

группу.

Беседа на тему «Зимняя березка и рябина».

Задачи:

Сформировать представления детей о жизни березы и рябины, как живого существа.

Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.

Расширять, пополнять словарный запас детей.

Оборудование. Картины о лесе, о березе и рябине, фотографии рябины и березы на участке детского сада в зимнее

время.

Воспитатель. Послушайте дети музыку. Какая звучит музыка? (спокойная, тихая, грустная). А если звучит такая музыка

значит кому-то грустно? Кому грустно? (деревьям). А почему они грустят? (зимой им холодно).

Вот стоит дерево: высокое, ствол белый с черными полосками. Узнали? Как называется это дерево?

Чтение стихотворения С.Есенина «Береза».

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

- Берёза очень высокое дерево. Ствол у неё белый с чёрными точками. Весной деревья сбрасывают верхний слой

бересты, кора становится гладкой и шелковистой. На белой бересте чётко выделяются тёмные чёрточки и полоски, через

которые берёза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев. Весной на кончиках берёзовых

ветвей появляются длинные серёжки, жёлтые и зелёные (это семена). Берёза растёт в лесах, на полянках, лесных

опушках. А как появились берёзы у нас на участке? Берёзы очень любят солнечный свет, простор, не боятся трескучих

морозов. Звери и птицы с удовольствием пьют берёзовый сок. Дятел, пробив острым клювом кору, лакомится

живительной влагой. Улетит дятел, слетятся к берёзе синицы, зяблики, малиновки. Сок у берёзы лечебный, его пьёт и

человек, чтобы не болеть. Берёзовой корой и молодыми веточками любит лакомиться заяц.

Давным-давно из берёзовой бересты плели лапти, лукошки для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых

играли пастухи. И даже писали письма. Вот видите, какое это полезное дерево.

– Берёзу сравнивали с русской красавицей, о ней писали не только стихи, но и сочиняли песни. Давайте встанем в

хоровод и споём песню.

Хоровод «Берёзка»

Мы к тебе берёзонька идём,

Водим хоровод и поем.

Яркие платочки

Мы тебе несём.

Припев: Золотые листики золотом горят.

Кружатся с платочками хоровод ребят.( Кружатся на месте.)

Девочки к берёзке

Ближе подойдут. (Идут в центр круга и назад).

Яркими платочками

Весело взмахнут.

Разошлись ребятки

И пошли гулять.( Идут в разных направлениях, гуляют.)

Про берёзку песню

Нежно напевать.

Наша красавица берёзка может предсказывать погоду. Послушайте приметы:

Если из берёзы весной течёт много сока – к дождливому лету.

Если осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.

Берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, ольха перед берёзой – мокрое.

Смотрите какое нарядное дерево. Ствол коричневый, красные ягоды.

- Как называется это дерево?

Отгадайте загадку:

В сенокос- горька,

А в мороз- сладка,

Что за ягодка? (рябина)

У рябины красивые красные ягоды и их очень любят птицы. Они любят лакомиться ими в суровую холодную и голодную

зиму. Ягоды рябины помогают птицам пережить суровую зиму.

Чтение стихотворения.

Под окном растет рябина-

В красных ягодах вершина.

Прилетели свиристели-

Угощенье мигом съели.

Легенды, приметы о рябине.

О происхождении рябины рассказывают: жили как-то муж с женой и было у них двое детей. Старшая нелюбимая дочь, и

имя имела неласковое, звали ее Восьмуха. Была она злой, своенравной, завистливой. Зато меньшего сынка родители

звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха

Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить

Романушку на совсем. Выросло на том месте приветливое кудрявое деревце, растет с тех пор по всей русской земле и

назвали его люди ласково рябиной. Радует оно своей красотой, верностью, добротой.

Рябина любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре есть день "Петр-Павел рябинник",

приходящийся на конец сентября - время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и

развешивали под крышами домов. Этот обычай был связан с представлениями о рябине как дереве, способном защищать

человека от всяких бед. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю

каждого поля втыкали рябиновые ветки. Использовали листья и ягоды рябины в свадебных обрядах.

Рябина зацветает - пора сеять лен.

Рябина цветет рясно - много овса будет.

Хорошо рябина цветет - много льна.

Поздний расцвет рябины к долгой осени.

Если уродилась рябин - рожь будет хороша.

В лесу много рябины - осень будет дождливой, если мало - сухой.

Сегодня мы узнали много интересного о березе и рябине. Берегите эти деревья, не ломайте веток, не губите деревья. Они

нам приносят радость.

Наша русская природа

Придает нам силы,

Ах, рябина, ах, береза-

Символы России!

Беседа «Если б не было зимы».

Цель:

расширить

и

закрепить

знания

детей

о

диких

животных,

побуждать

высказывать

свои

мысли,

суждения.

Закреплять названия цветов, геометрических фигур. Развивать точность движений, совершенствовать двигательные

навыки, упражнять в прыжках, ходьбе по гимнастической скамейке, повторить подвижные игры.

Оборудование:

картина

«Зимний

лес», геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат),

животные-игрушки (медведь, заяц, лиса, белка), конверт, обручи, гимнастическая скамейка, гимнастическая стена,

магнитофон, аудиозапись песни «Кабы не было зимы…»

Звучит песня «Кабы не было зимы».

Входит почтальон Печкин и приносит письмо.

Посмотрите, какой необычный конверт. Что на нем нарисовано? (деревья).

Сколько деревьев? (много)

Значит, откуда этот конверт? (из леса)

А животные нарисованы на этом конверте? (нет)

Как вы думаете, в этом лесу водятся животные? (да)

Как вы догадались? (на снегу видны следы).

Интересно, чьи это следы?

Где лесные жители? Откроем конверт и посмотрим, что в нем.

(достает

из

конверта

письмо,

читает):

«В

нашем

лесу

случилась

беда:

злая

волшебница

заколдовала

лесных

обитателей, превратив их в разные геометрические фигуры. Пожалуйста, помогите их расколдовать. Если вы правильно

угадаете, какое животное в какую фигуру превратилось, звери оживут. Сова».

Поможем животным? (да)

Динамическое упражнение «На дворе мороз и ветер»:

На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают, ручки, ручки согревают.

Чтоб не зябли наши ручки, мы похлопаем в ладошки.

Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко.

Мы идем в зимний лес. Под ногами следы, посмотрим, куда они нас приведут (идут по следам, находят геометрическую

фигуру белого цвета – круг).

Что это за фигура? Какого она цвета? Какое животное могла заколдовать злая волшебница? (зайца).

1. Эстафета «Снежный ком»

Находят коричневый прямоугольник.

Косолапый и большой. Он в берлоге спит зимой. (медведь)

Что медведь должен делать зимой? (спать в берлоге)

Как можно назвать медведя, который зимой не спит? (Шатун).

Медведь-шатун очень опасен, он рассержен на то, что ему не дали спать. С таким зверем лучше не встречаться.

2. Ходьба вперевалочку через гимнастическую скамейку.

Находят оранжевый треугольник.

.Хитрая плутовка, рыжая головка

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее… (Лиса)

Почему злая колдунья превратила лису в геометрическую фигуру?

2.

Эстафета «Медведи».

Чье дупло полно орехов?

Шубка чья с красивым мехом?

Глубоко дупло не мелко.

Кто живет в нем? Это… (Белка)

Почему белке в лесу стало холодно и голодно? ( Лес поредел, дуплистых деревьев стало мало, орехов на всех белок не

хватит)

5. Подвижная игра «Охотник и зайцы» (2-3 раза)

6. Игра «Летает, прыгает, бегает». Дети стоят в кругу, воспитатель – в центре круга. Воспитатель кидает поочередно

мяч каждому ребенку, называя один из глаголов, ребенок называет животное, которое совершает это действие. (летает

-сорока, прыгает -заяц, бегает –волк.

Воспитатель: Дети! Птиц, зверей оберегайте, и всегда им помогайте!»

Беседа «Зимующие птицы»

Задачи:

1.

Обратить внимание детей на птиц, живущих рядом с нами.

2.

Дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.

3.

Приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними.

4.

Учить детей доброте, отзывчивости, наблюдательности.

Подготовительная работа:

изготовление кормушек для птиц,

заготовка осенью ягод рябины, семян березы, шишек.

Оборудование:

запись голосов птиц, картина с изображением зимы, картинки с изображением зимующих птиц, фотографии, воробей,

снегирь; куропатка, кормушки, корм для птиц.

Воспитатель.

- Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в природу?

- У меня есть волшебная палочка, сейчас вы закроете глаза, я ей взмахну, посчитаю до пяти и мы окажемся… (звучит

запись голосов птиц).

II. Беседа по картине.

- Как вы думаете, где мы оказались? Да, верно, мы очутились в зимнем лесу, где так чудесно поют птицы. Давайте

рассмотрим нашу полянку (дети рассматривают картину с изображением зимы).

- Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

- Что вы видите на картине? (На рябине сидят снегири).

- Расскажите, что вы знаете о снегирях, какие они?

- Да, снегири – это зимующие птицы, они живут у нас на севере, питаются ягодами рябины, семенами березы.

- А еще есть птицы, которые и летом и зимой живут с нами? ( воробей, ворона и др.). Какие это птицы? (зимующие)

III. Физминутка

Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка руками по бокам)

В красных майках снегири (4 наклона головы на сторону)

Распушили перышки,

Греются на солнышке. (на первое слово каждой строки частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам)

IV. Игра «Накорми птицу».

- Ребята, как вы думаете, легко ли живется птицам зимой? Почему?

- Правильно, зима – очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птичкам под

снегом корма. А когда птицы голодны, они сильнее мерзнут и могут погибнуть. Зимой день очень короткий, поэтому,

чтобы выжить и не замерзнуть, птицам необходимо съесть больше пищи, чем летом. Как можно помочь птицам зимой?

- Правильно, птиц нужно подкармливать. Для этого мы с вами сделали кормушки, которые на прогулке повесим на

участке.

- Давайте покормим зимующих птиц.

- Что любит снегирь? (рябина)

- Чем угостим воробья? (семенами березы, семечками, крошками хлеба)

Дети насыпают корм для птиц в кормушки.

- Мы не будем забывать о птицах на нашем участке, будем подкармливать их зимой.

V. Дидактическая игра « Что прячется за сугробом».

Приложение

Отгадайте загадку .

В тундре холодно зимой,

Дует ветер ледяной.

Птица в снег зароется

И снежком укроется (Куропатка)

VI. Рассказ о куропатке.

- Белая куропатка гнездится почти по всей тундре. Гнездо располагается на земле, среди кустиков карликовой березки,

ягодников, зарослях ивняка или просто между кочек, поросших редкой травой и лишайниками. Родители охраняют своих

птенцов от холода и врагов. Куропатки смело атакуют поморников, чаек, даже песцов и собак. Иногда они нападают даже

на человека. Пища куропаток летом- листья кустарников и травянистых растений, ягоды, семена. Зимний корм- почки и

тонкие побеги ив, если высокие снега, птицы питаются почками, сережками и побегами берез. Очень своеобразно

чередование сезонных нарядов белых куропаток. Зимой они чисто белые, за исключением темных точек глаз и клюва. В

студеную зиму они зарываются глубоко в снег, так спасаются от лютых северных морозов. Голос – своеобразный треск.

Вот такие они куропатки.

Послушайте стихотворение.

Куропатка, куропатка

Ты зачем зарылась в снег?

- Объясню я вам, ребятки,

Согревает снег, как мех.

Дует ветер ошалелый

Слышен вой его и свет.

Глубже в снег зароюсь белый

Он и мягок и пушист.

VII. Итог.

- Вот сколько нового и интересного вы узнали о зимующих птицах. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно

птицам зимой и будете помогать им.

Приложение 6.

Стихи о зиме.

1.Тает месяц молодой.

Гаснут звезды чередой.

Из распахнутых ворот

Солнце красное идёт.

Солнце за руку ведёт

Новый день и Новый год!

С.Маршак

БЕРЕЗА

2. Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

С.Есенин

3.

На безлюдных просторах

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

Словно рад он чему-

И на ветках берез,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слез.

С.Дрожжин

"Детство" (отрывок)

4. Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

Вот свернулись санки,

И я на бок - хлоп!

Кубарем качусь я

Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Все лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

И.Никитин

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж отморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А.Пушкин.

Мороз, красный нос

(отрывок

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз- воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит. Хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет- по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Н.Некрасов

Первый снег.

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

На заборах, на крылечке

Все блестит и все бело!

Нет свободного местечка-

Всюду снега намело.

Нарядилась и рябина

В белый праздничный наряд.

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят.

Е.Трутнева

Приложение 7.

Консультация для родителей.

«Как сделать зимнюю прогулку интересной?»

Побеседуйте с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, что происходит с

животными и растениями зимой. Как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой.

Прогулки детям необходимы: они способствуют укреплению здоровья ребенка, физическому закаливанию детского

организма, приспособлению к резким изменениям температуры. Морозная русская зима – замечательное время для

укрепления здоровья! Прохладный ветер, легкий мороз, движение на воздухе – хорошая закалка. Выпал снег – стало

светло и нарядно!

Нам не стать привыкать,-

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

При регулярных прогулках организм ребенка становится более стойким. Увлекательные игры и развлечения зимой

на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Что же нужно

для того, чтобы дети активно и длительно гуляли в зимнее время?

Разнообразные забавы, игры со снегом обогащают содержание прогулок, увлекают детей, что позволяет увеличить

продолжительность прогулок даже при низких температурах.

Зимой на прогулке можно проводить почти все игры, только нужно организовать их так, чтобы дети не стояли долго на

одном месте, а постоянно двигались. Игры-забавы всегда привлекают детей: катание с горки, катание на санках, игры со

снегом, сооружение построек. Обычно лепят снеговика, но можно придумать и множество других композиций, чтобы

использовать их с пользой для здоровья. Для упражнений в метании можно слепить медведя с бочонком или лягушку,

чтобы можно было попасть снежком в ее открытый рот. Для закрепления навыков равновесия можно слепить

крокодила или удава . Поваляться в снегу любят все ребята! Можно устроить соревнование – кто дальше прыгнет с

лавочки? Активные физические упражнения способствуют укреплению здоровья и повышают настроение!

А как дети любят рисовать на снегу! Взяв палочку, на снегу можно изобразить причудливые картины. Дети постарше

способны самостоятельно придумывать сюжеты, а малышам нравится смотреть или дорисовывать недостающие

детали(волны для рыбки, лучики для солнца). А если заранее принести из дома бутылочку с подкрашенной водой, то

рисунки ваши будут яркими и красочными!

Можно оформить из снега клумбу, украсить ее разноцветными ледяными фигурками. Для изготовления цветных

фигурок-льдинок можно использовать песочные наборы. Цветные льдинки, вкрапленные в снег, в зимний солнечный

день будут переливаться на солнце всеми цветами радуги… Красиво!

Много радости может принести детям елка, вынесенная после новогоднего праздника во двор и украшенная

разноцветными ледяными подвесками или игрушками-самоделками. Прогулка выполняет также обучающую функцию:

дети знакомятся с окружающим миром, природными явлениями. Во время прогулки рассматривайте зимнее небо,

солнце, деревья (хвойные и лиственные), объясните ребенку почему хвойные деревья называют вечнозелеными.

Зима – время не только развлечений и игр, но и работы по очистке от снега (дорожки, крыльца, машины). Вы можете

привлечь своего малыша к труду, выдав ему лопатку соответствующего размера. Главное – показать пример и делать все

с удовольствием и улыбкой на лице. Тогда в будущем ребенок с радостью будет вам помогать.

Пожалуйста, уделите ребенку внимание и время для прогулки с ним, и вы доставите ему радость общения, веселье,

а самое главное – ваш ребенок приобретет здоровье!

Приложение 8.

Вечер стихов, загадок и пословиц.

Цель:

закрепить знания детей о зимних явлениях природы; развивать любознательность, интерес к окружающему;

развивать мышление детей, внимание, речь.

Седая хозяйка?

Тряхнет перинки –

Над миром пушинки! (Зима)

О зиме написано много стихов, пословиц, сложено много песен. Не меньше придумано о зиме загадок. Давайте я сейчас

буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать.

Летит – молчит, лежит – молчит,

Когда умрет, так заревет. (Снег)

Когда все укрыто седыми снегами

И солнышко рано прощается с нами? (Зимой)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает по воле, а не птица. (Вьюга)

Хоть сама – и снег, и лед,

А уходит – слезы льет. (Зима)

Интересные загадки о зиме придуманы нашим народом. Но их у зимы очень и очень много.

(Раздается стук в дверь) Входит Снегурочка . в руках она держит снежинки. Эти снежинки вол

Он слетает белой стаей

И сверкает налету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег)

Что вверх корнем растет? (Сосулька)

Без рук, без ног по полю скачет,

Под окном стучится, в избу просится. (Ветер)

Бежала – шумела,

Заснула – заблестела. (Речка)

Белой стайкой мошкара

Вьется, кружится сутра,

Не пищат и не кусают,

На ладони сразу тают. (Снежинки)

Скачет по лесу, то взад, то вперед,

Воет, гудит и деревья трясет. (Вьюга)

- Молодцы, ребята, загадки Снегурочки вы отгадали. А кто из вас назовет зимние месяцы?

- А теперь вам такое задание – нарисовать отгадку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Игра «Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды:

водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля…

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и

объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбираются нужные картинки и объясняется выбор.

Поисковая игра «Следы на снегу»

В царстве Зимы много интересного. Когда снег падает на землю, то он чистый и ровный. А потом животные, человек

начинают передвигаться по снегу и оставляют свои следы. Предлагает детям определить, кто оставил следы на снегу.

(Детям предлагаются карточки с нарисованными на них следами животных, птиц и человека).

Список литературы.

1.

В.Волина. Праздник Букваря.- М: АСТ-ПРЕСС, 1996.

2.

О.А.Скоролупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Зима». Москва 2007.

3.

Энциклопедия для детей. Том 2. Биология.М.Аванта+ 1996.

4.

Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. М. 1995.

5.

С.И.Агеева . Обучение с увлечением.М.1995

6.

О.Д.Ушакова. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Издательский дом ЛИТЕРА 2010.

7.

Организация деятельности детей на прогулке. Волгоград. Учитель. 2010.

8.

Хрестоматия по детской литературе. Просвещение .1988.

9.

Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. Просвещение. 1996.

10.

А.В.Соболева. Загадки- смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей.

М.Издательство «Гном и Д».2000

11.

Г.С.Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва «Просвещение» 1988.



В раздел образования




Яндекс.Метрика