Напоминание

"Нетрадиционные техники рисования"


Автор: Филиппова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 27 – центр развития ребенка"
Населённый пункт: г. Боровичи, Новгородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные техники рисования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционные техники рисования

Актуальность

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и

восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям

ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования

хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей

непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно

говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник

способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

- изобразительных навыков и умений;

- наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Организация образовательного процесса

.

Непосредственно образовательный процесс по нетрадиционной изобразительной

деятельности строится с учетом постепенного нарастания сложности материала.

Начинаю с предметных изображений: сначала отрабатываем все основные элементы

задуманного нами сюжетного рисунка, а затем – переходим к их сочетанию и более

сложным композициям. При организации подобной деятельности и выборе материала,

учитываю индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них

изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Работа проводится

в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность

взрослого с дошкольниками. Иногда используется частичное выполнение задания,

например, дорисовывание изображения. В процессе работы используются игровые

моменты и физкультминутки (динамические паузы).

В процессе работы с различными материалами младшие дошкольники познают свойства

разных материалов, возможности их преобразования и использования в различных

композициях. В процессе создания рисунков у детей закрепляются знания эталонов формы

и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях

окружающей жизни. Нетрадиционные техники, с которыми я знакомлю, доступны детям

с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими, знакомят с новыми

приемами, развивают моторику руки.

В своей работе с младшими дошкольниками использую следующие нетрадиционные

способы рисования: рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками,

штампами, пробками, поролоном и другие.

Со старшими дошкольниками использую нетрадиционные способы рисования, требующие

больше внимания и умения, такие как набрызг, монотипия, способом примакивания,

рисование по сырому, рисование свечой, рисование пластилином, техника – мятая бумага.

Цель

: Познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования.

Задачи на год:

- Формировать у детей представления о вариативности использования различных

материалов для рисования (пробки, поролон, ластик, ватные палочки, пальчики и

ладошки).

- Познакомить детей с оригинальными техниками рисования (рисование пальчиками,

ладошками, рисование различными тычками, штампами, пробками, поролоном и т.д.).

- Учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном

творчестве, создавая различные предметные композиции.

- Развивать творческие способности, эстетический вкус.

- Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию младших дошкольников.

Перспективный план на год в средней группе по ознакомлению

детей с нетрадиционными техниками рисования

Пальчиковая живопись. Рисование ладошкой.

Пальчиковая живопись и рисование ладошкой помогают ребенку почувствовать свободу

творчества, дают ощущения взаимодействия с изобразительным материалом (с краской)

без кисточки. Несомненна важность тактильных ощущений в процессе познания

окружающего, здесь предоставляется возможность почувствовать структуру краски и

поиграть с ней. Конечно, эта техника рекомендуется не только для детей на начальном

этапе освоения рисования, массу положительных эмоций, чувство свободы и радости

творчества пальчиковая живопись приносит детям всех возрастов.

Цель:

- познакомить с техникой рисования «пальчиковая живопись»;

- создавать условия для освоения детьми пальчиковой живописи: рисование пальцами и

ладошкой;

- развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к рисованию и изобразительным

материалам;

- формировать умение не выходить за контур фигуры при закрашивании, закрепить

названия основных цветов и некоторых оттенков.

Материал: краска для пальчикового рисования, влажные тканевые салфетки по количеству

детей, бумага для рисования.

Сентябрь

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

Ознакомление.

«Кисточки пропали»

«Дождик»

«Салют»

Октябрь

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

Шли ладошки по дорожке»

(групповая работа)

«Хвост для петушка»

«Мой любимый цвет»

Ноябрь

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

«Деревья»

«Золотая рыбка»

«Украшение ёлочных игру-

шек»

Рисование способом – тычка

Материал:

старая

обрезанная

кисть

на

1

мм,

щетинная

кисть,

трубочка

от

фломастера

с

вставленным поролоном, белая бумага, книжки – раскраски, тарелочка, гуашь.

Методика рисования

: дети делают слева направо по линии контура рисунка тычки кисточкой с

краской или трубочкой от фломастера с вставленным поролоном, не оставляя между ними белого

места.

Внутри

полученного

контура

дети

закрашивают

такими

же

тычками,

сделанными

в

произвольном порядке. При необходимости рисунок можно дорисовать тонкой кисточкой.

Декабрь

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

Ознакомление.

«Падает пушистый снег»

«Плывут по небу облака»

«Мы слепили снеговика»

Январь

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

« Зеленая красавица»

«Мой пушистый котенок»

«Покормим желтеньких

цыпляток»

Февраль

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

«Дерево в снегу»

«Снегири на ветках»

«Плюшевый мишка»

Печатание

Материал: печатки (пробка, ватные палочки, скомканная бумага, поролон), бумага, краски,

тарелочки, губка – подушечка.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его

отпечатков разные композиции. Прижмем печатку к подушечке с краской, а затем к листу бумаги.

Получился ровный и четкий отпечаток.

Март

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

Ознакомление.

« Открытка для мамы»

«Пушистая мимоза»

(поролон)

«Чашечка с блюдцем в

горошек» (ват. палочки)

Апрель

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

«Курочка и цыплята»

(скомканная бумага)

«Бусы для куклы»

(пробка)

«Веселая матрешка»

(по выбору)

Май

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

«Узор в круге»

(по выбору)

«Узор для платья»

(по выбору)

«Цветы на клумбе»

(по выбору)

Перспективный план на год в старшей группе по ознакомлению

детей с нетрадиционными техниками рисования

Задачи на год:

- продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками;

- развивать активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств

выразительности

Рисование способом примакивания

Материал: Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага

Ход работы.

Окунув кисточку в краску, приложить ее хвостик к листу бумаги и поднять получится капелька. Если

нанести такие капельки по кругу – получился цветок. Примакиванием можно нарисовать листья у

деревьев, животных и другие рисунки, стоит только пофантазировать.

Сентябрь

1-ая неделя

2-ая неделя

3-янеделя

4-ая неделя

Ознакомление.

«Чудеса красок»

«Сказка про осень»

«Осенние цветы»

«Зверята в лесу»

Октябрь

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

«Африка»

«Нарисуй любое

животное»

«Узор в квадрате»

«Любимая игрушка»

Ноябрь

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

«Море волнуется

раз»

«Рисуем загадку»

«Поздняя осень»

«Рисование по

замыслу»

Монотипия

Материал: краска, кисточка, бумага

Ход работы:

Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько

ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его

ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это

красавица-бабочка!

Декабрь

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

Ознакомление.

«Бабочка»

«Снежинка»

«Цветы в горшке»

«Многоэтажный

дом»

Набрызг

Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.

На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или

расческой

проведите

по

ворсу.

Брызги

разлетятся

по

чистому

листу.

Так

можно

изобразить

звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и

разбрызгать

краску.

Затем

убрать

силуэт

и

у

вас

останется

след,

его

можно

дополнить,

подрисовываю недостающие линии кисточкой.

Январь

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

-----------------------

Ознакомление .

« Салют»

«Ёлочные игрушки»

«Веселые

снеговички»

Февраль

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

«Звездное небо»

«Мишка»

«Ёлка в снегу»

«Белочка»

Рисование по сырому листу

Материал: акварельные краски, кисти, бумага для рисования, поролоновая губка.

При рисовании акварелью по сырому листу используется эффект мокрого растекания красок на

листе, их смешивание, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Март

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

Ознакомление. «Во-

лшебные снежинки»

«Букет для мамочки

«Цветовые пятна»

«Отражение в луже»

Апрель

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

«Мое настроение»

«Дождь»

«Море»

«Рыбки в аквариуме

Май

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

«Одуванчики»

«Красивые бабочки»

«Радуга после дождя

«Цветочная поляна»

Перспективный план на год в подготовительной группе по

ознакомлению детей с нетрадиционными техниками

рисования

Задачи на год:

-Учится быть оригинальным

-Учится использовать средства выразительности

-Учится давать оценку своей и чужой деятельности

-Учится проявлять инициативу, самостоятельность

-Развивать индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник

Мятая бумага (эффект мозайки)

Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки

Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника

интересна

тем,

что

на

местах

сгибов

бумаги

краска

при

закрашивании

делается

более

интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.

Сентябрь

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

Ознакомление.

«Рисуем школу»

«Грибная полянка»

«Осенний ковер»

«Яблоки на ветке»

Октябрь

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

«Овощное лукошко»

«Осенний пейзаж»

«Невиданный зверь»

«Волшебный лес»

Ноябрь

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

«Разноцветные

рыбки»

«Наши крылатые

друзья»

«Моя любимая

игрушка»

«Берлога для

медведя»

Рисование свечой или восковыми мелками

Материал: Свечка, бумага, кисточка, краски, восковые мелки.

Переведение

под

тонкий

альбомный

лист

положить

нарисованный

контурный

рисунок.

Сверху обвести по контуру свечой, затем нанести краску.

Декабрь

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

Ознакомление.

«Кружатся

снежинки»

«Дерево колдуньи»

«Узоры на окнах»

«Дворец Деда

Мороза»

Январь

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

-------------------------

«Зимняя фантазия»

«Сказочная птица»

«Зимняя сказка»

Февраль

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

«Снегири на ветках»

«Что за чудо эти

сказки»

«Зима в городе»

«Волшебные

картинки»

Рисование пластилином

Материал: плотная бумага или картон, пластилин, карандаш.

На плотный лист бумаги или картон нанести карандашом контур. Нарисовать по нему теплым

пластилином. Получается очень даже выразительно.

Март

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

Ознакомление.

«Тюльпаны в вазе»

«Раскрасим посуду»

«Мой маленький

друг»

«Веселый лужок»

Выбор нетрадиционной техники рисования по желанию детей

Цель: Закрепить у детей самостоятельность, активность в поисках способов изображения

образа. Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать

рисунок, как средство передачи впечатлений.

Апрель

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

«Пестрые кошки»

«Мы ходили в

зоопарк»

«Фруктовая

мозайка»

«Птицы волшебного

сада»

Май

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

«Натюрморт»

«Вишня в цвету»

«Мои любимые

рыбки»

« Лето, здравствуй!»



В раздел образования




Яндекс.Метрика