Автор: Филиппова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 27 – центр развития ребенка"
Населённый пункт: г. Боровичи, Новгородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные техники рисования"
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные техники рисования
Актуальность
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и
восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям
ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования
хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно
говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник
способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений;
- наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Организация образовательного процесса
.
Непосредственно образовательный процесс по нетрадиционной изобразительной
деятельности строится с учетом постепенного нарастания сложности материала.
Начинаю с предметных изображений: сначала отрабатываем все основные элементы
задуманного нами сюжетного рисунка, а затем – переходим к их сочетанию и более
сложным композициям. При организации подобной деятельности и выборе материала,
учитываю индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них
изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Работа проводится
в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность
взрослого с дошкольниками. Иногда используется частичное выполнение задания,
например, дорисовывание изображения. В процессе работы используются игровые
моменты и физкультминутки (динамические паузы).
В процессе работы с различными материалами младшие дошкольники познают свойства
разных материалов, возможности их преобразования и использования в различных
композициях. В процессе создания рисунков у детей закрепляются знания эталонов формы
и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях
окружающей жизни. Нетрадиционные техники, с которыми я знакомлю, доступны детям
с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими, знакомят с новыми
приемами, развивают моторику руки.
В своей работе с младшими дошкольниками использую следующие нетрадиционные
способы рисования: рисование пальчиками, ладошками, рисование различными тычками,
штампами, пробками, поролоном и другие.
Со старшими дошкольниками использую нетрадиционные способы рисования, требующие
больше внимания и умения, такие как набрызг, монотипия, способом примакивания,
рисование по сырому, рисование свечой, рисование пластилином, техника – мятая бумага.
Цель
: Познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования.
Задачи на год:
- Формировать у детей представления о вариативности использования различных
материалов для рисования (пробки, поролон, ластик, ватные палочки, пальчики и
ладошки).
- Познакомить детей с оригинальными техниками рисования (рисование пальчиками,
ладошками, рисование различными тычками, штампами, пробками, поролоном и т.д.).
- Учить использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном
творчестве, создавая различные предметные композиции.
- Развивать творческие способности, эстетический вкус.
- Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию младших дошкольников.
Перспективный план на год в средней группе по ознакомлению
детей с нетрадиционными техниками рисования
Пальчиковая живопись. Рисование ладошкой.
Пальчиковая живопись и рисование ладошкой помогают ребенку почувствовать свободу
творчества, дают ощущения взаимодействия с изобразительным материалом (с краской)
без кисточки. Несомненна важность тактильных ощущений в процессе познания
окружающего, здесь предоставляется возможность почувствовать структуру краски и
поиграть с ней. Конечно, эта техника рекомендуется не только для детей на начальном
этапе освоения рисования, массу положительных эмоций, чувство свободы и радости
творчества пальчиковая живопись приносит детям всех возрастов.
Цель:
- познакомить с техникой рисования «пальчиковая живопись»;
- создавать условия для освоения детьми пальчиковой живописи: рисование пальцами и
ладошкой;
- развивать эмоциональную отзывчивость, интерес к рисованию и изобразительным
материалам;
- формировать умение не выходить за контур фигуры при закрашивании, закрепить
названия основных цветов и некоторых оттенков.
Материал: краска для пальчикового рисования, влажные тканевые салфетки по количеству
детей, бумага для рисования.
Сентябрь
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
Ознакомление.
«Кисточки пропали»
«Дождик»
«Салют»
Октябрь
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
Шли ладошки по дорожке»
(групповая работа)
«Хвост для петушка»
«Мой любимый цвет»
Ноябрь
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
«Деревья»
«Золотая рыбка»
«Украшение ёлочных игру-
шек»
Рисование способом – тычка
Материал:
старая
обрезанная
кисть
на
1
мм,
щетинная
кисть,
трубочка
от
фломастера
с
вставленным поролоном, белая бумага, книжки – раскраски, тарелочка, гуашь.
Методика рисования
: дети делают слева направо по линии контура рисунка тычки кисточкой с
краской или трубочкой от фломастера с вставленным поролоном, не оставляя между ними белого
места.
Внутри
полученного
контура
дети
закрашивают
такими
же
тычками,
сделанными
в
произвольном порядке. При необходимости рисунок можно дорисовать тонкой кисточкой.
Декабрь
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
Ознакомление.
«Падает пушистый снег»
«Плывут по небу облака»
«Мы слепили снеговика»
Январь
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
« Зеленая красавица»
«Мой пушистый котенок»
«Покормим желтеньких
цыпляток»
Февраль
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
«Дерево в снегу»
«Снегири на ветках»
«Плюшевый мишка»
Печатание
Материал: печатки (пробка, ватные палочки, скомканная бумага, поролон), бумага, краски,
тарелочки, губка – подушечка.
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его
отпечатков разные композиции. Прижмем печатку к подушечке с краской, а затем к листу бумаги.
Получился ровный и четкий отпечаток.
Март
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
Ознакомление.
« Открытка для мамы»
«Пушистая мимоза»
(поролон)
«Чашечка с блюдцем в
горошек» (ват. палочки)
Апрель
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
«Курочка и цыплята»
(скомканная бумага)
«Бусы для куклы»
(пробка)
«Веселая матрешка»
(по выбору)
Май
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
«Узор в круге»
(по выбору)
«Узор для платья»
(по выбору)
«Цветы на клумбе»
(по выбору)
Перспективный план на год в старшей группе по ознакомлению
детей с нетрадиционными техниками рисования
Задачи на год:
- продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками;
- развивать активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
- умение находить новые способы для художественного изображения;
- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности
Рисование способом примакивания
Материал: Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага
Ход работы.
Окунув кисточку в краску, приложить ее хвостик к листу бумаги и поднять получится капелька. Если
нанести такие капельки по кругу – получился цветок. Примакиванием можно нарисовать листья у
деревьев, животных и другие рисунки, стоит только пофантазировать.
Сентябрь
1-ая неделя
2-ая неделя
3-янеделя
4-ая неделя
Ознакомление.
«Чудеса красок»
«Сказка про осень»
«Осенние цветы»
«Зверята в лесу»
Октябрь
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
«Африка»
«Нарисуй любое
животное»
«Узор в квадрате»
«Любимая игрушка»
Ноябрь
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
«Море волнуется
раз»
«Рисуем загадку»
«Поздняя осень»
«Рисование по
замыслу»
Монотипия
Материал: краска, кисточка, бумага
Ход работы:
Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько
ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его
ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это
красавица-бабочка!
Декабрь
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
Ознакомление.
«Бабочка»
«Снежинка»
«Цветы в горшке»
«Многоэтажный
дом»
Набрызг
Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.
На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или
расческой
проведите
по
ворсу.
Брызги
разлетятся
по
чистому
листу.
Так
можно
изобразить
звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и
разбрызгать
краску.
Затем
убрать
силуэт
и
у
вас
останется
след,
его
можно
дополнить,
подрисовываю недостающие линии кисточкой.
Январь
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
-----------------------
Ознакомление .
« Салют»
«Ёлочные игрушки»
«Веселые
снеговички»
Февраль
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
«Звездное небо»
«Мишка»
«Ёлка в снегу»
«Белочка»
Рисование по сырому листу
Материал: акварельные краски, кисти, бумага для рисования, поролоновая губка.
При рисовании акварелью по сырому листу используется эффект мокрого растекания красок на
листе, их смешивание, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.
Март
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
Ознакомление. «Во-
лшебные снежинки»
«Букет для мамочки
«Цветовые пятна»
«Отражение в луже»
Апрель
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
«Мое настроение»
«Дождь»
«Море»
«Рыбки в аквариуме
Май
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
«Одуванчики»
«Красивые бабочки»
«Радуга после дождя
«Цветочная поляна»
Перспективный план на год в подготовительной группе по
ознакомлению детей с нетрадиционными техниками
рисования
Задачи на год:
-Учится быть оригинальным
-Учится использовать средства выразительности
-Учится давать оценку своей и чужой деятельности
-Учится проявлять инициативу, самостоятельность
-Развивать индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник
Мятая бумага (эффект мозайки)
Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки
Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника
интересна
тем,
что
на
местах
сгибов
бумаги
краска
при
закрашивании
делается
более
интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.
Сентябрь
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
Ознакомление.
«Рисуем школу»
«Грибная полянка»
«Осенний ковер»
«Яблоки на ветке»
Октябрь
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
«Овощное лукошко»
«Осенний пейзаж»
«Невиданный зверь»
«Волшебный лес»
Ноябрь
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
«Разноцветные
рыбки»
«Наши крылатые
друзья»
«Моя любимая
игрушка»
«Берлога для
медведя»
Рисование свечой или восковыми мелками
Материал: Свечка, бумага, кисточка, краски, восковые мелки.
Переведение
–
под
тонкий
альбомный
лист
положить
нарисованный
контурный
рисунок.
Сверху обвести по контуру свечой, затем нанести краску.
Декабрь
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
Ознакомление.
«Кружатся
снежинки»
«Дерево колдуньи»
«Узоры на окнах»
«Дворец Деда
Мороза»
Январь
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
-------------------------
«Зимняя фантазия»
«Сказочная птица»
«Зимняя сказка»
Февраль
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
«Снегири на ветках»
«Что за чудо эти
сказки»
«Зима в городе»
«Волшебные
картинки»
Рисование пластилином
Материал: плотная бумага или картон, пластилин, карандаш.
На плотный лист бумаги или картон нанести карандашом контур. Нарисовать по нему теплым
пластилином. Получается очень даже выразительно.
Март
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
Ознакомление.
«Тюльпаны в вазе»
«Раскрасим посуду»
«Мой маленький
друг»
«Веселый лужок»
Выбор нетрадиционной техники рисования по желанию детей
Цель: Закрепить у детей самостоятельность, активность в поисках способов изображения
образа. Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать
рисунок, как средство передачи впечатлений.
Апрель
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
«Пестрые кошки»
«Мы ходили в
зоопарк»
«Фруктовая
мозайка»
«Птицы волшебного
сада»
Май
1-ая неделя
2-ая неделя
3-я неделя
4-ая неделя
«Натюрморт»
«Вишня в цвету»
«Мои любимые
рыбки»
« Лето, здравствуй!»