Авторы: Белякова Татьяна Александровна, Бибикова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: в/ч 30632 ДОУ № 20
Населённый пункт: Князе-Волконский гарнизон Хабаровский край
Наименование материала: сценарий посиделок
Тема: " 8 марта в русско-народном стиле"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий посиделок с детьми старшего возраста,
посвященных 8 марта "В светлой горнице, да рядом с
матушкой
»
Ответственные:Воспитатели: Белякова Т.А.,Бибикова Н.В.,мл.воспитатель Дола Ю.А.
Программные задачи:
Расширять представления детей о родной стране, о государственных и народных
праздниках.
Прививать интерес детей к народному творчеству, быту.
Воспитывать и прививать доброе и бережное отношение к старшему поколению,
матери, бабушке, почитать и уважать мудрость родителей.
Развивать художественно-творческие способности, музыкальный и поэтический
слух, чувство ритма.
Доставить детям радость, интерес от праздника.
Цели:
• Организация семейного досуга;
• Формирование у детей ценности семьи;
• Укрепление семейных отношений через совместную творческую деятельность;
• Укрепление связи и сотрудничества ДОУ №20 и родителей.
Ход развлечения
Центральная часть ГРУППЫ оформлена в русском народном стиле:
бутафорская печка, скамеечки, Люлька подвешенная к
потолку,кровать заправленная встаринном русском стиле,на печи
стоит чугунок,лежит кот.
Украшают и придают атмосферу народности, погружают в быт
старины.
Дети и ведущие одетые в русские народные костюмы, входят под
русскую народную мелодию «Выйду ль я на реченьку». Дети садятся
на скамейки вдоль центральной стены. Мамы сидят за столами, на
которых стоят самовары, расположенные полукругом напротив детей.
Звучит русская народная мелодия: «Пойду ль, выйду ль я».
Пританцовывая, заходят две ведущие в русских народных костюмах и
с поклоном останавливаются в центре зала.
Ведущая 1:
Здравствуйте, наши гости уважаемые,
Матушки почитаемые.
Рады видеть вас на наших посиделках.
Ведущая 2:
Здравствуйте, разлюбезные милые детушки.
Добры молодцы, да красны девицы.
Ведущая 1: На улице холод, а в доме тепло да уютно. Ребята, а сколько
стен у дома?
Дети: Четыре.
Ведущая 2: А где четыре стены – там и все беды никому не страшны.
Ведущая 1: Ну, а где любовь, да совет – там и горя, представьте, нет.
Ведущая 2: Гости наши дорогие, скажите-ка нам, а кто в доме
главный?
Мамы: Хозяин и хозяюшка.
Ведущая 1: А хозяюшка – это матушка.
Ведущая 2: Правильно, хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Ребенок: В весенний денек
Вьется за окном дымок
Солнце светит к нам в окно
А в избе гостей полно.
Ведущая1: Ребята а вы никогда не задумывались. Почему люди ходят
в гости?
(
предположительные
ответы
детей
навестить
родственников,
поделиться новостями, побеседовать, повеселиться отдохнуть, попить
чая из самовара)
Ведущая2: Вот и сегодня мы встретим гостей соблюдая традиции
русского
гостеприимства.
Мы
много
говорили
о
гостеприимстве,
читали
рассказы,
сказки,
рассматривали
картины,
фотографии,
играли.
- Как вы понимаете слово « гостеприимство» ( гостеприимство это
значит гостей принимать)
-Давайте вспомним, что вы знаете об этом обычае? ( во все времена
русские
люди
любили
ходить
в
гости
и
встречать
гостей,
красиво
наряжались и украшали свой дом, готовили подарки и угощения,
встречали гостя хлебом –солью, кланялись в пояс, гость отламывал
маленький кусочек хлеба, вмокал в соль и кушал. Усаживали гостей в
красный угол – самое красивое и удобное место в комнате. Пили чай
из самовара, пели песни, танцевали, водили хороводы.)
Девочки:
1.
Сама прибирает.
2.
Сама угощает.
3.
Одна за всё отвечает.
4.
При солнышке – тепло, при матушке – добро.
Ведущая 1:
И то правда: доброты материнской прекрасней
Ничего удивительней нет,
Этот мир, к чьей судьбе мы причастны,
Добротой материнской согрет.
Ведущая 2:
Ничего нет на свете чудесней
И сильней материнской любви,
С чем сравнить её? Может быть с песней,
Что поют на заре соловьи.
Даниил Ч.
Мамочка любимая тихо прилегла,
За день так устала, всё дела, дела.
Я ее жалею, глажу по щеке,
Хочешь, нежно песню я спою тебе!
Слова и музыка: Обухова Елена Энверовна
Маленькое солнце у меня в ладошке,
Положу сокровище в белое лукошко.
Бантики нарядные сверху повяжу,
Никому на свете вещь не покажу.
Припев:
Только маме, только маме
Я подарок подарю.
Поцелую ее в щечку,
Крикну, что её люблю.
Потому что, потому что
Нет дороже и милей.
Когда вырасту большая
Позабочусь я о ней.
Ласковую просьбу выложу с терпеньем,
Потому что скоро будет день рожденья.
В день Восьмое марта попрошу ее,
Чтобы день рожденье справила моё.
Припев.
Ведущая 1: Дети, подойдите, пожалуйста, к своей мамочке, скажите
её на ушко самые добрые, самые нежные ласковые слова (Мамочка-
солнышко, мамочка-звёздочка и т.п.), поцелуйте и обнимите её.
(Дети садятся на свои места)
Ведущая 2: Самое прекрасное слово на земле – мама. Это одно из
первых слов, которое произносит человек, и звучит оно одинаково
ласково и нежно, протяжно и мягко на всех языках мира. У мамочки
самый тёплый и светлый взгляд,
Ведущая 1: . У мамочки беспокойная душа. И сколько бы ни было вам
лет, 5 или 45, нам всегда нужна мама, нам всегда её не хватает.
Ведущая 2:
Для каждой мамы счастье –это просто!
Начинается оно с полуметра роста.
Что такое счастье? Каждый вам ответит;
Оно есть у тех,у кого есть дети.
Дети читают стихи.
1.Настя.
Милая, любимая, мамочка моя!
Самая счастливая в этом мире я!
И никто, как мама, не жалеет нас,
И никто, как мама, не голубит нас!
2.Катя К.
Мама, мама, мамочка,
Тихо шёпотом скажу.
Милая, любима,
Очень я тебя люблю!
3.Полина А.
Пусть знают все люди на свете,
Как маму свою я люблю!
И знают все малые дети,
Жалеть надо маму свою!
( Девочки проходят на места)
Ведущая 1: А слыхали вы, люди добрые?
Если приключилася беда –
Ты к кому пойдёшь тогда?
Мамин нужен всем совет
Он спасёт от всяких бед.
Посоветует, поймёт,
Крепко так к себе прижмет…
(Фонограмма плача младенца)
Нынче-то великое чудо, да счастье несказанное в дому.
Родилось на свет дитятко малое, дитятко желанное.
Ведущая 2:
Плачет, ой, не унимается!
Нужно Котеньку звать,
Колыбельку качать.
( девочки выходят на колыбельную)
Илиза,София,Диана
Звучит русская народная колыбельная: «Танечка, баю-бай-бай». Идут три
девочки, укачивая кукол, и каждая (по очереди) поёт колыбельную.
Девочка 1:
Баю, баю, баю, бай,
Ты, собаченька, не лай,
Петушок, не кричи,
Нашу Катю не буди.
Девочка 2:
Баю, баю, баю, бай!
Пойди, Котик, на сарай,
Пойди, Котик, на сарай
Нашу Манечку, качай.
Девочка 3:
Танечка, баю, бай, бай!
Не ложись на самый край,
Придёт серенький волчок,
Схватит Таню за бочок.
Баю, баю, баю, баю
Усни, Таня, засыпай.
Дети баюкают кукол, а ведущая 1, нараспев приговаривает:
Колыбельная песня
М.Ю. Лермонтов
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
По окончании ведущая укладывает куклу в люльку (тихо, чтобы не
разбудить).
Ведущая 2: А как нынче наши мамы укачивают своих деток ?
Под русскую народную песню: «Дрёма» выходят несколько мам со своими
детьми, садятся парами в центре зала и каждая, прижимая к себе сына или
дочку напевает:
Мама 1:
Кто у нас плачет –
Не получит калачик,
Кто у нас ревёт –
Не получит сухарёк.
Мама 2:
Не плачь, не плачь,
Несёт котик калач.
Недалёко на мостике,
Несёт калач на хвостике.
Мама 3:
Спи, мой сынок,
Медовый сахарок.
Люли, люли, люли бай,
Спи, сыночек, засыпай.
Мама 4:
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали люленьку качать,
Стали Настю усыплять.
Ведущая 1:
Ой, пришла к нам дрёма,
Навалилась на глаза,
Навалилась, накатилась,
Не уйти теперь от сна.
Ведущая 2:Тсс...
Ходит сон по сеничкам,
Дрёма под окошечком.
Спит у мамы деточка,
Спит у мамы крошка.
Мамы провожают своих детей на места.
Ведущая 1:
А мой Иван, ну не ложится прям,
Только Ваню на кровать,
Глянь, уже встаёт опять.
Ведущая2:Сколько же у мамы дел!
Накормить, обуть, одеть…
И когда же всё успеть?
Да, особый талант надо иметь!
Всё успевать на бегу, на лету,
Шить, гладить, готовить и чистить плиту,
Стирать, убираться, уроки учить,
Попробуйте вы в таком темпе пожить!
Ведущая1:Не
случайно
наше
следующее
задание
называется
«На
скорую руку». Проводится конкурс «Одень ребенка».
Итак,
утро.
Вы
открываете
глаза
и
к
великому
своему
ужасу
понимаете,
что
катастрофически
опаздываете
на
работу.
Вы
быстренько встали, умылись, оделись и готовы. Все бы хорошо, но вот
ваш милый, дорогой «хвостик», ваше ненаглядное создание никак не
может проснуться. (ВЫХОДЯТ ДЕТИ:ЕГОР Ш.,ПАША К.,АНЯ Б. ДЛЯ
ИСПОЛНЕНИЯ
ПЕСНИ
«МАМИН
ХВОСТИК».)(После
песни
проводится конкурс ОДЕНЬ РЕБЕНКА). Но вам необходимо спешить.
Поэтому вы, держа ребенка одной рукой, второй должны одеть его. А
вот его одежда: шапка, куртка, шарфик и сапожки.
(вызываются 2-3 мама.Нужно под музыку одной рукой одеть своего
ребенка:шапку,сапоги ,куртку)
(Во время конкурса девочки уходят для танца Матрешек)
Ведащая2:
Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.
(Девочки выходят на танец матрешек) и после садятся на свои места.
Ведущая 1: В старые добрые времена рассказывали детям . Много
разных сказок народ придумывал да из уст в уста передал, до наших
дней дошли многие из них.
Ведущая 2: Сегодня мы увидим отрывок из русской народной сказки
«МУЖИК ИЗАЯЦ» в исполнении замечательных артистов: Артем Д.
и Паша К.
Мужик и Заяц
Русская народная сказка
для чтения и представления
Продолжительность спектакля: 1 минута; количество актеров: от 1 до
3.
Действующие лица:
Мужик
Заяц
Рассказчик
Рассказчик
Шел один мужик по полю,
О своей вздыхая доле.
Мужик
Ох, и бедно ж я живу
И во сне ,и наяву.
Вот бы способ мне узнать,
Как быстрей богатым стать.
Рассказчик
Вдруг он видит,
Под кусточком
Зайчик нюхает цветочки.
Руку только протяни-
Да и за уши возьми!
Вот мужик и размечтался.
Мужик
Стой ушастый, ты попался!
Принесу домой, зажарю,
А назавтра на базаре
Шкурку я продам твою
И куплю себе свинью.
Свинка – это просто клад!
Аж двенадцать поросят
Принесет она мне в год.
Будет и от них приплод.
Их потом я заколю,
А на деньги дом куплю.
Ну а чтоб развеять грусть,
Я женой обзаведусь.
Дома пусть она сидит,
Мне двоих сынков родит.
Васька с Ванькой подрастут
Да хозяйничать начнут.
Буду я в окно следить
И порядки наводить.
Крикну им: «Эй вы, робяты,
Мужики не виноваты.
Вы людей не погоняйте,
Понапрасну не ругайте!
Вы поймете их едва ли,
Сами ж бедно не живали!
Рассказчик
Наш мужик так раскричался,
Что зайчишка испугался,
Ушки он к спине прижал,
Прыгнул да и побежал.
А заоблачные дали
Вместе с зайчиком пропали –
Нет ни дома, ни жены,
Только драные штаны!
Конец.
Ведущая 1: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Ведущая 2: А дел у матушки видимо-невидимо. Издавна
мастеровитые и деловитые были и есть наши матушки. Умели и
холсты ткать, умели шить и прясть.
Выходят девочки с поклоном.
Ведущая1:
Домом жить – не лукошко вить.
Домом жить – не развеся уши ходить.
Домом жить – обо всём тужить.
Дом вести – не лапти плести.
Ведущая 2: Хотя лапти сплести и не всякий сможет. А вот у нашей
матушки было 12 дочерей и каждую она чему только не научила.
Кира
У матушки Матрёши
Дом большой, хороший.
В этом доме двенадцать дочерей,
Двенадцать светлиц для дочерей.
В каждой светлице сидит по девице.
Ведущая 2: И стала их матушка работе учить.
Все девочки исполняют песню: «Было у матушки двенадцать дочерей»,
сопровождая танцевальными движениями.
Ведущая 1: Исстари рукоделие и добрые традиции в доме
передавались детям от бабушки к матери, от матери к дочери.
Ведущая 2:
Да, мастерицы мамы, право-слово.
Какие корешки – такие и ветки,
Какие родители – такие и детки
Учитесь, дети, у своих мам,
Есть хороший пример вам.
Ведущая 1:
А после долгой работы и отдохнуть пора.
Конкурс «Чудесный сундучок»
( клубочек, иголка, лук, стрела, яйцо,3 ложки.)
Вопросы:
1.
Здесь
лежит
то,
что
указало
путь-дорожку
не
только
Ивану-
царевичу, но и одному из мифологических героев Древней Греции.
/Клубочек/
2. С помощью этого предмета герой русской народной сказки нашел
свое
счастье
–
мудрую
красивую
жену,
заколдованную
злым
волшебником. /Стрела и лук/
3. Здесь находится предмет, с помощью которой можно изготовить
самые замечательные вещи, а можно даже убить одного страшного
персонажа русских народных сказок. /Игла/ ) и т.д.
Ведущая 2:
Русь талантами богата,
Русь талантами полна,
Если будут петь ребята,
Значит, будет жить страна.
Дети:
Как у наших у ворот, в зелен садик поворот,
Кто работы не боялся, тот и пел.
«Частушки» исполняют мамы.
Мамы:
1.
Выйдет доченька плясать,
В новеньких ботиночках,
Все ребята говорят:
Катя, как картиночка.
2.
У сыночка моего
Ноги так и носятся,
Не стоят они на месте.
В пляску так и просятся
3.
Всю неделю не спалось,
Не спалось, не елось,
Поплясать в нарядном зале
Очень захотелось.
Ведущая 1: Тара-ра, тара-ра! Всех на танец звать пора.
Реб. Степа
Улыбнись скорее мама,
Я на сцену выхожу,
Оцени мои старанья.
Я ведь для тебя пляшу.
(МАЛЬЧИКИ ВЫХОДЯТ НА ТАНЕЦ)
Ведущая 1: Ой, так ребята наплясались!
Мальчик:Тимофей
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы?
Я отвечу прямо:
Все дети: Это мама, мама, мама!
Ведущая:На всей огромной планете родней и ближе нет человека, чем
мама
Дети ичполняют частушки (см. приложение),либо во время
чаепития.
Ведущая 1: Мама – это добрый ангел, который всегда старается
спасти, уберечь и сохранить счастливую семью, чтобы дом был –
полная чаша, чтобы здоровы все были, чтобы мир был в доме и
благополучие.
Выходит Алина Горина и мама исполняют песню. После песни дети
отправляются за подарками для мам. Целуют ее и говорят ласковые
слова.
Ведущие выносят пирог.
Ведущие приглашают всех на чаепитие во время которого проводятся конкурсы
см. приложение
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ведущая 2: Издавна на счастье мастерили люди на Руси обереги для своего
дома и его домочадцев. Сегодня на память о нашем добром празднике мы
сделаем один из таких оберегов – ангелочка. И оставим его себе, как знак
доброты и чистоты отношений между мамой и ребёнком.
Дети в паре с мамой из кусочка белой ткани и ниточек делают «ангелочка».
КОНКУРСЫ: Цепочка-навесить баранки на нить дети имамы
участники садятся в круг. Ведущий подходит к каждому участнику и
предлагает вытянуть из коробки кухонный предмет (например,
ложка, половник, сковорода и так далее). Когда всем достанутся
предметы, ведущий встает в центр круга, и начинается игра. Ведущий
задает игрокам по очереди вопросы, а игроки должны отвечать на эти
вопросы только название своего кухонного предмета. Например,
ведущий спрашивает: «На чем ты сидишь?». Игрок, если ему попалось
слово «кастрюля», должен ответить: «На кастрюле». Также можно
задавать вопросы «Что у тебя на лице?», «На чем ты спишь?» и так
далее. Если игрок, которому задавали вопрос, засмеется или скажет
что-то лишнее, то он должен выполнить задание, которое даст
ведущий
ИГРА-ЗАБАВА: НАЙДИ СВОЙ БАШМАЧЕК
• Конкурс для зрителей «Что это?» :
Хурма – фрукт
Сазан – рыба
Изюм – ягода
Корица – пряность
Кокос – орех
Дыня – ягода
Палтус – рыба
Рис – крупа
Голубика – ягода
Вишня – ягода
Баклажан – овощ
Вобла – рыба
Фисташки – орехи
Виноград – ягода
Бычки – рыба
Брусника – ягода
Бобы – овощ
Топинамбур – овощ
Индейка – птица
Артишок – овощ
Квас – напиток
Кефаль – рыба
Кольраби – капуста
Кумыс – напиток
Арбуз – ягода
Рябчик – птица
Пастернак – овощ
Киви – фрукт
Лавровый лист – пряность
Пшено – крупа
Редька – овощ
Лимон – фрукт
Клубника – ягода
Сморчок – гриб
Медовуха – напиток
Стерлядь – рыба
Ребенок 1. Аня С.
Начинаю петь частушку,
Первую, начальную.
Я хочу развеселить,
Публику печальную! 4.
Ребенок 2. Данил
Чтобы маму на работу,
Злой будильник не будил.
Я ему сегодня на ночь,
Три детальки отвинтил!
Ребенок 3. Паша
Помогал я дома маме,
От души старался.
Чашки, ложки перемыл,
Чайник поломался!
Ребенок 4. Степа
Ой, спасибо, тебе мама
Что такого родила.
Озорного, боевого,
И Степаном назвала.
Ребенок 5.Настя Ф.
Что бы мама не грустила
И была довольною -
В паспорте ей нарисую
Рожицу прикольную.
Игра: РУЧЕЕК