Напоминание

Роль песочной технологии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста


Автор: Шатова Светлана Владимировна
Должность: педагог-психолог 1-ой квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида №26 "Реченька"
Населённый пункт: Ступино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль песочной технологии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




оль песочной технологии в развитии эмоциональной сферы детей

дошкольного возраста.

«Самая лучшая игрушка для детей-кучка песка»

К.Д.Ушинский

Слайд №2. Актуальность.

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в

сложные ситуации, требующие адекватных решений. Многие не

справляются, испытывают страх, тревожность, появляются трудности в

общении.

И поэтому одной из актуальных проблем сегодня является изучение

эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Никакое общение не

будет эффективным, если его участники не способны понимать состояние

другого и управлять собственными эмоциями. Эмоции играют важную роль в

жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на

нее. Но под действием ряда факторов у детей возникают негативные

эмоциональные переживания: тревожность, агрессия, замкнутость.

Негативные способы поведения дети переносят в игру. Игра-самый

органичный способ выразить переживания, исследовать мир, выстроить

отношения. Первые контакты детей происходят в песочнице: строится дом.

Слайд №3. Что же такое песочная технология?

Песочная технология – прекрасная возможность выразить своё

отношение к окружающему миру. Игры с песком имеют большое значение

для поддержания психического здоровья, развития познавательных

процессов, формируют гуманное, искренне отношение к людям и всему

живому.

Слайд №4.

Цель: Развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств осознание

нравственных понятий детей посредством песочной технологии.

Задачи: 1.Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной

сферы детей, атмосферу благополучия в д/саду.

2.Наладить тесное взаимодействие с родителями.

3.Разнообразить способы песочной технологии и разработать систему

занятий с детьми.

4.Изучить рекомендации по проблеме песочной технологии.

Слайд №5.

Предметно-развивающая среда.

Для проведения занятий с использованием песочной технологии в нашем

ДОУ имеется специальный кабинет. В нем находятся 5 водонепроницаемых

деревянных ящиков (песочницы). Дно и борта окрашены в синий, желтый,

розовый, зеленый цвета. Песок, коллекция миниатюрных фигурок для

обыгрывания заданий. Часто присутствуют игровые образы-куклы: песочная

Фея, гномы, верблюды, змеи, ящерицы (жители пустыни). С целью

погружения детей используются иллюстрации, картины.

Слайд №6. Подготовка к занятиям.

За основу взята методика, разработанная Мариеллой Зейц (книга

«Пишем и рисуем на песке).

Детям нравятся ритуалы подготовки к упражнения. Это активизирует

внимание, создают атмосферу безопасности и комфорта, снижают чувство

страха и тревоги. Массаж помогает расслабить ладони, запястья и руки,

сделать их более гибками. Если занятия провдятся с замкнутыми,

стеснительными детьми песок можно подогреть и насыпать его поверх рук.

Дети становятся более расслабленными, естественными. А гиперактивным,

раздражительным детям нужен прохладный песок. Он помогает

сконцентрироваться, охлаждая и расслабляя их. Детям очень нравится

упражнение: на спине другого ребенка он рисует какую-нибудь фигуру, и

другой должен ее изобразить

Слайд №7

Имеется Волшебный кувшин. Это кувшин эмоций- все дети

проговаривают в него все свои эмоции. А если кувшин наполнится

положительными эмоциями, то они превратятся в воду-это самое ценное в

пустыне.

Пирамида желаний- полка на которых расположены игрушки. Есть

специальные емкости с водой. Опуская в воду руки, дети роняют живые

капельки на песок.

Ребенок-экспериментатор, и как любому ученому ему нужна независимость.

Слайд №8. Путешествие в песочные фантазии.

Методы и приемы:

1.Исследовательская и практическая деятельность (работа с совочками,

формочками, кисточками).Экспериментирование, наблюдение, опыт.

2.Игровая деятельность ( обыгрывание ситуаций проливной дождь, знойное

солнце).

3.Словесные методы ( мини беседа- наши чувства, почему мне грустно,

чтение произведений литературы: стихи, сказки).

4.Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание иллюстраций).

Занятия организованы индивидуально и по подгруппам(3-5 чел.), 2 раза в

месяц.

Слайд №9. На одной планете педагоги идети. (работа с педагогами)

Результативность работы с детьми зависит от тесного взаимодействия

психолога с воспитателями. В каждой группе были оформлены

информационные стенды с полезными советами «Песок-помощник в

развитии сенсорных способностей». Воспитатели знакомятся с приемами и

способами работы с песком. Слушают музыку создают свои чудеса.

Слайд №10. «Подарим детям дом, где много света» (работа с родителями)

На родительских собраниях родителям были предложены варианты

игр, которые очень понравились родителям и нашли применение в их

повседневной деятельности с детьми.

«Чудесный пирог»-включается легкая музыка и педагог просит испечь

вкусный праздничный пирог. Затем по кругу просят присутствующих с

помощью одного слова нужно рассказать связно и последовательно рецепт

приготовления.

Все это помогает снизить эмоциональное напряжение и перенести родителей

в Мир детства.

Слайд №11.

Выводы:

1.Изучение литературы позволяет расширить кругозор, пополнить

профессиональные знания.

2.Большое значение для достижения положительного эмоционального

благополучия, так как затрагивает чувства , эмоции ребенка.

3.Для результативности необходимы условия, средства, методы, которые

стимулируют желания и интересы ребенка.

4.Снижает негативные проявления( страх, агрессию).

5.Оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления,

познавательных процессов.

6.Делает детей добрее, учит выражать свои эмоции.

7.Достижение результатов невозможно без доверительного

взаимоотношения с родителями.

Слайд №12

Итак: работая с песком- Песок раскрывает перед нами многие свои

секреты. Теперь Вы знаете, какие чудеса можно творить с его помощью.

Мы поделились с Вами идеями, а дальше поведут Вас - Ребенок, Любовь,

Фантазия и Творчество. В Добрый час!

Литература:

ЕпанчинцеваО.Ю.Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы

детей дошкольного возраста.-Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010.

Педагог-психолог С.В.Шатова

Январь 2019г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика