Автор: Шатова Светлана Владимировна
Должность: педагог-психолог 1-ой квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида №26 "Реченька"
Населённый пункт: Ступино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль песочной технологии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
оль песочной технологии в развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста.
«Самая лучшая игрушка для детей-кучка песка»
К.Д.Ушинский
Слайд №2. Актуальность.
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в
сложные ситуации, требующие адекватных решений. Многие не
справляются, испытывают страх, тревожность, появляются трудности в
общении.
И поэтому одной из актуальных проблем сегодня является изучение
эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Никакое общение не
будет эффективным, если его участники не способны понимать состояние
другого и управлять собственными эмоциями. Эмоции играют важную роль в
жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на
нее. Но под действием ряда факторов у детей возникают негативные
эмоциональные переживания: тревожность, агрессия, замкнутость.
Негативные способы поведения дети переносят в игру. Игра-самый
органичный способ выразить переживания, исследовать мир, выстроить
отношения. Первые контакты детей происходят в песочнице: строится дом.
Слайд №3. Что же такое песочная технология?
Песочная технология – прекрасная возможность выразить своё
отношение к окружающему миру. Игры с песком имеют большое значение
для поддержания психического здоровья, развития познавательных
процессов, формируют гуманное, искренне отношение к людям и всему
живому.
Слайд №4.
Цель: Развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств осознание
нравственных понятий детей посредством песочной технологии.
Задачи: 1.Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной
сферы детей, атмосферу благополучия в д/саду.
2.Наладить тесное взаимодействие с родителями.
3.Разнообразить способы песочной технологии и разработать систему
занятий с детьми.
4.Изучить рекомендации по проблеме песочной технологии.
Слайд №5.
Предметно-развивающая среда.
Для проведения занятий с использованием песочной технологии в нашем
ДОУ имеется специальный кабинет. В нем находятся 5 водонепроницаемых
деревянных ящиков (песочницы). Дно и борта окрашены в синий, желтый,
розовый, зеленый цвета. Песок, коллекция миниатюрных фигурок для
обыгрывания заданий. Часто присутствуют игровые образы-куклы: песочная
Фея, гномы, верблюды, змеи, ящерицы (жители пустыни). С целью
погружения детей используются иллюстрации, картины.
Слайд №6. Подготовка к занятиям.
За основу взята методика, разработанная Мариеллой Зейц (книга
«Пишем и рисуем на песке).
Детям нравятся ритуалы подготовки к упражнения. Это активизирует
внимание, создают атмосферу безопасности и комфорта, снижают чувство
страха и тревоги. Массаж помогает расслабить ладони, запястья и руки,
сделать их более гибками. Если занятия провдятся с замкнутыми,
стеснительными детьми песок можно подогреть и насыпать его поверх рук.
Дети становятся более расслабленными, естественными. А гиперактивным,
раздражительным детям нужен прохладный песок. Он помогает
сконцентрироваться, охлаждая и расслабляя их. Детям очень нравится
упражнение: на спине другого ребенка он рисует какую-нибудь фигуру, и
другой должен ее изобразить
Слайд №7
Имеется Волшебный кувшин. Это кувшин эмоций- все дети
проговаривают в него все свои эмоции. А если кувшин наполнится
положительными эмоциями, то они превратятся в воду-это самое ценное в
пустыне.
Пирамида желаний- полка на которых расположены игрушки. Есть
специальные емкости с водой. Опуская в воду руки, дети роняют живые
капельки на песок.
Ребенок-экспериментатор, и как любому ученому ему нужна независимость.
Слайд №8. Путешествие в песочные фантазии.
Методы и приемы:
1.Исследовательская и практическая деятельность (работа с совочками,
формочками, кисточками).Экспериментирование, наблюдение, опыт.
2.Игровая деятельность ( обыгрывание ситуаций проливной дождь, знойное
солнце).
3.Словесные методы ( мини беседа- наши чувства, почему мне грустно,
чтение произведений литературы: стихи, сказки).
4.Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание иллюстраций).
Занятия организованы индивидуально и по подгруппам(3-5 чел.), 2 раза в
месяц.
Слайд №9. На одной планете педагоги идети. (работа с педагогами)
Результативность работы с детьми зависит от тесного взаимодействия
психолога с воспитателями. В каждой группе были оформлены
информационные стенды с полезными советами «Песок-помощник в
развитии сенсорных способностей». Воспитатели знакомятся с приемами и
способами работы с песком. Слушают музыку создают свои чудеса.
Слайд №10. «Подарим детям дом, где много света» (работа с родителями)
На родительских собраниях родителям были предложены варианты
игр, которые очень понравились родителям и нашли применение в их
повседневной деятельности с детьми.
«Чудесный пирог»-включается легкая музыка и педагог просит испечь
вкусный праздничный пирог. Затем по кругу просят присутствующих с
помощью одного слова нужно рассказать связно и последовательно рецепт
приготовления.
Все это помогает снизить эмоциональное напряжение и перенести родителей
в Мир детства.
Слайд №11.
Выводы:
1.Изучение литературы позволяет расширить кругозор, пополнить
профессиональные знания.
2.Большое значение для достижения положительного эмоционального
благополучия, так как затрагивает чувства , эмоции ребенка.
3.Для результативности необходимы условия, средства, методы, которые
стимулируют желания и интересы ребенка.
4.Снижает негативные проявления( страх, агрессию).
5.Оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления,
познавательных процессов.
6.Делает детей добрее, учит выражать свои эмоции.
7.Достижение результатов невозможно без доверительного
взаимоотношения с родителями.
Слайд №12
Итак: работая с песком- Песок раскрывает перед нами многие свои
секреты. Теперь Вы знаете, какие чудеса можно творить с его помощью.
Мы поделились с Вами идеями, а дальше поведут Вас - Ребенок, Любовь,
Фантазия и Творчество. В Добрый час!
Литература:
ЕпанчинцеваО.Ю.Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы
детей дошкольного возраста.-Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010.
Педагог-психолог С.В.Шатова
Январь 2019г.