Автор: Вельская Надежда Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Сказка"
Населённый пункт: город Когалым, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Метод ТРИЗ - технологии "Системный оператор" как средство развития творческой инициативы дошкольника.
Раздел: дошкольное образование
Метод ТРИЗ - технологии «Системный оператор» как средство развития
творческой инициативы дошкольника
.
Вельская Надежда Георгиевна
воспитатель МАДОУ «Сказка»
г. Когалым, Тюменской области
Одна из первостепенных задач воспитания и обучения, согласно
ФГОС ДО это воспитание поколения детей, обладающих высоким
творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых,
гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих
способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у
всех детей
.
Именно технология ТРИЗ наиболее полно позволяет педагогу
реализовывать эти важнейшие принципы в доступной и интересной для
детей форме. Опыт работы показал, что
применение элементов ТРИЗ в
развитии дошкольников
раскрепощает детей,
позволяет обучать детей
способам самостоятельного добывания информации возможно и через
поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение,
и через игры , учит их думать, искать решение проблем.
Методы и приёмы известные в ТРИЗ - технологии разнообразны одним из
них является «системный оператор». Создание его принадлежит советскому
ученому Генриху Альтшуллеру. Это одно из первых упражнений развития
системного логического мышления, позволяющее видеть объект
одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также
его антисистему - Альтшуллер выделяет такое понятие, изучаемой системы.
Это своеобразные враги исследуемого объекта, которые каким-то образом
мешают ему.
Как же работает системный оператор?
По сути — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного
процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:
Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже
преобразовать.
Подсистема. Это то, что входит в систему — ее составляющие части.
Надсистема. Это система более высокого уровня, частью которой и
является изучаемый нами объект.
Прошлое. Чем или кем объект был раньше? Какими были его
свойства, возможности, задачи?
Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы
его функции?
Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через
какое именно? Почему?
Антисистема
Например, изучаемый объект кошка (показ с помощью картинок на
самодельном экране)
Система. Кошка
Подсистема. Лапки, ушки, усики, кожаный нос, пушистый хвост,
смешная мордочка и т.д.
Надсистема. Домашние животные.
Прошлое. Раньше она была котенком. Ее воспитывала мама-кошка,
которая учила дочку кушать, ходить, охотиться и убегать от врагов.
Настоящее. Сейчас кошке уже 3 года. Она большая, пушистая,
любимая.
Будущее. Кошка будет расти, постепенно состариться.
Антисистема. Кошки боятся собак и с ними не дружат. А еще кошки
бояться воды, хотя могут плавать.
Или другой пример:
Система. Спелый помидор.
Подсистема. Кожица, мягкая серединка, семечки.
Надсистема. Растения. Овощи.
Прошлое. Был крошечной зеленой помидоркой, которая появилась на
помидорном кусте.
Настоящее. Сейчас это спелый овощ ярко-красного цвета. Сладкий и
сочный. Помидор очень полезен для здоровья.
Будущее. Мы его порежем на кусочки, смешаем с другими
порезанными овощами и приготовим салат.
Антисистема. Помидоры боятся всяких жучков и червячков, которые
пытаются их скушать еще на грядке.
Такая технология, с одной стороны, предельно проста. Но, с другой стороны,
она позволяет детям любого возраста получить исчерпывающую
информацию о том объекте, который они изучают.
В младшем дошкольном возрасте «системный оператор» помогает
развивать умение анализировать и обобщать; развивать воображение,
знакомить и обучать, Для анализа можно брать объекты неживой природы из
ближайшего окружения детей (предметы мебели, транспорта, одежду,
игрушки) и объекты живой природы (домашние и дикие животные, птицы).
Сначала рассматривают подсистемные признаки, сразу после названия
системы (объекта), а потом уже определяют, в какую надсистему она входит.
Возможно, формирование у детей представления об изменениях объекта во
времени, используя в работе технологические цепочки. В зависимости от
индивидуальных особенностей детей, постепенно увеличивая длину цепочки.
В младшем возрасте достаточно двух-трёх вариантов.
В среднем дошкольном возрасте анализа объектов идет с помощью пяти
экранов « волшебного телевизора, где мы можем рассмотреть, из чего
состоит и частью чего является интересующий нас объект. Дети узнают
функциональные особенности отдельных частей самой системы и
подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх. Проводится
анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы,
надсистемы и подсистемы.
Для детей старшего дошкольного возраста используется полная версия
«системного оператора» – девятью экранами. Рассматривая объект, дети
определяют, из каких частей он состоит, его
видовую принадлежность
(транспорт, игрушка, одежда), выясняют историю возникновения данного
объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления. Далее детям
предоставляется возможность представить, каким станет объект в будущем:
его функции, внешний вид, как он будет называться. В старшем дошкольном
возрасте обучают детей соблюдать правильную последовательность, так как
она даёт более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему.
Формирует у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей
любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в
определённый отрезок времени, признаки и строение, то есть ребёнок
получает не хаотичные разрозненные знания, а целостную картину мира.
Используя в работе с детьми «системный оператор», можно не всегда
рассматривать все экраны на одном занятии или в одной игре.
Рассматриваются только те экраны, которые нужны в данный момент для
достижения какой-либо цели.
Таким образом, использование метода «системного оператора», позволяет
развивать воображение и фантазию, мышление и творческие способности
детей, а знания, полученные в увлекательной и интересной для детей форме,
обеспечивают их прочное усвоение и систематизацию.