Автор: Мананникова Марина Алексеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №168"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Использование информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Использование информационно – коммуникационных
технологий в работе музыкального руководителя ДОУ.
Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом
отличается от мира, в котором выросли его родители и его невозможно
представить без интернета и информационно-коммуникационных
технологий. Возможности, предоставляемые интернет - ресурсами,
позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в
системе дошкольного образования. Это предъявляет качественно новые
требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного
образования.
Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием,
сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской
Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов,
затрагивающих все основные направления модернизации образовательной
системы и ставит перед педагогами-дошкольниками следующие задачи:
- идти в ногу со временем;
- стать для ребёнка проводником в мир новых технологий;
- быть наставником в выборе компьютерных программ;
- сформировать основы информационной культуры его личности;
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность
родителей;
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех
направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:
1. Организационное:
- Модернизация методической службы;
- Совершенствование материально – технической базы;
- Создание определенной информационной среды.
2. Педагогическое:
- Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
- Внедрение ИКТ в образовательное пространство.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»
дошкольное образование является одним из уровней общего образования.
Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью
современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет
довольно длительную историю, но в детском саду такого распространения
компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу
педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных
ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно
обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его
эффективность.
Что же такое ИКТ?
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере
образования, использующие специальные технические средства (ПК,
мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это
комплекс учебно – методических материалов, технических и
инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе,
формах и методах их применения для совершенствования деятельности
специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей,
специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции)
детей.
Как музыкальный руководитель я не представляю свою работу без
интернет - ресурсов. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно –
образное мышление. Главным принципом при организации деятельности
детей этого возраста является принцип наглядности. Использование
разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и
динамического позволяет мне быстрее достичь намеченной цели во время
музыкальных занятий с детьми. Использование интернет – ресурсов
позволяет сделать образовательный процесс информационно ёмким,
зрелищным и комфортным.
Я делаю подборку иллюстративного и видеоматериалов к играм, к
занятиям и утренникам, минусовых и плюсовых фонограмм песен.
Предъявление информации на большом экране в игровой форме вызывает у
детей огромный интерес. Теперь ребёнок может музыку не только слышать,
но и видеть в интерпретации разных авторов видеороликов. Особенно это
касается классической музыки, (например «Времена года» П.Чайковского или
Вивальди, «Картинки с выставки» М.Мусоргского, «Детский альбом»
П.Чайковского и т.д.), при восприятии которой ребёнку очень сложно
представить некоторые образы, тем более что у каждого человека они свои и
очень индивидуальны. И конечно же видеоизображение какой-либо
музыкальной пьесы или песни несёт в себе образный тип информации,
понятный дощкольникам. Движение, звук, мультипликация на экране
привлекают внимание ребёнка и обладают стимулом познавательной
активности детей.
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это
наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых
методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам
независимо от места их проживания. Информационно – методическая
поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время
подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе
наглядных пособий к занятию.
С помощью интернета я делаю подбор дополнительного материала к
занятиям, знакомлюсь со сценариями праздников и других мероприятий,
обмениваюсь опытом с другими педагогами России. Сетевые сообщества
педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые
методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться
педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по
использованию различных методик, технологий..
С помощью программы Power Point делаю презентации для
повышения эффективности образовательной деятельности детей.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и
развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных
исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом
порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что
позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и
ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации –
формирование у малышей системы мыслей и образов. Подача материала в
виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает
ресурсы здоровья детей.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет
построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически
корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслей,
деятельности, гуманизации содержания обучения и
педагогических
взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций
целостности.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса
зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких
образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от
содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения
детей имеет следующие достоинства:
- Осуществление полисенсорного восприятия материала;
- Возможность демонстрации различных объектов с помощью
мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно
увеличенном виде;
- Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую
презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого
детьми из учебной литературы;
- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия
сохранной сенсорной системе;
- Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать
для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в
качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия
эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой
интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным
материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Использование цифровой фотоаппаратуры, видеокамеры и
соответствующих программ позволяют запечатлеть утренники и
развлечения, а затем создать незамысловатые фильмы и фотоотчёты. Затем
мы их просматриваем и обсуждаем вместе с детьми, отчего они получают
большое удовольствие, даже если сами находят ошибки.
ИКТ очень помогают в оформлении документации. Это составление
перспективных и календарных планов, диагностики в электронном виде.
Достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить
необходимые изменения.
Важным аспектом в своей работе я считаю своё участие, и участие
детей в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах,
викторинах, олимпиадах, что повышает мой уровень самооценки, как
педагога, а так же и моих воспитанников. Очное участие в таких
мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых
затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. Но при
этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество
зарегистрированных пользователей.
Таким образом, внедрение информационных технологий в ДОУ
имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств
обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и
способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая
динамика занятия способствует эффективному усвоению материала,
развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему
запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное
мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида
памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из
окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например,
рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя
или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например,
воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой
исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет
самостоятельно или вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими
ограниченные возможности.
Использование информационных технологий поможет педагогу
повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду
положительных следствий:
- обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и
эмоциональной окрашенности;
- облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;
- возбуждение живого интереса к предмету познания;
- расширение общего кругозора детей;
- возрастание уровня использования наглядности на занятии;
- повышение производительности труда педагога.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех
проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим
средством обучения. Не менее важны и современные педагогические
технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто
вложить в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь,
создать условия для проявления его познавательной активности.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными
(или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый
уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации
обучения и воспитания.
Итак, использование средств информационных технологий позволит
сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и
эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые
возможности раннего образования.
Информатизация образования открывает педагогам новые
возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых
методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию
инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного
процессов. В последнее время информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации
воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
В отличие от обычных технических средств обучения
информационно-коммуникационные технологии позволяют не только
насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных,
соответствующим образом организованных знаний, но и развивать
интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в
дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование информационных технологий в образовании дает
возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-
образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.