Автор: Каверзина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 2 "Солнышко"
Населённый пункт: Забайкальский край, город Борзя
Наименование материала: Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: «Геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Солнышко»
Конспект НОД по познавательному развитию
детей 6–7 лет с ОВЗ
Тема: «Геометрические фигуры
круг, квадрат, треугольник»
Воспитатель: Каверзина С. В.
Борзя, 2017
Цель:
- актуализировать и закреплять представления об основных признаках
геометрических фигур круг, квадрат, треугольник; развивать умение выделять и выражать
в речи признаки сходства и различия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) на
основе полисенсорного восприятия, а также используя приём наложения фигур друг на
друга; развивать навыки порядкового счёта в пределах 10; закреплять оптико-графический
образ цифр от 1 до 5 на основе зрительного восприятия и счёта; развивать умение
составлять фигуры из нескольких частей.
- развивать основные мыслительные операции, внимание, память, зрительный
гнозис, тактильное восприятие, целостное восприятие, сенсорно-перцептивные действия,
пространственный анализ и синтез, координацию в системе «глаз - рука», счётные навыки;
обогащать элементарный математический словарь.
- воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности,
уважительное отношение к педагогу и детям, воспитывать потребность в речевом
общении.
Оборудование:
Демонстрационный материал: изображения ёлки, медвежонка, паровоза без колёс,
«колёса» (круги, квадрат, треугольник, геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник) разного цвета, цифры от 1 до 10.
Раздаточный материал: тарелочки с геометрическими фигурами (круг, квадрат,
треугольник, тарелочки с разрезанными на части геометрическими фигурами, медвежонок
и ёлочка (цветные изображения или игрушки).
Ход НОД:
Воспитатель обращает внимание детей на ёлочку, на которой расположены
геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник:
- Дети, посмотрите, медвежонок уже начал подготовку к Новому году – украсил
ёлочку. Давайте полюбуемся на зелёную красавицу! Чем же украшена ёлочка?
(Геометрическими фигурами).
- Вспомните название этих фигур, назовите, какого они цвета. (Жёлтый
треугольник, красный круг, жёлтый круг, зелёный квадрат, синий треугольник).
Работа с демонстрационным материалом.
Игра: «Геометрическая мозаика».
Цель: формирование знаний о геометрических фигурах и их свойствах (форма,
размер и др.), развитие словесно-логического мышления,
развивать навыки порядкового
счёта в пределах 10. Игра также развивает точность и избирательность восприятия,
креативные способности, навыки конструирования, способность к ускорению
деятельности.
Воспитатель обращает внимание детей на цифры от 1 до 10, написанные в центре
каждой фигуры. Воспитатель просит одного из детей выйти к доске и «снять» с ёлочки
геометрические фигуры и расположить их на доске в ряд слева направо в прямом порядке
ведущей рукой.
Затем воспитатель производит выборочный опрос детей – счёт в прямом и
обратном порядке.
Игра «Подбери колёса».
Цель: Закрепить умение соотносить по форме предмет с плоскостной фигурой;
активизировать словарь прилагательных «круглый», «квадратный», «треугольный»,
развивать наглядно-образное мышление, зрительную память.
У детей на столах – тарелочки с геометрическими фигурами (круг, квадрат,
треугольник).
- Дети, медвежонок очень хочет покататься на паровозике, но не может этого
сделать. Как вы думаете, почему? (У паровоза нет колёс). Воспитатель прикрепляет к
паровозику «колёса», среди которых круги, квадрат, треугольник.
- Теперь колёса у паровозика есть, но он всё равно не может тронуться с места.
Почему? (Мешают квадрат и треугольник). Давайте поподробнее расскажем и покажем
медвежонку, почему треугольник и квадрат невозможно использовать в качестве колёс для
паровоза.
Затем воспитатель предлагает детям попарно сравнить фигуры – круг и квадрат,
круг и треугольник, квадрат и треугольник. Дети находят соответствующие фигуры в
тарелочках, сравнивают эти фигуры путём наложения друг на друга, обобщают в речи
итоги сравнения.
- Молодцы, дети, вот теперь медвежонок сможет прокатиться на паровозике!
Физкультминутка.
Нам пора передохнуть
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)
Встали ровно. Наклонились.
Раз - вперёд, а два — назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем. (Приседания.)
Работа с раздаточным материалом.
Игра: «Собери фигуру».
Цель: развитие мыслительных операций анализа и синтеза, целостность
восприятия.
- Дети, у медвежонка произошла небольшая неприятность: он наряжал ёлку и не
удержал в своих лапках ёлочные украшения. Посмотрите – от фигур остались лишь части.
Давайте поможем медвежонку собрать части фигур.
Выполнение детьми предметно-практических действий по составлению
геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) из частей. Анализ выполненных
действий: «Какого цвета треугольник? Как называется фигура синего цвета? Из скольких
частей состоит круг? »
Упражнение: «Штриховка»
Цель: развитие зрительно-моторной координации, устойчивости внимания,
наглядно-действенного мышления.
Материал к заданию: лист бумаги, карандаши, трафареты геометрических фигур.
Воспитатель предлагает детям, используя трафареты (геометрических фигур),
обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не переходя границы контура. Линии
штриховки могут быть разными: прямые, наклонные, волнистые.
Итог НОД. Обобщающие вопросы по теме и содержанию занятия (словесный
отчёт детей о проделанной работе). Мотивированная оценка деятельности детей.