Автор: Спиридонова Раиса Евгеньевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №14" ИГОСК
Населённый пункт: г.Изобильный Ставропольский край
Наименование материала: Буклет для педагогов
Тема: « Профилактика плоскостопия»
Раздел: дошкольное образование
« Профилактика плоскостопия»
Цель: Способствовать формированию у детей
привычки бережного отношения к собственном
здоровью.
Задачи: Предупредить развитие плоскостопия.
Закрепление опорнодвигательного аппарата
специальными движениями. Воспитывать
любовь к здоровому образу жизни.
Предварительная работа: подбор физических
упражнений, изготовление оборудования,
подбор музыкального сопровождения.
Земля – наш общий дом! Так будем мы,
здоровы в нем!
Все мы живем на планете Земля. И всем
известно, что состояние нашего окружающего
мира напрямую зависит от нас самих. Поэтому
мы бережно должны относиться к нашему дому
– планете Земля, заботиться о ней, оберегать ее.
Но для того, чтобы было, кому оберегать ее, мы
сами должны заботиться о своем здоровье,
причем начинать воспитывать любовь к
здоровому образу жизни с самого раннего
детства. Одним из распространенных
заболеваний нашего времени, о котором мы
сегодня поговорим, является плоскостопие.
Плоскостопие – это деформация стопы,
вызванная уменьшением высоты свода.
Стопа в дошкольном возрасте находится в
стадии интенсивного развития, ее
формирование еще не завершено, поэтому
любые неблагоприятные внешние воздействия
могут привести к возникновению
функциональных нарушений. Для
предупреждения такого заболевания, как
плоскостопие, нужно использовать упражнения
на укрепление мышц стопы и голени и
формирование свода стопы. Их можно
применять на занятиях по физической культуре,
а также на утренней зарядке, гимнастике после
дневного сна, в качестве домашних занятий и
т.д. Дозировка упражнений должна зависеть от
возраста и уровня подготовленности детей и
может составлять от четырех – пяти раз на этапе
разучивания упражнений, до десяти –
двенадцати раз на этапе закрепления. Казалось
бы, какой пустяк – небольшая ложбинка на
ступне. Но она выполняет очень важную роль:
уменьшает нагрузку на кости и мышцы ног и
всего позвоночника, когда мы бегаем, прыгаем,
ходим.
- Отчего же стопа может стать плоской?
1. Неправильная обувь.
2. Не укреплены мышцы свода стопы. ( Ребенок
не делает утреннюю зарядку)
3. Происходит большая нагрузка на мышцы
стопы. ( Например, детям нельзя прыгать с
большой высоты и др.) Существует множество
упражнений для того, чтобы не допустить
развития плоскостопия. Сейчас мы покажем
некоторые из них. Комплекс упражнений. И.п.:
сидя на полу; ноги вытянуты вперед, руки
свободно лежат на ногах, спина прямая. 1. «
Здравствуйте – до свидания» Совершать
движение стопами от себя – на себя. (5 – 6 раз)
2. « Поклонились» Согнуть и разогнуть пальцы
ног. (8 – 10 раз) 3. «Пальчики поссорились,
помирились» Развести носки ног в стороны,
соединить вместе. (3 – 4 раза)
4. «Пяточки поссорились, помирились» Развести
пятки в стороны, свести вместе. (3 – 4 раза)
5. «Гусеница пошла гулять» Стопы стоят на полу.
Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы.
(2 – 3 раза)
6. «Кружки» Ноги вытянуты. Совершать круговые
движения стопами внутрь, затем наружу. (5 – 6
раз) И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.
7. «Ежик» Стопа опирается на мячик.
Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно,
максимально нажимая на него. (8 – 10 раз
каждой стопой)
8. «Перенеси мяч ногами» Мячик лежит около
ног справа. Захватить его стопами, поднять и
переложить налево со словами: «Перекладываю
мяч налево». Сделать то же упражнение в
обратном направлении. (4 – 6 раз)
9. «Покажи ежику солнце» Мячик зажат между
стопами. Не сгибая колени, поднять ноги,
удерживать их в таком положении на счет 1 – 3,
опустить. (8 – 10 раз)
10. «Растянем ленточку» Около пальцев ног
лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами,
ноги поднять и развести в стороны. (3 – 4 раза)
11. «Спрячь ленточку в домик» Поставив правую
стопу на ленточку, по сигналу взрослого
пальцами ноги подбирать ленточку под стопу.
Повторить другой ногой. И.п.: сидя на стуле.
12. «Нарисуй фигуру» Пальцами ног, захватывая
по одному карандашу, выкладывать фигуры.
(Квадрат, треугольник, стрелку, буквы) И.п.: сидя
на коврике.
13. «Султан» Сесть «по – турецки» (ноги крест –
накрест, наружные края стоп опираются о пол),
приговаривая: Я султан, я султан, Посмотри на
мой кафтан. И.п.: стоя. 13. Ходьба на носках с
разным положением рук (вверх, в стороны, на
плечах).
14. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.
15. «Мишка косолапый» Ходьба на внешней
стороне стопы.
16. «Шагаем по канату» Пройти по ребристой
доске босиком, руки в стороны.
В заключении хотелось бы дать советы по
предупреждению плоскостопия.
Советы по предупреждению плоскостопия.
• Внимание стопам нужно уделять буквально с
рождения. Тесные носки и ползунки
недопустимы. Нежелательно детям до года
надевать ботинки.
• Ребенок не должен ни в коем случае
донашивать чужую обувь
. • У детской обуви должен быть жесткий
задник, эластичная подошва, низкий устойчивый
каблук. • Ребенку необходимо как можно
больше двигаться. Малоподвижный образ
жизни приводит к общему ослаблению
организма, недостаточному развитию
кровеносной и дыхательной систем, нервному
истощению, деформации скелета,
плоскостопию.
• Необходимо формировать привычку ставить
ноги при ходьбе правильно (стопы
параллельно). Для тренировки предлагайте
пройти ребенку по бревну, доске, веревке.
• Полезно ходить босиком по различным
поверхностям.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад
комбинированного вида № 61»