Напоминание

Семинар « Организация и проведения занятий по развитию элементарных математических представлений в ДОУ»


Автор: Зиначёва Елена Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №20
Населённый пункт: Гайский городской округ Оренбургской области
Наименование материала: презентация
Тема: Семинар « Организация и проведения занятий по развитию элементарных математических представлений в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар « Организация и проведения занятий по

развитию элементарных математических

представлений в ДОУ»

Подготовила:

Старший воспитатель МАДОУ №20

Гайского городского округа

Оренбургской области

Воспитание и обучение детей в детском саду носит

образовательный характер и учитывает два направления

получения детьми знаний и умений: широкое общение

ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный

образовательный процесс.

"Умное” детство закладывает хороший фундамент

интеллектуальной деятельности личности. Современные

психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что

80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение

выдвигает высокие требования к организации воспитания

и обучения старших дошкольников

Для умственного развития детей существенное значение имеет

приобретение ими математических представлений, которые

активно влияют на формирование умственных действий, столь

необходимых для познания окружающего мира. Многие видные

психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают,

что формирование у ребенка математических представлений

должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в

процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений,

осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести

элементарную, прочную основу ориентировки в общих

математических понятиях.

Формированию и совершенствованию интеллектуальных

способностей способствует обучение детей математике в

дошкольном возрасте:

логике мысли,

рассуждений и действий,

гибкости мыслительного процесса,

смекалки и сообразительности,

развитию творческого мышления

.

Как сделать, чтобы дети во время занятия были

внимательны, не отвлекались, правильно и с

удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же

нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети

получали от занятия удовлетворение?

Самое главное, что для осуществления грамотного обучения

дошкольников, их математического развития воспитатель сам

должен знать предмет науки математики, психологические

особенности развития математических представлений детей и

методику работы, уметь планировать работу в области ФЭМП.

Таким образом, педагог в детском саду должен:

1) хорошо знать программу в целом и программу той возрастной

группы, в которой он работает в текущем учебном году;

2) знать возрастные и индивидуальные особенности своих

воспитанников;

3) уметь руководствоваться дидактическими принципами при

планировании и организации обучения;

4) знать методические основы развития у детей математических

представлений;

5) постоянно повышать квалификацию, быть в курсе современных

достижений науки и практики воспитания дошкольников.

Работа по формированию у дошкольников элементарных

математических представлений (ФЭМП), важнейшая часть их

общей подготовки к школе. Оно начинается с младшей группы.

Детей знакомят:

-со способами установления количественных и

пространственных отношений между предметами реального

мира;

- учат считать, прибавлять и вычитать в пределах 20;

- измерять длину, ширину, высоту предметов и

объём жидких и сыпучих тел;

- обследовать форму предметов;

- ориентироваться в пространстве и во

времени.

На этой основе у дошкольников формируются:

- представления о натуральном числе;

-об основных величинах;

-о простейших геометрических фигурах;

-о многообразии форм предметов;

-о пространственных направлениях и отношениях;

- о длительности некоторых временных отрезков (сутки,

неделя, месяц)

Формирование у дошкольников ЭМП невозможно осуществить

без опоры на наглядность. На каждом занятии дети работают с

наглядными пособиями, мелким счётным и другим материалом.

Необходимо с младшей группы воспитывать умение

пользоваться пособиями, поддерживать порядок на своём

рабочем месте, приучать детей работать организовано.

Материал программы формирования у детей

дошкольного возраста ЭМП распределён по

годам обучения. В программе каждой группы

имеются разделы: «Количество и счёт»,

«Величина», «Форма»,»Ориентировка в

пространстве»,»Ориентировка во времени»

Младшая группа

В младшей группе закладываются основы математического

развития детей. Продолжительность занятий 12-15 минут.

Новые знания даются постепенно с учётом того, что дети уже

знают и умеют делать. Внимание у детей 3-4 лет

непроизвольное, неустойчивое, способность запоминать

характеризуется непреднамеренностью. Для того чтобы

обеспечить активную работу детей на занятии, необходимо

широко использовать игровые приёмы и дидактические игры.

Игры организуются так, чтобы в действии

участвовали все дети и им не приходилось

ждать очереди.

Большое значение имеет использование привлекательных для

детей наглядных пособий. В каждом пособии ярко

подчёркивается именно тот признак, на который должно быть

направлено внимание малышей. Чтобы дать детям

представление об отношениях «длиннее -короче»,

демонстрирует полоски, контрастные по длине и однородные во

всех других отношениях

В данном возрасте воспитатель даёт детям образец каждого

нового способа действия. Стремясь предупредить возможные

ошибки он показывает все приёмы работы и детально

разъясняет последовательность действия. Объяснения его

предельно чётки, ясны, конкретны, даются в темпе доступном

восприятию маленького ребёнка. Наиболее сложные способы

действия демонстрируются 2-3 раза. В ходе работы важно

указывать детям на ошибки и выяснять их причины.

На одном занятии дают от 2 до 4 разных заданий. Каждое из

них повторяют не более 2-3 раз. Для осознания способа

действия детям предлагают в ходе работы сказать, что и как

они делают, а когда действие уже освоено перед началом

работы высказывать что и как надо делать « Что надо сделать,

чтобы узнать какая дощечка шире? Как узнать хватит ли всем

карандашей? Педагог должен использовать только те слова

смысл которых понятен детям. Чтобы поддержать интерес к

занятиям по математики воспитатель хвалит детей за

правильные действия и ответы как в ходе, так и в конце

занятий.

Средняя группа

В средней группе продолжительность занятий – 20 минут. На

каждом занятии идёт работа одновременно по новой теме и

повторению пройденного. С средней группе необходимо

ограничатся одно, двумя программными задачами. Внимание

четырёхлетних детей, как и трёхлетних ещё не устойчиво. Для

прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать

работой. Используются игры, в которых игровое действие

является в то же время элементарным математическим

действием: «Найди столько же», «Разложи по порядку» и др.

В конце занятия могут проводиться подвижные игры,

включающие ходьбу и бег: «Найди свой домик!», «Автомобили и

гаражи» и т.д. Они дают детям двигательную разрядку. На пятом

году жизни у детей интенсивно развивается способность к

исследовательской деятельности. В связи с этим необходимо

побуждать детей к более или менее самостоятельному

выявлению свойств и отношений математических объектов.

Педагог ставит перед детьми вопросы , требующие поиска.

(Почему круг катится, а квадрат не катится). Педагог

подсказывает, а если требуется, показывает, что нужно сделать,

чтобы найти на них ответ.

Дети приобретают знания опытным путём и отражают в речи, то

что непосредственно наблюдали. Дети данного возраста легко

запоминают слова и выражения, подчас не соотнося их с

конкретными предметами, их свойствами. С первых занятий

перед детьми ставят познавательные задачи, либо в форме

задания.(Сегодня мы будем учиться считать), либо оформляют

их в содержании действия- практического, игрового (Найди свой

автобус!», «Угости всех белочек!». Постановка задач придаёт

действиям детей целенаправленный характер.

В ходе объяснения нового материала детей привлекают к

совместным с педагогом действиями. Дети например, могут

показывать какой длины предмет, все вместе (хором)сосчитать

предметы и т.п. Чем разнообразнее работа детей с наглядными

пособиями, тем более сознательно они усваивают знания.

Воспитатель терпеливо выслушивает ответы детей, не спешит с

подсказкой, не договаривает за них. При необходимости даёт

образец ответа, ставит дополнительные вопросы, в отдельных

случаях начинает фразу, а ребёнок её заканчивает.

Все ошибки исправляют в процессе действия с дидактическим

материалом. Постепенно увеличивается объём заданий до 2-3

звеньев, например сосчитать кружки на карточки и отсчитать

столько же игрушек. На вопросы обращённые ко всем детям,

они учатся отвечать по одному. Однако в отдельных случаях

для активизации детей он прибегает к хоровым ответам.

Старшая группа

В старшей группе продолжительность занятий 25 минут, и заметно

увеличивается объём и темп работы. Изучение нового начинают с

повторения материала, который позволяет ввести новые знания в

систему раннее усвоенных. Повторение организуется в форме

игровых упражнений, решения задач (Найдите ошибку Незнайки,

Кого больше?) и т.д. и занимает от 1 до 5 минут. В старшей группе

широко используются комбинированные упражнения,

позволяющие одновременно решать 2-3 задачи. У детей 5 лет

повышается устойчивость внимания, однако длительно

выполнять однообразную работу не могут и нуждаются в частой

смене деятельности, в двигательной разрядке.

Работу требующую произвольного внимания, педагог чередует с

элементами игры. Количество однородных упражнений

ограничивают до 3-4. Включаются задания, связанные с

выполнением движений. Если такие задания отсутствуют, то на

12-14 минуте проводиться физминутка. Постановка задачи

позволяет возбудить у пятилетних детей познавательную

активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний

оказывается не достаточно для того, чтобы найти ответ на

поставленный вопрос и возникает потребность узнать что то

новое. «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?»

Известный детям приём приложения применять нельзя. Педагог

показывает новый способ сравнения длин с помощью мерки.

Развитию операций умственной деятельности(анализ, синтез,

сравнение, обобщение)в старшей группе уделяют большое

внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на

наглядность. Например сравнение производиться на основе

способов сопоставления и противопоставления (наложения,

приложения ,счёта, измерения). Большое значение в обучении

детей 5 лет по –прежнему имеет активное включение в работу

разных анализаторов.

В старшей группе расширяются виды наглядных пособий и

изменяется их характер. Теперь большое место занимает работа с

картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов,

рисунки могут быть схематичными.

С середины учебного года вводятся простейшие схемы

«числовые фигуры», «числовая лесенка»,»схема пути». Наглядной

опорой начинают служить «заместители» реальных предметов. В

работе с детьми 5-6 лет повышается роль словесных приёмов

обучения. Указания и пояснения педагогов направляют и

планируют деятельность детей. В старшей группе начинают

использовать словесные игры и игровые упражнения в основе

которых лежат действия по представлению «Скажи наоборот»,

«Кто быстрее назовёт» и т.д. Усложнение и вариантность приёмов

работы, смена пособий и ситуаций стимулирует проявление

детьми самостоятельности, активизируют их мышление.

Подготовительная группа

Перед детьми данной группы полезно ставить познавательные

задачи в каждой части занятия, указывая, что они уже знают,

умеют делать и чему должны научиться. Например: «Ребята вы

хорошо научились считать. Интересно узнать в каком порядке

идут числа, какое из них больше, какое меньше», «Рассмотрите

числовую лесенку и подумайте..». Знакомя детей с новым

материалом, воспитатель опирается на ранее усвоенное. У детей

уже накоплен достаточно большой запас математических знаний и

способов действий, поэтому в ходе рассмотрения нового

объяснять и показывать надо только то, что они не могут сделать

самостоятельно.

Изучение нового материала обычно строится так:

демонстрируются наглядные пособия и способы действия, затем

закрепляются новые знания, некоторые дети воспроизводят

действия под контролем воспитателя и всех детей в группе и,

наконец организуется самостоятельная работа детей с наглядным

материалом, завершающаяся проверкой и выводами. В

подготовительной группе изменяется характер самих пособий. С

одной стороны конкретные предметы заменяются их

изображениями, условными обозначениями, схемами, с другой,

детям предъявляются предметы отличающиеся всё большим

количеством признаков: цветом, размером, формой, разным

расположением.

Наглядность всё больше начинает служить средствам контроля.

Выполнением многих заданий: зрительных диктантов, решения

задач геометрического содержания. Воспитатель побуждает детей

привлекать наглядность для доказательства отдельных

положений, самостоятельно находить и применять те или иные

способы наглядного доказательства. Дети начинают наряду с

индуктивным (от частного к общему) всё более широко

использовать дедуктивный путь рассуждения (от общего к

частному), учатся обобщать и конкретизировать знания.

В ходе рассмотрения нового материала в подготовительной

группе можно использовать до 4-5 приёмов, но не больше, а для

закрепления знаний 2-3 приёма.

При появлении у детей первых признаков утомления воспитатель

проводит физминутку.

Заданиям целесообразно придавать игровой характер, включая

элементы соревнования, возможность выиграть. Большое

оживление в работу вносят занимательные задачи, замысловатые

вопросы, загадки, стихотворения, считалки, весёлые картинки

математической направленности

В конце занятия необходимо периодически побуждать

детей давать отчёт в том, что узнали, чему научились, что

удалось, что не удалось, кому и над чем надо поработать.

Воспитатель учит детей правильно сидеть, поднимать руку,

когда они знают, как выполнить задание, вести себя

сдержанно, не мешать товарищам, а при необходимости

помогать им.

Спасибо за внимание!



В раздел образования




Яндекс.Метрика