Автор: Зиначёва Елена Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №20
Населённый пункт: Гайский городской округ Оренбургской области
Наименование материала: презентация
Тема: Семинар « Организация и проведения занятий по развитию элементарных математических представлений в ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Семинар « Организация и проведения занятий по
развитию элементарных математических
представлений в ДОУ»
Подготовила:
Старший воспитатель МАДОУ №20
Гайского городского округа
Оренбургской области
•
Воспитание и обучение детей в детском саду носит
образовательный характер и учитывает два направления
получения детьми знаний и умений: широкое общение
ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный
образовательный процесс.
•
"Умное” детство закладывает хороший фундамент
интеллектуальной деятельности личности. Современные
психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что
80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение
выдвигает высокие требования к организации воспитания
и обучения старших дошкольников
•
Для умственного развития детей существенное значение имеет
приобретение ими математических представлений, которые
активно влияют на формирование умственных действий, столь
необходимых для познания окружающего мира. Многие видные
психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В. Тарунтаева) считают,
что формирование у ребенка математических представлений
должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в
процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений,
осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести
элементарную, прочную основу ориентировки в общих
математических понятиях.
Формированию и совершенствованию интеллектуальных
способностей способствует обучение детей математике в
дошкольном возрасте:
•
логике мысли,
•
рассуждений и действий,
•
гибкости мыслительного процесса,
•
смекалки и сообразительности,
•
развитию творческого мышления
.
•
Как сделать, чтобы дети во время занятия были
внимательны, не отвлекались, правильно и с
удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же
нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети
получали от занятия удовлетворение?
•
Самое главное, что для осуществления грамотного обучения
дошкольников, их математического развития воспитатель сам
должен знать предмет науки математики, психологические
особенности развития математических представлений детей и
методику работы, уметь планировать работу в области ФЭМП.
•
Таким образом, педагог в детском саду должен:
1) хорошо знать программу в целом и программу той возрастной
группы, в которой он работает в текущем учебном году;
2) знать возрастные и индивидуальные особенности своих
воспитанников;
3) уметь руководствоваться дидактическими принципами при
планировании и организации обучения;
4) знать методические основы развития у детей математических
представлений;
5) постоянно повышать квалификацию, быть в курсе современных
достижений науки и практики воспитания дошкольников.
•
Работа по формированию у дошкольников элементарных
математических представлений (ФЭМП), важнейшая часть их
общей подготовки к школе. Оно начинается с младшей группы.
•
Детей знакомят:
•
-со способами установления количественных и
пространственных отношений между предметами реального
мира;
•
- учат считать, прибавлять и вычитать в пределах 20;
•
- измерять длину, ширину, высоту предметов и
объём жидких и сыпучих тел;
•
- обследовать форму предметов;
•
- ориентироваться в пространстве и во
•
времени.
На этой основе у дошкольников формируются:
•
- представления о натуральном числе;
•
-об основных величинах;
•
-о простейших геометрических фигурах;
•
-о многообразии форм предметов;
•
-о пространственных направлениях и отношениях;
•
- о длительности некоторых временных отрезков (сутки,
неделя, месяц)
Формирование у дошкольников ЭМП невозможно осуществить
без опоры на наглядность. На каждом занятии дети работают с
наглядными пособиями, мелким счётным и другим материалом.
Необходимо с младшей группы воспитывать умение
пользоваться пособиями, поддерживать порядок на своём
рабочем месте, приучать детей работать организовано.
Материал программы формирования у детей
дошкольного возраста ЭМП распределён по
годам обучения. В программе каждой группы
имеются разделы: «Количество и счёт»,
«Величина», «Форма»,»Ориентировка в
пространстве»,»Ориентировка во времени»
Младшая группа
•
В младшей группе закладываются основы математического
развития детей. Продолжительность занятий 12-15 минут.
Новые знания даются постепенно с учётом того, что дети уже
знают и умеют делать. Внимание у детей 3-4 лет
непроизвольное, неустойчивое, способность запоминать
характеризуется непреднамеренностью. Для того чтобы
обеспечить активную работу детей на занятии, необходимо
широко использовать игровые приёмы и дидактические игры.
Игры организуются так, чтобы в действии
участвовали все дети и им не приходилось
ждать очереди.
•
Большое значение имеет использование привлекательных для
детей наглядных пособий. В каждом пособии ярко
подчёркивается именно тот признак, на который должно быть
направлено внимание малышей. Чтобы дать детям
представление об отношениях «длиннее -короче»,
демонстрирует полоски, контрастные по длине и однородные во
всех других отношениях
•
В данном возрасте воспитатель даёт детям образец каждого
нового способа действия. Стремясь предупредить возможные
ошибки он показывает все приёмы работы и детально
разъясняет последовательность действия. Объяснения его
предельно чётки, ясны, конкретны, даются в темпе доступном
восприятию маленького ребёнка. Наиболее сложные способы
действия демонстрируются 2-3 раза. В ходе работы важно
указывать детям на ошибки и выяснять их причины.
•
На одном занятии дают от 2 до 4 разных заданий. Каждое из
них повторяют не более 2-3 раз. Для осознания способа
действия детям предлагают в ходе работы сказать, что и как
они делают, а когда действие уже освоено перед началом
работы высказывать что и как надо делать « Что надо сделать,
чтобы узнать какая дощечка шире? Как узнать хватит ли всем
карандашей? Педагог должен использовать только те слова
смысл которых понятен детям. Чтобы поддержать интерес к
занятиям по математики воспитатель хвалит детей за
правильные действия и ответы как в ходе, так и в конце
занятий.
Средняя группа
•
В средней группе продолжительность занятий – 20 минут. На
каждом занятии идёт работа одновременно по новой теме и
повторению пройденного. С средней группе необходимо
ограничатся одно, двумя программными задачами. Внимание
четырёхлетних детей, как и трёхлетних ещё не устойчиво. Для
прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать
работой. Используются игры, в которых игровое действие
является в то же время элементарным математическим
действием: «Найди столько же», «Разложи по порядку» и др.
•
В конце занятия могут проводиться подвижные игры,
включающие ходьбу и бег: «Найди свой домик!», «Автомобили и
гаражи» и т.д. Они дают детям двигательную разрядку. На пятом
году жизни у детей интенсивно развивается способность к
исследовательской деятельности. В связи с этим необходимо
побуждать детей к более или менее самостоятельному
выявлению свойств и отношений математических объектов.
Педагог ставит перед детьми вопросы , требующие поиска.
(Почему круг катится, а квадрат не катится). Педагог
подсказывает, а если требуется, показывает, что нужно сделать,
чтобы найти на них ответ.
•
Дети приобретают знания опытным путём и отражают в речи, то
что непосредственно наблюдали. Дети данного возраста легко
запоминают слова и выражения, подчас не соотнося их с
конкретными предметами, их свойствами. С первых занятий
перед детьми ставят познавательные задачи, либо в форме
задания.(Сегодня мы будем учиться считать), либо оформляют
их в содержании действия- практического, игрового (Найди свой
автобус!», «Угости всех белочек!». Постановка задач придаёт
действиям детей целенаправленный характер.
•
В ходе объяснения нового материала детей привлекают к
совместным с педагогом действиями. Дети например, могут
показывать какой длины предмет, все вместе (хором)сосчитать
предметы и т.п. Чем разнообразнее работа детей с наглядными
пособиями, тем более сознательно они усваивают знания.
Воспитатель терпеливо выслушивает ответы детей, не спешит с
подсказкой, не договаривает за них. При необходимости даёт
образец ответа, ставит дополнительные вопросы, в отдельных
случаях начинает фразу, а ребёнок её заканчивает.
•
Все ошибки исправляют в процессе действия с дидактическим
материалом. Постепенно увеличивается объём заданий до 2-3
звеньев, например сосчитать кружки на карточки и отсчитать
столько же игрушек. На вопросы обращённые ко всем детям,
они учатся отвечать по одному. Однако в отдельных случаях
для активизации детей он прибегает к хоровым ответам.
Старшая группа
•
В старшей группе продолжительность занятий 25 минут, и заметно
увеличивается объём и темп работы. Изучение нового начинают с
повторения материала, который позволяет ввести новые знания в
систему раннее усвоенных. Повторение организуется в форме
игровых упражнений, решения задач (Найдите ошибку Незнайки,
Кого больше?) и т.д. и занимает от 1 до 5 минут. В старшей группе
широко используются комбинированные упражнения,
позволяющие одновременно решать 2-3 задачи. У детей 5 лет
повышается устойчивость внимания, однако длительно
выполнять однообразную работу не могут и нуждаются в частой
смене деятельности, в двигательной разрядке.
Работу требующую произвольного внимания, педагог чередует с
элементами игры. Количество однородных упражнений
ограничивают до 3-4. Включаются задания, связанные с
выполнением движений. Если такие задания отсутствуют, то на
12-14 минуте проводиться физминутка. Постановка задачи
позволяет возбудить у пятилетних детей познавательную
активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний
оказывается не достаточно для того, чтобы найти ответ на
поставленный вопрос и возникает потребность узнать что то
новое. «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?»
Известный детям приём приложения применять нельзя. Педагог
показывает новый способ сравнения длин с помощью мерки.
•
Развитию операций умственной деятельности(анализ, синтез,
сравнение, обобщение)в старшей группе уделяют большое
внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на
наглядность. Например сравнение производиться на основе
способов сопоставления и противопоставления (наложения,
приложения ,счёта, измерения). Большое значение в обучении
детей 5 лет по –прежнему имеет активное включение в работу
разных анализаторов.
•
В старшей группе расширяются виды наглядных пособий и
изменяется их характер. Теперь большое место занимает работа с
картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов,
рисунки могут быть схематичными.
•
С середины учебного года вводятся простейшие схемы
«числовые фигуры», «числовая лесенка»,»схема пути». Наглядной
опорой начинают служить «заместители» реальных предметов. В
работе с детьми 5-6 лет повышается роль словесных приёмов
обучения. Указания и пояснения педагогов направляют и
планируют деятельность детей. В старшей группе начинают
использовать словесные игры и игровые упражнения в основе
которых лежат действия по представлению «Скажи наоборот»,
«Кто быстрее назовёт» и т.д. Усложнение и вариантность приёмов
работы, смена пособий и ситуаций стимулирует проявление
детьми самостоятельности, активизируют их мышление.
Подготовительная группа
•
Перед детьми данной группы полезно ставить познавательные
задачи в каждой части занятия, указывая, что они уже знают,
умеют делать и чему должны научиться. Например: «Ребята вы
хорошо научились считать. Интересно узнать в каком порядке
идут числа, какое из них больше, какое меньше», «Рассмотрите
числовую лесенку и подумайте..». Знакомя детей с новым
материалом, воспитатель опирается на ранее усвоенное. У детей
уже накоплен достаточно большой запас математических знаний и
способов действий, поэтому в ходе рассмотрения нового
объяснять и показывать надо только то, что они не могут сделать
самостоятельно.
•
Изучение нового материала обычно строится так:
демонстрируются наглядные пособия и способы действия, затем
закрепляются новые знания, некоторые дети воспроизводят
действия под контролем воспитателя и всех детей в группе и,
наконец организуется самостоятельная работа детей с наглядным
материалом, завершающаяся проверкой и выводами. В
подготовительной группе изменяется характер самих пособий. С
одной стороны конкретные предметы заменяются их
изображениями, условными обозначениями, схемами, с другой,
детям предъявляются предметы отличающиеся всё большим
количеством признаков: цветом, размером, формой, разным
расположением.
•
Наглядность всё больше начинает служить средствам контроля.
Выполнением многих заданий: зрительных диктантов, решения
задач геометрического содержания. Воспитатель побуждает детей
привлекать наглядность для доказательства отдельных
положений, самостоятельно находить и применять те или иные
способы наглядного доказательства. Дети начинают наряду с
индуктивным (от частного к общему) всё более широко
использовать дедуктивный путь рассуждения (от общего к
частному), учатся обобщать и конкретизировать знания.
•
В ходе рассмотрения нового материала в подготовительной
группе можно использовать до 4-5 приёмов, но не больше, а для
закрепления знаний 2-3 приёма.
•
При появлении у детей первых признаков утомления воспитатель
проводит физминутку.
•
Заданиям целесообразно придавать игровой характер, включая
элементы соревнования, возможность выиграть. Большое
оживление в работу вносят занимательные задачи, замысловатые
вопросы, загадки, стихотворения, считалки, весёлые картинки
математической направленности
•
В конце занятия необходимо периодически побуждать
детей давать отчёт в том, что узнали, чему научились, что
удалось, что не удалось, кому и над чем надо поработать.
Воспитатель учит детей правильно сидеть, поднимать руку,
когда они знают, как выполнить задание, вести себя
сдержанно, не мешать товарищам, а при необходимости
помогать им.
•
Спасибо за внимание!