Напоминание

"Опыт применения интегрированных (бинарных) занятий в практическом обучении по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая"


Автор: Михайлова Олеся Евгеньевна
Должность: преподаватель зуботехнических дисциплин
Учебное заведение: ФГБОУ ВО БГМУ МЗ РФ Медицинский колледж
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: "Опыт применения интегрированных (бинарных) занятий в практическом обучении по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Опыт применения интегрированных (бинарных) занятий в практическом

обучении по специальности 31.02.05 Стоматология ортопедическая

В

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

среднего

профессионального

образования

третьего

поколения

реализация

учебного

процесса

должна

предусматривать

внедрение

компетентностного подхода и использование активных и интерактивных форм

проведения

занятий

(компьютерных

стимуляций,

деловых

и

ролевых

игр,

разработка конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых

дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития

общих и профессиональных компетенций обучающихся.

В

процессе

образовательной

деятельности

медицинского

колледжа

главенствующую

роль

занимает

ориентация

на

формирование,

как

нравственной личности, так и профессионально компетентной штатной единицы

системы здравоохранения. Цель современного образования состоит в том, чтобы

дать

обучающимся,

как профессиональные навыки, так и научить успешно,

справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.

Реализация

общих

компетенций

изложенных

в

действующем

образовательном

стандарте

для

специальности

31.02.05

Стоматология

ортопедическая позволяют существенно облегчить процесс адаптации молодежи

к

профессиональной

среде,

повысить

ее

конкурентоспособность,

научить

работать

в

команде.

Подготовка

высококвалифицированного

медицинского

работника, обладающего комплексом общих, профессиональных и личностных

качеств, способного успешно адаптироваться к быстро меняющимся задачам и

условиям

труда

в

лечебно-профилактических

учреждениях,

требует

использование адекватных форм и методов обучения и воспитания студентов

колледжа. Среди них важная роль отводится бинарным занятиям, которые могут

проводиться,

как в учебное время, так и в рамках внеаудиторной работы, и

предполагают совмещение теории и практики двух или нескольких предметов.

Бинарное занятие по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это

междисциплинарный внутренний краткосрочный или средней продолжительности

проект.

Бинарные

занятия служат

средством

повышения

мотивации

изучения

дисциплины, так как создают условия для практического применения знаний;

развивают аналитические способности и изобретательность; обладают огромным

воспитательным потенциалом. Стоит обратить внимание на то, что это творчество

двух педагогов, которое перерастает в творческий процесс у обучающихся, так как

изучение некой проблемы на стыке двух наук - это всегда интересно, такой вид

деятельности вызывает высокую мотивацию и как следствие творческий поиск.

Форма

бинарного

урока

позволяет

показать

связь

между

дисциплинами

и

профессиональными модулями, возможность интегрирования знаний из разных

областей, служит средством повышения мотивации к изучению дисциплин, так

как создает условия для практического применения знаний.

Прежде чем решиться на интегрированный урок, необходимо обратить в

единомышленника преподавателя

другой дисциплины, с которым затевается

интеграция.

Обоим

преподавателям

предстоит

определить

совместную

тему

(согласно

календарно

тематическому

плану)

для

интегрирования

своих

дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и

немалые

затраты

времени

и

сил,

гораздо

большие,

чем

при

подготовке

и

проведении раздельных занятий.

Сложность и в тоже время реализация творческого потенциала заключаются

в технологии взаимодействия двух преподавателей, в последовательности и в

порядке их сотрудничества, в содержании и в методах преподнесения материала,

в продолжительности каждого действия.

Партнерство между преподавателями

может строиться по-разному:

с равным долевым участием каждого из них;

возможно один из них будет выступать ведущим, а другой - ассистентом или

консультантом;

а

может

один

из

преподавателей

будет

вести

весь

урок

в

присутствии другого, как активного наблюдателя и гостя.

Любое интегрированное занятие связано с выходом за узкие рамки одной

дисциплины, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода

познания.

На

нем

можно

преодолеть

поверхностное

и

формальное

изучение

вопроса,

расширить

информацию,

изменить

аспект

изучения,

углубить

понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт

обучающихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.

Компоненты

разных дисциплин, объединяемые в одном занятии, становятся

системообразующими, вокруг них собирается и приводится в новую систему весь

учебный

материал

по

выбранной

теме.

Системообразующий

фактор

является

главным в организации занятия, поскольку именно он далее будет определять как

методику и технологию построения интеграции, так и правильность соединения

объединяемых компонентов учебного процесса.

В

образовательной

практике

Медицинского

колледжа

Башкирского

государственного медицинского университета подготовка

по специальности

31.02.05 Стоматология ортопедическая часто имеет место синхронный характер

проведения

практических

занятий

двух

подгрупп.

В

связи

с

этим

наряду

с

традиционными

методами

в

педагогической

практике

активно

применяется

бинарная модель обучения. В качестве примера объединения профессиональных

модулей

ПМ.

03

Изготовление

бюгельных

зубных

протезов

и

ПМ.

02

Изготовление несъемных протезов можно привести опыт проведения бинарного

занятия по теме: «Обработка, шлифовка, полировка каркаса бюгельного протеза и

несъемной

мостовидной

конструкции».

Целями

данного

занятия

являлось

повышение

эффективности

преподавания

на

основании

использования

междисциплинарных

связей,

что

способствовало

закреплению,

углублению

и

расширению

знаний

студентов.

Проведенный

анализ

алгоритма

манипуляций

позволил

оценить

уровень

знаний

обучающихся.

Развивающими

целями

проведения бинарного занятия стали развитие кругозора, логического мышления

и формирование научного представления о

практических этапах обработки,

шлифовки и полировки

металлических каркасов ортопедических конструкций.

Приведение на занятии междисциплинарных связей способствовало повышению

поисково-исследовательской деятельности студентов. Стоит отметить, что стояла

и воспитательная цель, в которой заключалась привить бережное отношение к

материально-технической базе учебной лаборатории. При проведении бинарного

занятия

были

использованы

такие

педагогические

приемы,

как

проведение

фронтального группового опроса, дидактическая игра «Ошибки зубного техника»,

мозговой штурм.

На

занятии

особое

внимание

уделялось

использованию

интерактивного

мультимедийного

оборудования,

что

способствовало

визуализации

учебной

информации, повышало интерес и мотивировало обучающихся на более глубокое

изучение темы занятия. В ходе проведения бинарного занятия большое внимание

было уделено важнейшим этапам

в технологиях изготовления каркасов как

бюгельных, так и несъемных ортопедических конструкций.

В заключении хотелось бы отметить, что использование

нестандартных

педагогических приемов, методов и технологий обучения, в данном случае –

технологии

бинарного

занятия,

способствовали

активизации

мыслительной

деятельности

обучающихся.

Проведение

такого

занятия

позволило

показать

будущим

специалистам

важность

этапов

изготовления

ортопедических

конструкций с учетом междисциплинарных связей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика