Автор: Криувошапкина Анна Егоровна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МБОУ Салбанская СОШ им.Е.М.Ларионова
Населённый пункт: Хонгор–Бие, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Применение практических и прикладных задач на уроках математики в 5-6 классах
Раздел: среднее образование
Применение практических и прикладных задач на уроках математики в 5-6 классах.
Практические задачи способствуют формированию правильного понимания природы
математики,
повышают
интерес
учащихся
к
самой
математике,
поскольку
для
подавляющего большинства учащихся ценность математического образования состоит в ее
практических
возможностях.
Традиционной
и
наиболее
естественной
формой
связи
учебной
работы
по
математике
с
сельскохозяйственным
производством
является
использование на уроках, так и во внеклассной работе задач из сельскохозяйственной
практики.
Наблюдения
за
отношением
учащихся
к
содержанию
учебных
задач
прикладного
характера
показывают,
что
содержание
учебной
задачи,
метод,
решения
которой освоен учащимися, вызывает у них интерес.
Условие прикладной задачи только тогда легко доходит до сознания учащихся, когда
они с описываемой производственной ситуацией в реальной действительности. Поэтому
при постановке производственных задач следует широко опираться на наглядные аналоги
из производственного окружения школы,
на трудовой опыт учащихся.
Умение
учащихся
решать
практические
и
прикладные
задачи
–
это
необходимое
условие
подготовки учащихся к экономической грамотности еще в стенах школы. Экономические
сведения помогают учащимся лучше понять особенности труда в промышленности и
сельском хозяйстве. Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является
одной из наиболее важных задач обучения. Школа должна дать такие знания, умения и
навыки,
которые
помогут
лучше
распознавать
в
явлениях
окружающей
жизни
математические
факты,
применять
математические
знания
к
решению
конкретных
практических
задач,
которые
повседневно
ставит
жизнь.
Это
и
бюджет
семьи,
планирование
расходов
на
покупку
различных
промышленных
и
продовольственных
товаров,
оплата
за
различные
коммунальные
услуги,
умение
пользоваться
услугами
банков.
Как средство активизации познавательной деятельности учащихся в обучение
вводится творческие задания по составлению задач. Такие задания предлагаются на этапе
изучения нового материала, так на этапе его закрепления. Самостоятельное составление
задач – есть убедительное свидетельство глубины познавательного интереса учащихся,
проявление
стремления
учащихся
к
познавательной
деятельности.
По
характеру
и
результатам
составление
задач
является
деятельностью
творческой.
Эта
деятельность
приносит удовлетворение ученику, ибо он знает, что результат ее личностно значим, а сама
деятельность
престижна,
высоко
оценивается
окружающими.
Придуманная
задача
решается учащимися в классе, экспонируется на школьной выставке, представляется на
конкурсе творческих работ.
Учащимся легко и интересно составить задачи, построить диаграммы и графики
используя данные из своего домашнего хозяйства. Существенное отличие от средних школ
поселков
и
города
заключается
в
том,
что
все
рассматриваемые
в
классе
задачи
практического содержания близки всем учащимся практически без исключения.
Учитывая то, что дети на уроках решают задачи все – таки не осмысливая, иногда и не
понимая необходимости практического применения полученных знаний, в конце учебного
года
на
этапе
повторения
учебного
курса,
обычно
провожу
уроки
–
практикумы
экономического характера, а также практические работы. Материалы для практических
работ
изготавливаются самими
учащимися во внеклассных занятиях, а эти занятия
способствуют
развитию
творческого
воображения,
внимания,
во сприятию
пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, учить
учащихся подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до
конца, пробуждают у учащихся живой интерес к изучаемому предмету. И считаю, что
именно эти уроки – практикумы, внеклассные занятия воспитывают в детях интерес к
сельскому труду, его значимость
в жизни родителей в условиях рыночной экономики,
чувство хозяина своей земли.